г. Ессентуки |
Дело N А25-981/2010 |
24 декабря 2010 года |
Апелляционное производство |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.12.2010,
дата изготовления постановления в полном объеме 24.12.2010
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сулейманова З.М.,
судей: Винокуровой Н.В., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Асланиди В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А25-981/2010 (судья Хутов Т.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агрострой"
к Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию "Дирекция капитального строительства", Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики, Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики
о взыскании 8 114 288 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: Петижев А.М. по доверенности от 04.06.2010,
от ответчиков: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Агрострой " (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с иском к Карачаево-Черкесскому республиканскому казенному предприятию "Дирекция капитального строительства" (далее - дирекция), Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство финансов) о взыскании 8 114 288 руб. долга, возникшего вследствие неоплаты выполненных и принятых строительных работ по договору подряда N 10-07 от 06.04.2007 на строительство объекта: "Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская Республика".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Министерство строительства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (далее - министерство строительства).
Определением от 06.09.2010 министерство строительства привлечено к участию в деле в качестве ответчика.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 16.09.2010 исковые требования удовлетворены. Взыскано с Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" в пользу ООО "Агрострой" 8 114 288 руб. долга по оплате выполненных и принятых работ. При недостаточности средств Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" сумма долга в указанном размере подлежит взысканию за счет казны Карачаево-Черкесской республики в порядке субсидиарной ответственности. В удовлетворении исковых требований за счет Карачаево-Черкесской республики в лице Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР за счет Казны Карачаево-Черкесской Республики, отказано.
Судебный акт мотивирован наличием доказательств надлежащего выполнения работ, обоснованностью заявленных требований и отсутствием доказательств оплаты задолженности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции министерство финансов обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части превышения лимитов, считая его незаконным и необоснованным, просит уменьшить взысканную судом сумму долга до 6 216 000 руб.
Министерство строительства считает доводы жалобы обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество согласно представленному отзыву считает доводы жалобы необоснованными, просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права, а именно рассмотрение дела в незаконном составе, суд апелляционной инстанции определением от 29.11.2010 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В связи с чем, решение суда первой инстанции от 16.09.2010 в порядке пункта 1 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
Ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей на заседание суда не обеспечили. При таких обстоятельствах, на основании ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель общества письменно заявил отказ от исковых требований в части взыскания долга в размере 6 383 300 руб., в связи с частичной оплатой долга ответчиком, что подтверждается платежным поручением N 633 от 13 12.2010.
Суд в порядке п.2 ст.49 АПК РФ в судебном заседании принимает отказ от иска в части взыскания суммы долга в размере 6 383 300 руб., поскольку это не противоречит законам и иным нормативным правовым актам, не нарушает права и законные интересы других лиц.
При таких обстоятельствах, производство по делу в части требований о взыскании 6 383 300 руб. долга, подлежит прекращению согласно п.4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Представитель истца исковые требования поддержал с учетом заявленных требований, просит взыскать с ответчика 1 230 988 руб. долга.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, апелляционный суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2007 и 2008 годах в бюджет было заложено 65 000, 00 тыс. руб., в том числе: в федеральный бюджет - 55 000, 00 руб.; в республиканский бюджет - 10 000, 00 руб.
Так в 2007 г., в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 99 от 28.03.2007 "О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2007 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в республиканском бюджете на 2007 год" для строительства объекта в бюджете было предусмотрено 3 000, 00 тыс. руб.
В соответствии с распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики N 174-р от 25.04.2007 "Об осуществлении платежей государственных капитальных вложений, финансируемых за счет средств федерального бюджета" было выделено на строительство объекта 55 000, 00 тыс. руб.
В соответствии с указанным постановлением, а также утвержденной дирекцией проектно-сметной документацией и протоколом заседания конкурсной комиссии 06.04.2007 между ООО "Агрострой" (Подрядчик) и Карачаево-Черкесским республиканским казенным предприятием "Дирекция капитального строительства" (Заказчик) заключен договор подряда N 10-07 на строительство объекта: "Реконструкция очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика".
По условиям данного договора Подрядчик обязался выполнить в соответствии с утвержденной Заказчиком проектно-сметной документацией, строительно-монтажные работы по реконструкции очистных канализационных сооружений, пос. Домбай, Карачаево-Черкесская республика и сдать ее результаты Заказчику, а Заказчик обязался принять результат выполненных работ и оплатить обусловленную настоящим договором их стоимость.
Согласно п. 3.3 договора подряда стоимость работ, поручаемых Подрядчику в 2007 году составила 57 125, 0 тыс. руб. (48 411, 02 тыс. руб., кроме того НДС - 8 713, 98 тыс. руб.).
Все, предусмотренные в 2007 году работы были Истцом выполнены в полном объеме на сумму 58 374 560 руб. Факт выполнения Подрядчиком и принятия Заказчиком работ на указанную сумму подтверждается следующими актами о приемке выполненных работ КС-2, справками о стоимости работ выполненных работ КС-3 и товарными накладными:
- 1 671 698 руб. (КС-3 N 1 от 18.05.2007 г.; КС-2 N 1от 18.05.2007);
- 11 460 932 руб. (КС-3 N 2 от 15.08.2007; КС-2 N 2 от 15.08.2007; КС-2 N 3 от 15.08.2007; товарная накладная N 189 от 28.09.2007);
- 3 368 009 руб. (КС-3 N 3 от 17.08.2007; КС-2 N 2 от 14.08.2007);
- 14 870 736 руб. (КС-3 N 4 от 24.09.2007; КС-2 N 4 от 24.09.2007);
- 17 339 826 руб. (КС-3 N 5 от 31.10.2007; КС-2 N 5 от 31.10.2007; КС-2 N 6 от 31.10.2007; КС-2 N 7 от 31.10.2007; КС-3 N 1 от 06.11.2007; КС-2 N 1 от 06.11.2007; КС-2 N 2 от 06.11.2007; акт сдачи-приемки работ N 2 от 25.10.2007; товарная накладная N 29 от 19.10.2007; товарная накладная N 1036 от 17.10.2007; товарная накладная N 500 от 20.09.2007; товарная накладная N ВОК00145 от 21.09.2007; товарная накладная N 153 от 28.08.2007; товарная накладная N 2 от 12.12.2007);
- 7 166 146 руб. (КС-3 N 6 от 12.12.2007; КС-2 N 8 от 12.12.2007; КС-2 N 9 от 12.12.2007; КС-2 N 10 от 12.12.2007; КС-2 N 11 от 12.12.2007; КС-3 N 3 от 25.11.2007; КС-2 N 3 от 25.11.2007; КС-3 б/н от 12.12.2007; КС-3 б/н от 12.12.2007; товарная накладная N 189 от 28.09.2007; товарная накладная N 3 от 02.11.2007);
- 2 497 213 руб. (КС-3 N 7 от 24.12.2007; КС-3 б/н от 12.12.2007; КС-2 б/н от 12.12.2007 акт сдачи-приемки работ N 2 от 20.12.2007; акт N 256 от 21.12.2007; товарная накладная N 1070 от 14.11.2007; товарная накладная N 15 от 07.110.2007).
Правительством Карачаево-Черкесской Республики 29.12.2007 принято постановление N 506 "О внесении изменений в постановление Правительства КЧР от
28.03.2007 N 99 "О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2007 г., финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных в республиканском бюджете на 2007 год".
Согласно указанному постановлению Правительства КЧР сумма, выделяемая для строительства объекта, была снижена на 1 000, 00 тыс. руб. - с 3 000, 00 тыс. руб. до 2 000, 00 тыс. руб.
Из материалов дела видно, что на момент принятия указанного постановления предусмотренные в 2007 году строительные работы уже были выполнены в полном объеме.
В 2007 году Заказчиком было оплачено работ на общую сумму 57 388 560 руб., что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями N 20 от 26.04.2007, N 28 от 18.05.2007, N 27 от 18.05.2007, N 163 от 16.08.2007, N 219 от 26.09.2007, N 291 от 19.11.2007, N 292 от 19.11.2007, N 319 от 03.12.2007, от 12.12.2007, N 343 от 14.12.2007.
Таким образом, в 2007 году остались неоплаченными принятые работы на сумму 986 000 руб.
Постановлением Правительства КЧР от 20.02.2008 г. N 52 "О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2008 год, финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, предусмотренных в республиканском бюджете на 2008 год" было выделено 5 000 000 руб.
Постановлением Правительства КЧР от 20.02.2008 г. N 53 а "О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд, финансируемых в 2008 г., за счет дополнительных доходов республиканского бюджета" на погашение кредиторской задолженности по данному объекту было выделено 2 000 000 руб., а всего в 2008 г. из бюджета было выделено 7 000 000 руб.
На основании вышеуказанных постановлений Правительства КЧР между дирекцией и обществом были заключены два дополнительных соглашения к договору подряда от 06.04.2007, согласно которым Подрядчику поручено выполнение работ в 2008 году на общую сумму 6 844 , 00 тыс. руб.: ? дополнительное соглашение б/н от 06.03.2007 предусматривало выполнение работ Подрядчиком в 2008 г. на сумму 4 900, 00 тыс. руб. (4 152, 54 тыс. руб., кроме того НДС - 747,46 тыс. руб.); ? дополнительное соглашение б/н от 06.03.2007 предусматривало выполнение работ Подрядчиком в 2008 г. на сумму 1 944, 00 тыс. руб. (1 594, 08 тыс. руб., кроме того НДС - 349, 92 тыс. руб.);
Все, предусмотренные в 2008 году работы выполнены Подрядчиком в полном объеме на сумму 7 912 288 руб. Факт выполнения Подрядчиком и принятия Заказчиком работ на указанную сумму подтверждается следующими актами о приемке выполненных работ КС-3 N 1 от 10.07.2008, КС-2 N 1от 10.07.2008, КС-3 N 2 от 10.07.2008, КС-2 N 2 от 10.07.2008, КС-2 N 3 от 10.07.2008.
Платежным поручением N 39 от 23.05.2008 оплачены выполненные работы на общую сумму 784 000 руб., после чего неоплаченными остались работы на сумму 7 128 288 руб.
По аналогии с 2007 годом, Правительством КЧР было принято постановление N 513 от 30.12.2008 "О внесении изменений в постановление Правительства КЧР от 20.02.2008 N 52 а "О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд на 2008 г., финансируемых за счет бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства, предусмотренных в республиканском бюджете на 2008 год.".
Согласно указанному постановлению Правительства КЧР, сумма выделяемых для строительства объекта средств, была снижена на 4 200 000 руб. - с 5 000 000 руб. до 800 000 руб.
Постановление Правительства КЧР от 20.02.2008 г. N 53 а "О перечне строек и объектов для республиканских государственных нужд, финансируемых в 2008 г., за счет дополнительных доходов республиканского бюджета" осталось неисполненным в полной мере.
Таким образом, дирекция не оплатила подрядные работы, выполненные в 2007 и 2008 годах, на общую сумму 8 114 288 руб.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.
На основании пунктов 1 и 2 ст.743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии со ст.746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1.4.1. вышеуказанных договоров подряда от 06.04.2007 работа считается выполненной после подписания акта приема-сдачи работ Заказчиком.
Факт выполнения работ истцом и их принятие дирекцией подтверждается имеющимся в деле двусторонними актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справками о стоимости выполненных работ (форма КС-3).
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, с учетом частичной оплаты, задолженность дирекции по оплате выполненных работ составила 1 230 988 руб. Доказательств, подтверждающих оплату задолженности в указанной сумме, дирекцией не представлено.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, взыскивает с дирекции в пользу общества 1 230 988 руб. долга
По своей организационно-правовой форме дирекция является казенным предприятием, собственником имущества которого является Карачаево-Черкесская Республика.
Исходя из смысла норм п. 5 ст. 115 ГК РФ и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, являющиеся собственником имущества казенного предприятия несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности его имущества.
Согласно пункту 3.1.28 Положения о Министерстве финансов КЧР, Министерство защищает интересы казны Карачаево-Черкесской Республики в судах Российской Федерации в порядке, установленном действующим законодательством, ведет учет республиканских целевых программ, планирует ассигнования на реализацию принятых к финансированию республиканских целевых программ из республиканского бюджета и осуществляет контроль за их исполнением (пункт 3.1.38 Положения).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков, судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005).
Согласно пункту 17 указанного постановления, если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Таким образом, исходя из взаимосвязи вышеуказанных норм, следует, что при недостаточности средств у дирекции для исполнения обязательств по оплате Истцу задолженности по договору подряда, необходимо привлекать к субсидиарной ответственности собственника казенного предприятия - Карачаево-Черкесскую Республику в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики, как орган, выступающий в арбитражном процессе от имени Республики.
Доводы министерства финансов о том, что работы, предусмотренные договором подряда выполнены и оплачены, а на дополнительные работы отсутствовало финансирование, судом апелляционной инстанции проверены и отклонены, поскольку не подтверждаются материалами дела.
Согласно ст. 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Учитывая, что дирекция является казенным предприятием, а также его имущественное положение, суд апелляционной инстанции на основании вышеуказанной нормы права считает возможным снизить размер госпошлины до 2 000 руб.
Поскольку истцу при подаче иска была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, 2 000 руб. госпошлины подлежат взысканию с дирекции с доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 49, 150, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики по делу N А25-981/2010 от 16.09.2010 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агрострой" 1 230 988 руб. задолженности.
При недостаточности средств Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" в порядке субсидиарной ответственности взыскать 1 230 988 руб. долга в пользу общества с ограниченной ответственности "Агрострой" с Карачаево-Черкесской республики в лице Министерства финансов Карачаево-Черкесской республики за счет казны Карачаево-Черкесской республики.
В остальной части производство по делу прекратить.
В удовлетворении требований к Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства КЧР отказать.
Взыскать с Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия "Дирекция капитального строительства" в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины.
Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.М. Сулейманов |
Судьи: |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-981/2010
Истец: ООО "Агрострой"
Ответчик: Карачаево-Черкесское республиканское казенное предприятие "Дирекция капитального строительства" , Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики
Третье лицо: Министерство строительства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики