г. Киров |
|
23 декабря 2010 года |
Дело N А82-5811/2010-20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 декабря 2010 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калининым А.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителей Инспекции - Черкасовой Н.Н., действующей на основании доверенности от 02.12.2010, Дарьиной Г.А., действующей на основании доверенности от 21.05.2010, Ганузиной Н.И., действующей на основании доверенности от 03.10.2008,
представителя Общества - Жукова Е.Л., действующего на основании доверенности от 01.12.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Информационные системы "Криста"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2010
по делу N А82-5811/2010-20, принятое судом в составе судьи Коробовой Н.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Информационные системы "Криста"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Информационные системы "Криста" (далее - ООО "ИС "Криста", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ярославской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 22.01.2010 N 13-20/5 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2010 ООО "ИС "Криста" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ООО "ИС "Криста" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2010 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу не выяснены и не доказаны все обстоятельства имеющие значение для дела и обосновывает это следующим.
Налоговый орган не признал произведенные затраты, связанные с производством и реализацией, и посчитал что ООО "ИС "Криста" неправомерно включило в состав расходов, связанных с производством и реализацией, документально не подтвержденные затраты по приобретению программных компонентов и других товаров (работ, услуг) у контрагентов ООО "БизнесТрейд", ООО "Реал-Ком" и ООО "Кэпитал Мани". При этом, налоговым органом не указано какие конкретно договоры с контрагентами неправомерно включены в состав расходов.
Заявитель жалобы считает, что Обществом были соблюдены все, предусмотренные налоговым законодательством условия, для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и для отнесения спорных расходов на затраты по налогу на прибыль, а именно, у него имелись надлежащим образом оформленные счета-фактуры, иные первичные документы, подтверждающие факт приобретения материалов и оказания услуг указанными контрагентами, указанные сделки носили реальный характер, оплата приобретенных материалов (оказанных услуг) произведена Обществом в полном объеме. Обществом в материалы дела (а также налоговому органу в ходе проверки) были представлены первичные документы, подтверждающие факт дальнейшей реализации программных компонентов.
Кроме того, ООО "ИС "Криста" указывает, что почерковедческая экспертиза подписи руководителя ООО "Кэпитал Мани", проведенная Инспекцией не подтвердила недостоверность подписи руководителя, следовательно, Инспекцией не подтверждена нереальность исполнения договоров с указанным контрагентом.
Также Общество считает, что для подтверждения того факта, что полученные ООО "ИС "Криста" информационные компоненты не были использованы в разработке информационного продукта, требуется проведение экспертизы, поскольку в области программных технологий и программного обеспечения Инспекция специальными знаниями не обладает. Налоговым органом указанная экспертиза не проводилась, следовательно не доказано, что в программу АС "Бюджет" не входит ряд модулей, которые должны были поставляться указанными контрагентами. По мнению ООО "ИС "Криста", им проявлена должная степень осмотрительности при выборе контрагентов. Подробно доводы Заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители Инспекции в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу, указали на законность решения суда первой инстанции, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, а решение суда оставить без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ООО "ИС "Криста" по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.10.2008. В ходе проверки было установлено необоснованное отнесение в 2006-2008 годах к расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль, затрат по приобретению материалов и оплате услуг предприятиям ООО "БизнесТрейд", ООО "Реал- Ком" и ООО "Кэпитал Мани", а также неправомерное применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по счетам-фактурам, выставленным указанными предприятиями, так как представленные счета- фактуры и первичные документы от указанных контрагентов содержат недостоверные сведения, подписаны не уполномоченными лицами, а также Обществом не доказан факт реального осуществления сделок с указанными контрагентами.
Результаты проверки отражены в акте от 24.11.2009 N 95 (том 2).
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, возражений налогоплательщика заместителем начальника Инспекции принято решение от 22.01.2010 N 13-20/5 о привлечении ООО "ИС "Криста" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Указанным решением налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, доначисленные налоги и пени (том 1 л.д. 51-111).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области от 31.03.2010 N 134 решение Инспекции от 22.01.2010 N 13-20/5 оставлено без изменения, апелляционная жалоба налогоплательщика - без удовлетворения (том 1 л.д. 112-125).
Общество не согласилось с решением Инспекции от 22.01.2010 N 13-20/5 и обжаловало его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что счета-фактуры и иные первичные документы содержат недостоверные сведения о контрагентах Общества, а также представленными доказательствами не подтвержден факт осуществления реальных хозяйственных взаимоотношений Общества с ООО "БизнесТрейд", ООО "Реал-Ком" и ООО "Кэпитал Мани".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171, пунктом 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса, вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно статьям 169 и 172 Кодекса счет-фактура является основным документом, необходимым для предъявления к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной поставщику товара.
Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 названной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Пунктом 6 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Таким образом, документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, должны содержать достоверную информацию, в том числе о характере хозяйственных операций.
Кроме того, налоговое законодательство предполагает возможность возмещения налога из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций.
Конституционный Суд РФ в своем определении N 93-О от 15.02.2005 разъяснил, что как название статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации - "Порядок применения налоговых вычетов", так и буквальный смысл абзаца второго ее пункта 1 позволяют сделать однозначный вывод: обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (пункт 4).
В пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 разъяснено, что о необоснованности наоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств:
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Кодекса при исчислении налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Таким образом, одним из условий для включения затрат в расходы является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы фактически произведены и сумма произведенных затрат подтверждает факт совершения реальных хозяйственных операций по реализации товаров (работ, услуг).
Как следует из материалов дела, Обществом в проверяемом периоде заключались и исполнялись государственные и муниципальные контракты на обучение сотрудников, разработку порядка организации исполнения расходной части областного/республиканского бюджета; предпроектное обследование программно-технической оснащенности, проведение консультаций и другие договоры, соответствующие основному виду деятельности организации, - создание и внедрение информационного продукта.
Для выполнения вышеуказанных договоров Обществом были заключены договоры на поставку товаров (выполненные работ, оказание услуг) с ООО "БизнесТрейд", ООО "Реал-Ком"", ООО "Кэпитал Мани". Расходы понесенные Обществом по оплате договоров с указанными контрагентами отнесены на затраты, учитываемые при исчислении налога на прибыль, а также Обществом применены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость по счетам- фактурам, выставленным ООО "БизнесТрейд", ООО "Реал-Ком"", ООО "Кэпитал Мани".
В ходе выездной проверки установлено, что Обществом были заключены следующие договоры:
- договор на оказание услуг от 01.11.2005 N 213, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется выполнить обучение сотрудников финансового отдела администрации Хатангского района работе с "Автоматизированной системой планирования, бухгалтерского учета и анализа исполнения бюджета "Бюджет", срок выполнения с 21.11.2005по 02.12.2005. Цена данных работ согласно п. 3.1. договора составляет 147 500 рублей, в т.ч. НДС - 22 500 рублей (том 4 л.д. 85-86);
- договор подряда от 01.11.2005 N 204, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется выполнить в Министерстве финансов Саратовской области работы по разработке порядка организации исполнения расходной части областного бюджета, срок выполнения до 31.12.2005. Цена данных работ согласно п.3.1. договора составляет 259 600 рублей, в т.ч. НДС 39 600 рублей (том 4 л.д. 89-90);
- договор подряда от 01.11.2005 N 205, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется выполнить в Управлении финансов и налоговой политике администрации Новосибирской области работы по предпроектному обследованию программно-технической оснащенности и подготовке отчета о текущем состоянии и выработке технических заданий, срок выполнения ноябрь-декабрь 2005. Цена данных работ согласно п.3.1. договора составляет 94 400 рублей, в т.ч. НДС - 14 400 рублей (том 4 л.д. 93-94);
- договор подряда от 01.11.2005 N 206, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется выполнить в Управлении финансов и налоговой политике администрации Новосибирской области работы по разработке порядка казначейского исполнения областного бюджета, срок выполнения ноябрь-декабрь 2005. Цена данных работ согласно п.3.1 договора составляет 182 900 рублей, в т.ч. НДС - 27 900 рублей (том 4 л.д.97-98);
- договор подряда от 01.11.2005 N 207, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется выполнить в Управлении финансов и налоговой политике администрации Новосибирской области работы по разработке схемы удаленного документооборота между Управлением финансов и налоговой политике администрации Новосибирской области, ею территориальными отделениями, удаленными получателями бюджетных средств, срок выполнения ноябрь-декабрь 2005. Цена данных работ согласно п. 3.1. договора составляет 153 400 рублей, в т.ч. НДС - 23 400 рублей (том 4 л.д. 101-102);
- договор подряда от 01.11.2005 N 209, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется выполнить для Министерства финансов Республики Калмыкия работы по разработке порядка исполнения республиканского бюджета, в том числе удаленного, срок выполнения работ до 31.12.2005. Цена данных работ согласно п. 3.1. договора составляет 345 740 рублей, в т.ч. НДС - 52 740 рублей (том 4 л.д. 81-82);
- договор поставки от 25.10.2005 года N 178, в соответствии с п. 1.2. договора предметом поставки являются: комплектующие, программные продукты и другие товары. В пункте 3.1. договора определено, что поставщик (ООО "БизнесТрейд") осуществляет поставку товара на склад покупателя (том 4 л.д. 64-64).
Согласно спецификации N 1 от 25.10.2005 и N 2 от 24.04.2006 к договору поставки N 178 от 25.10.2005 ООО "БизнесТрейд" обязуется поставить в адрес ООО "ИС "Криста": компоненты, руководство пользователя "АС Бюджет", программные модули ( далее П/м): "Stimate.exe", "DB Pump.exe", "Archives Ora. ехе", блок привода по координации, электродвигатель, тахогенератор, датчик, на сумму 18 012 641 рублей, в т.ч. НДС - 2 747 691 рублей и на сумму 4 000 590 рублей 67 копеек, в т.ч. НДС - 610 259 рублей 59 копеек (том 4 л.д. 66-68);
- договор поставки от 01.12.2005 N 235, в соответствии с п.1.2. договора предметом поставки являются: программные продукты. В пункте 3.1. договора определено, что поставщик осуществляет поставку товара на склад покупателя (том 4 л.д. 114-115);
Согласно спецификации: N 1 от 01.12.2005 к договору поставки N 235 от 01.12.2005 ООО "БизнесТрейд" обязуется поставить в адрес ООО "ИС "Криста": компоненты, П/м: "Stm Rtl 5O.bpl", "Stimate.exe", "Admin Util.exe", "DS Monitor.exe", "Exells.exe", "Patch Creator.exe", "Outpat.exe" на сумму 37 468 068 рублей, в т.ч. НДС - 5 715 468 рублей и согласно спецификации N 1 от 26.01.2006 к договору поставки от 01.12.2005 ООО "БизнесТрейд" обязуется поставить в адрес ООО "ИС "Криста": компоненты и П/м , микросхемы, электроузлы, комплект программного обеспечения (флеш диск программного обеспечения, плата управления сервоприводами, комплект документации) на сумму 16 892 880 рублей, в т.ч. НДС - 2 576 880 рублей (том 4 л.д. 116-120);
- договор на оказание услуг от 01.11.2005 N 212, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется оказать услуги по проведению консультаций по бюджетному учету в соответствии с инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ N 70н от 26.08.2004 и работе с программным продуктом "Автоматизированная система бухгалтерского и хозяйственного учета для бюджетных учреждений "Смета" в финансово-экономическом управлении администрации МО "Плесецкий район" Архангельской области, срок оказания услуг с 28.11.2005 по 02.12.2005. Цена данных услуг согласно п. 3.1. договора составляет 97 940 рублей, в т.ч. НДС - 14 940 рублей (том 4 л.д. 105-106);
- договор подряда от 01.12.2005 N 225, в соответствии с договором исполнитель (ООО "БизнесТрейд") обязуется выполнить по заданию заказчика настройку АС "Бюджет", срок выполнения работ с 01.12.2005 по 31.12.2005, цена данных работ согласно п. 3.1. договора составляет 1 911 600 рублей, в т.ч. НДС - 291 600 рублей (том 4 л.д. 109-110);
- договор подряда N 22 от 10.02.2006 с ООО "БизнесТрейд" (Подрядчик). В пункте 1.2. данного договора указано, что Подрядчик выполняет работы по обучению представителей 18 филиалов ФГУП "Российского государственного центра инвентаризации и учета объектов недвижимости" с "АС "Архив-БТИ" в объеме 32 часов. Срок выполнения работ Подрядчиком до 20 февраля 2006 года. Акт N 38 сдачи-приемки работ по договору подряда N 22 от 10.02.2006 составлен 10.02.2006. Стоимость работ 217 120 рублей, в т.ч. НДС - 33 120 рублей (том 5 л.д. 1-2);
- договор подряда от 06.07.2007 N 30-07 с ООО "Реал-Ком", на выполнение работ по обучению работников Министерства финансов Республики Коми, стоимость работ 5 912 000 рублей, в т.ч. НДС - 792 000 рублей (том 8 л.д. 111-112);
- договор подряда от 01.10.2007 N 44-07 с ООО "Реал-Ком" на выполнение работ по обучению работников Министерства финансов Республики Коми. Стоимость работ 14 039 640 рублей, в т.ч. НДС - 2 141 640 рублей (том 8 л.д. 131-132);
- договор подряда от 03.09.2007 N 38-07 с ООО "Реал-Ком" на выполнение работ по обучению работников Администрации г.Тулы. Стоимость работ 57 230 рублей, в т.ч. НДС - 8 730 рублей (том 8 л.д. 123-124);
- договор подряда от 03.09.2007 N 40-07 с ООО "Реал-Ком" на выполнение работ по корректировке технического задания по результатам предпроектного обследования Волгоградского филиала ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости". Стоимость работ 466 100 рублей, в т.ч. НДС - 71 100 рублей (том 8 л.д. 119-120);
- договор подряда от 01.10.2007 N 45-07 с ООО "Реал-Ком" на выполнение работ по методическому обеспечению для внедрения автоматизированных систем: "Консолидация заказов", "Управление заказами", "Web-торги", "Учет договоров", "Каталогизация продукции" в администрации г.Улан-Удэ.
Стоимость работ 135 700 рублей, в том числе НДС - 20 700 рублей (том 8 л.д. 127-128);
- договор поставки от 26.11.2007 N 41-07 с ООО "Кэпитал Мани" на поставку комплектующих, программных продуктов на сумму 37 780 060 рублей, в т.ч. НДС - 5 763 060 рублей (том 8 л.д. 142-145);
- договор подряда от 03.12.2007 N 46-07 с ООО "Кэпитал Мани" на проведение предварительного обследования: схемы работ, схемы документооборота, технической базы и программного обеспечения в Министерстве финансов Пензенской области на сумму 395 300 рублей, в т.ч. НДС - 60 300 рублей (том 9 л.д. 2-3);
- договор подряда от 03.12.2007 N 48-07 с ООО "Кэпитал Мани" на проведение обучения: администраторов, специалистов Министерства финансов Пензенской области, специалистов ГРБС и ПБС работе с автоматизированной информационной системы планирования бюджета Пензенской области, и специалистов на сумму 129 800 рублей, в т.ч. НДС - 19 800 рублей (том 9 л.д. 9- 10);
- договор подряда от 03.12.2007 N 50-07 с ООО "Кэпитал Мани" на проведение предварительного обследования: схемы работ, схемы планирования бюджета, технической базы и программного обеспечения в МУ "Комитет по финансам Администрации г.Улан-Удэ" на сумму 198 240 рублей, в т.ч. НДС - 30 240 рублей (том 9 л.д. 14-15);
- договор подряда от 03.12.2007 N 51-07 с ООО "Кэпитал Мани" на проведение обучения специалистов ГФУ Администрации Воронежской области работе с программным обеспечением АС "Бюджет" в соответствии 70н, 25н, 5нв в Главном финансовом управлении администрации Воронежской области на сумму 826 000 рублей, в т.ч. НДС - 126 000 рублей (том 9 л.д. 21-22);
- договор подряда от 18.12.2007 N 52-07 с ООО "Кэпитал Мани" на проведение обучения: администраторов системы и специалистов Управления финансовой и налоговой политики Новосибирской области работе с автоматизированной информационной системой управления процессом планирования бюджета, специалистов главных распорядителей и получателей бюджетных средств работе с автоматизированной информационной системой управления процессом планирования бюджета на сумму 1 970 600 рублей, в т.ч. НДС - 300 600 рублей, срок выполнения работ с 18.12.2007 по 24.12.2007 (том 9 л.д. 25-26).
В подтверждение произведенных затрат по вышеуказанным договорам Обществом представлены акты о приемки-сдачи работ, счета-фактуры.
1. ООО "БизнесТрейд".
Счета-фактуры от имени руководителя и главного бухгалтера ООО "БизнесТрейд" подписаны Валетдиновым Д.А.
Согласно данных Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.04.2009 ООО "БизнесТрейд" зарегистрировано по адресу: г.Москва, ул. Б.Ордынка, 7 стр. 1, учредителем и генеральным директором является Валетдинов Дамир Ахатович (том 6 л.д. 146-150).
Вид деятельности по разработке программного обеспечения и консультированию в этой области, соответствующий коду ОКВЭД 72.20 не зарегистрирован.
Из протокола допроса Валетдинова Д.А. от 09.07.2009 N 53 следует, что он отношения к финансово-хозяйственной деятельности ООО "БизнесТрейд" не имеет (том 7 л.д. 1-5).
Согласно заключению эксперта от 16.10.2009 N 227/1-4-1.1 подписи от имени Валентинова Д.А. расположенные в представленных договорах, счетах-фактурах, актах приемки-сдачи работ, акте зачета взаимных требований и подписи от имени Валетдинова Д.А., расположенные в протоколе N 53 допроса свидетеля от 09.07.2009 выполнены разными лицами (том 7 л.д. 6-12).
Письмом от 07.05.2009 N 24-09/025483 Инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по г. Москве сообщила, что ООО "БизнесТрейд" имеет признаки фирмы однодневки: "массовый учредитель", "массовый руководитель", "массовый заявитель", за 2005 год декларации по НДС представлялись с нулевыми показателями, с 1 квартала 2006 года декларации не представляются, на основании решения налогового органа от 20.09.2007 N 24/24128 операции по расчетному счету общества в финансовых учреждениях приостановлены (том 6 л.д. 145).
Письмом от 29.09.2009 N 06-39/1310 Финансово-экономическое управление администрации муниципального образования "Плесецкий район" сообщило, что договор N 627-РС-05 от 07.11.2005 (том 4 л.д. 48-49) заключен с ООО "ИС "Криста", для проведения семинара-тренинга по бюджетному учету. Семинар проводился специалистом ООО "ИС "Криста" Серовым Сергеем Владимировичем с 28.11.2005 по 02.12.2005 на территории поселка Плесецк, Архангельской области (том 6 л.д. 131).
Для исполнения работ по договору N 566-Р6-05 от 03.11.2005 года заключенному с Министерством Финансов Саратовской области проверяемым налогоплательщиком, представлен договор подряда от 01.11.2005 N 204, как оформленный с подрядчиком ООО "БизнесТрейд".
Договор подряда с ООО "БизнесТрейд" оформлен раньше, чем ООО "ИС "Криста" заключила договор подряда от 03.11.2005 N 566-Р6-05 со своим заказчиком (Министерством Финансов Саратовской области).
Обществом представлены документы, согласно которым при выполнении работ в Министерстве Финансов по договору подряда N 566-РБ-05 от 03.11.2005, ООО "ИС "Криста" использовало 15 программных компонентов, которые оформлены как поступившие от имени ООО "БизнесТрейд".
Письмом от 01.10.2009 N 08-02/1643 (том 6 л.д. 133) Министерство Финансов Саратовской области сообщило, что работы по договору подряда от 03.11.2005 N 566-РБ-05 выполнены ООО "ИС "Криста" в полном объеме и в соответствии с его условиями. Для разработки, контроля внедрения и оперативного устранения ошибок в программном обеспечении и обучения администратора системы в министерстве финансов Саратовской области в 2005 году работали следующие специалисты исполнителя (ООО "ИС "Криста"): Махалов Ю.А. и Шибаев Ю.А. Для разработки методических материалов в 2005 году работали специалисты исполнителя (ООО "ИС "Криста"), фамилии которых не зафиксированы.
Министерство финансов Саратовской области не располагает информацией о привлечении ООО "ИС "Криста" субподрядных организаций к исполнению Договора подряда от 03.11.2005 N 566-Р6-05.
Министерство финансов Саратовской области сообщило, что четыре программных компонента являются модулями автоматизированной системы "Бюджет":
(7F2E1C22-FD59-11D-ACA7-008048E62D94)ADM.OCX - компонент администрирования системы (2);
(E17513CO-2847-llD2-BAFC-000021670177)ALLORGREPORTS.OCX - компонент формирования отчетности(4);
(0D7D32Al-EB38-4950-BFB6-B121079646B4)QMSCLIENT.OCX - компонент обмена данными (6);
(70BDD9D0-10E8-11D2-B284-000021670177) AYDOS. OCX - компонент работы с платежными документами 9).
О назначении других компонентов, указанных в запросе, министерству финансов Саратовской области не известно, пользователи министерства финансов Саратовской области непосредственно с данными компонентами не взаимодействуют. Отдельно указанные компоненты министерству финансов Саратовской области не передавались.
Письмом от 07.10.2009 N 08-2360 Министерство Финансов Республики Калмыкия сообщило, что работы по контракту проводились специалистами ООО "ИС "Криста" и на стороне заказчика и на стороне исполнителя и выполнены в полном объеме согласно условиям договора (том 6 л.д. 135).
Кроме того, в ходе выездной налоговой проверки установлено, что в г. Новосибирске ООО "ИС "Криста" осуществляло свою деятельность через обособленное подразделение - филиал N 1.
Договор на выполнение работ по разработке порядка исполнения республиканского бюджета для Министерства финансов республики Калмыкия с ООО "БизнесТрейд" от 01.11.2005 заключен ранее, чем государственный контракт с Министерством финансов от 10.11.2005.
ООО "ИС "Криста" представило документы, согласно которым, при выполнении работ для Министерства Финансов Республики Калмыкия по контракту N 28/572-р-к/05 от 10.11.2005 (том 4 л.д. 14-20), ООО "ИС "Криста" использовало 22 программных компонента (программные модули), которые оформлены как приобретенные у ООО "БизнесТрейд".
В своем ответе Министерство Финансов Республики Калмыкия от 07.10.2009 (том 6 л.д.135) сообщает, что три программных компонента являются используемыми модулями автоматизированной системы "Бюджет": 7F2E1C22-FD59-11D1-ACA7-008048E62D94, E17513CO-2847-11D2-BAFC-000021670177 и П/м "Stimate.exe". Остальные указанные компоненты отдельно в Министерство финансов Республики Калмыкия не поставлялись.
Договор с ФГУП "Ростехинвентризация" заключен 09.02.2006 (том 8 л.д. 19-22). На следующий же день 10.02.2006 ООО "ИС "Криста" заключили договор с ООО "БизнесТрейд" на обучение представителей 18 филиалов заказчика работе с АС "Архив БТИ" по 32-часовой программе. При этом место выполнения работ по договору не определено, равно как и не установлены лица, ответственные за организацию и проведение обучения. В день подписания договора выставлен счет-фактура и подписан акт сдачи-приемки работ по договору.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что данные обстоятельства, не свидетельствуют о выполнении этого вида работ, требующих непосредственного присутствия работников организации в течении нескольких дней в определенном месте, ООО "БизнесТрейд".
Оплата за оказанные услуги производилась Обществом путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО "БизнесТрейд". Согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету снятие денежных средств происходило преимущественно в тот же день или на следующий день. Поступающие денежные средства не расходовались в качестве расчетов с третьими лицами, на текущие нужды организации, на заработную плату и иные цели необходимые для ведения хозяйственной деятельности (том 7 л.д. 14-136).
2. ООО "Реал-Ком".
В подтверждение произведенных затрат представлены акты о приемки- сдачи работ, счета-фактуры, подписанные от имени руководителя и главного бухгалтера организации Сивковым А.В.
Согласно данных Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 24.03.2009 ООО "Реал-Ком" зарегистрировано по адресу: г.Москва, ул. Подольская, 15, учредителем и генеральным директором является Сивков Алексей Владимирович (том 10 л.д. 32-40).
Письмом от 27.03.2009 N 24-10/015984 Инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве сообщила, что ООО "Реал-Ком" имеет признаки фирмы однодневки: "массовый учредитель", "массовый руководитель", "массовый заявитель", адрес "массовой" регистрации;
относится к категории налогоплательщиков не представляющих налоговую отчетность; сведения о среднесписочной численности работников не представляет; расчетный счет открыт 26.07.2007, закрыт 25.12.2007 (том 10 л.д. 30).
Вид деятельности по разработке программного обеспечения и консультированию в этой области, соответствующий коду ОКВЭД 72.20 не зарегистрирован.
Как следует из протокола допроса Сивкова А.В. от 16.04.2009 N 27, он не имеет отношения к финансово-хозяйственной деятельности ООО "Реал-Ком" (том 10 л.д. 76-78).
Согласно заключению эксперта от 16.10.2009 N 227/1-4-1.1 подписи от имени Сивкова А.В. расположенные в представленных договорах, счетах- фактурах, актах приемки-сдачи работ и подписи от имени Сивкова А.В., расположенные в протоколе N 27 допроса свидетеля от 16.04.2009 выполнены разными лицами (том 7 л.д. 6-12).
Оплата за оказанные услуги производилась Обществом путем перечисления денежных средств на расчетный счет ООО "Реал-Ком". Согласно выписке о движении денежных средств по расчетному счету снятие денежных средств происходило преимущественно в тот же день или на следующий день. Поступающие денежные средства не расходовались в качестве расчетов с третьими лицами, на текущие нужды организации, на заработную плату и иные цели необходимые для ведения хозяйственной деятельности (том 10 л.д. 80-150, том 11 л.д. 1-51).
Письмом от 23.09.2009 N 09-55/5820 Министерство финансов Республики Коми сообщило, что перечень выполненных работ и фамилии специалистов отражены в технических актах (по форме согласно приложению к государственному контракту N 9-МФ от 27.10.2006 (том 8 л.д. 41-52), которые были подписаны между учреждениями и техническими специалистами. Общий срок выполнения работ по государственному контракту составляет: октябрь 2006 г- октябрь 2007 года.
Министерство финансов не располагает информацией о привлечении специалистов ООО "Реал-Ком", других организаций и физических лиц для выполнения работ по государственному контракту N 9-МФ от 27.10.2006, так как обязанность по уведомлению заказчика подрядчиком, о выполнении работ третьими лицами государственным контрактом не предусмотрен (том 6 л.д. 136).
Письмом от 01.10.2009 N 681 Муниципальное учреждение Управления по муниципальным закупкам Администрации г.Улан - Удэ сообщило, что работы по договору подряда от 05.12.2005 N 597-РВТ-05 (том 8 л.д. 33-38) выполнялись ООО "ИС "Криста". Работы проводились на территории Управления по муниципальным закупкам Администрации г.Улан-Удэ, акты сдачи-приемки работ были подписаны 01.10.2007 года. Документально не подтверждено привлечение специалистов ООО "Реал-Ком" к выполнению работ по договору от 05.12.2005 N 597-РВТ-05. Сведения о привлечении какой-либо другой организации или физического лица к выполнению работ по договору от 05.12.2005 N 597-РВТ-05 отсутствуют (том 6 л.д. 134).
3. ООО "Кэпитал Мани".
В подтверждение произведенных затрат представлены акты о приемки- сдачи работ, счета-фактуры, подписанные от имени руководителя и главного бухгалтера организации Шеховцовым А.С.
Письмом от 29.12.2009 N 16-17/59445 Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Москве сообщила, что ООО "Кэпитал Мани" зарегистрирована по адресу: г. Москва, ул. Бауманская,20 стр. 7; директором является Шеховцов Алексей Сергеевич; в декларации по налогу на прибыль за 3 месяца 2008 года указан доход в сумме 8 000 рублей; расчетный счет закрыт 19.06.2008; вид деятельности организации прочая оптовая торговля, код 51.70; сведения о среднесписочной численности работников не представляет (том 12 л.д. 151).
Вид деятельности по разработке программного обеспечения и консультированию в этой области, соответствующий коду ОКВЭД 72.20 не зарегистрирован.
Согласно протоколу допроса Шеховцова А.С. от 26.08.2009 N 28 установлено, что он отрицает свою причастность к финансово-хозяйственной деятельности ООО "Кэпитал Мани" (том 10 л.д. 76-78).
В ходе выездной проверки установлено, что расчетный счет ООО "Кэпитал Мани" открыт в ОАО "Мастер-Банк" 04.12.2007. Поступающие денежные средства не расходовались в качестве расчетов с третьими лицами, на текущие нужды организации, на заработную плату и иные цели необходимые для ведения хозяйственной деятельности.
В договорах заключенных Обществом с ООО "Кэпитал Мани" от 03.12.2007 N 50-07, от 03.12.2007 N 51-07, от 03.12.2007 N 48-07, от 03.12.2007 N 46-07, от 26.11.2007 N 41-07 указан расчетный счет организации, который на дату заключения договоров фактически не был открыт.
В ходе рассмотрения дела в Арбитражном суде Ярославской области Обществом было заявлено ходатайство о допросе свидетелей (Ван В.К., Трошина А.И., Сергеева А.С.), состоявших в договорных отношениях с ООО "Реал-Ком" и ООО "Кэпитал Мани" и выполнявших работы, в соответствии с условиями договоров.
Из допроса указанных лиц следует, что все они в 2007 году имели иное постоянное место работы. При этом Ван В.К. давно лично знаком с директором ООО "Информационные системы "Криста", Трошин А.И. и Сергеев А.С. в настоящее время работают в филиале Общества, ранее работали в организации, связанной с установкой, обслуживанием информационных систем.
Указанные лица пояснили, что привлекались для выполнения работ в г.Саратове, г. Новосибирске, г.Улан-Уде, г.Сыктывкаре. Все они в качестве лица, непосредственно привлекшего для их выполнения работ, указали умершего работника Администрации Ногинского района Московской области Кузина Е.Е. Во время выполнения работ в этих городах они также учитывались как работающие по основному месту работы.
Свидетель Ван В.К. назвал организацию, с которой он подписывал договор на выполнение работ - ООО "Бизнес Трейд" со слов представителя заявителя.
Свидетель Трошин А.И. о таких организациях как ООО "Реал-Ком", ООО "Кэпитал Мани" не слышал, получил денежные средства наличными от своего руководителя Сергеева А.Ю.
Свидетель Сергеев А.Ю. пояснил, что задание на выполнение работ получил от Кузина Е.Е., а потом и деньги, которые без расписок передавал своим работниками в г.Пенза (том 13 л.д. 4-10).
Из показаний свидетелей, по мнению суда, может быть установлено, что ООО "ИС "Криста" привлекало для выполнения работ по договорам рекомендованных либо непосредственно известных ему сотрудников других организаций, рассчитываясь с ними через посредников наличными денежными средствами, и участвовало в составлении первичных документов, на основании которых сформировало расходы, не соответствующие фактической реальной предпринимательской деятельности.
В ходе выездной проверки налоговым органом установлено, что работники ООО "ИС "Криста" в течении 2005 года командировались в города, Курск, Саратов, Новосибирск для выполнения работ по заключенным госконтрактам, что подтверждается командировочными удостоверениями, служебными заданиями и авансовыми отчетами (том 3 л.д. 115-134, том 9 л.д. 74-149).
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Обществом не соблюдены условия установленные статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации для отнесения спорных расходов на затраты при исчислении налога на прибыль и не соблюдены условия установленные статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по договорам подряда и поставки с ООО "БизнесТрейд", ООО "Реал-Ком", ООО "Кэпитал Мани". Кроме того, материалами дела подтверждается, что счета-фактуры, а также иные первичные документы, выставленные ООО "БизнесТрейд" и ООО "Реал-Ком", подписаны не руководителями указанных предприятий, а неизвестными неуполномоченными лицами. По адресам указанным в счетах-фактурах и первичных документах ООО "БизнейТрейд", ООО "Реал-Ком", ООО "Кэпитал Мани" не находятся, их местонахождение не известно, предприятия не имеют необходимой материально-технической базы для выполнения спорных услуг (работ), для поставки товарно-материальных ценностей. Указанные контрагенты не занимаются тем видом деятельности, который обусловлен в заключенных договорах, не имеют деловой репутации в данной сфере, т.е. фактически данные предприятия не осуществляют предпринимательскую деятельность.
Следовательно, представленные документы, содержат недостоверные сведения о совершенных хозяйственных операциях. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "БизнесТрейд", ООО "Реал-Ком", ООО "Кэпитал Мани" не принимали и не могли принимать на себя гражданских обязанностей через свои органы. Доказательств обратного заявителем жалобы не представлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Общества о том, что налоговым органом не доказана нереальность исполнения договоров заключенных с ООО "Кэпитал Мани" в связи с отсутствием результатов почерковедческой экспертизы по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
С учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации результаты почерковедческой экспертизы оцениваются судом с учетом всех представленных в материалы дела первичных документов. С учетом представленных доказательств по делу суд первой инстанции правомерно установил, что реальность хозяйственных операций с ООО "Кэпитал Мани" налогоплательщиком не доказана.
Также судом апелляционной инстанции отклоняется ссылка Общества на обязательность проведении экспертизы налоговым органом для установления того факта, что полученные ООО "ИС "Криста" информационные компоненты не были использованы в разработке информационного продукта по следующим основаниям.
В ходе выездной проверки Инспекцией были установлены конкретные программные компоненты по заключенным договорам, которые заявлены Обществом как поступившие от контрагентов. Налоговым органом были сделаны запросы непосредственно приобретателям программных компонентов, которые ими пользовались, и получен ответ по каждому программному компоненту, таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что для подтверждения факта реализации Обществом программных компонентов конечным пользователям проведения экспертизы не требовалось.
Таким образом, доначисление Инспекцией налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафных санкций является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. При обращении с апелляционной жалобой Жуковым Евгением Ливерьевичем (представителем ООО "ИС "Криста") была уплачена государственная пошлина в размере 2 000 рублей по квитанции от 08.11.2010. Из положений подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы по делам о признании недействительным ненормативного правового акта налогового органа составляет 1 000 рублей. Таким образом, на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 000 рублей подлежит возврату заявителю, как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.10.2010 по делу N А82-5811/2010-20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Информационные системы "Криста" - без удовлетворения.
Возвратить Жукову Евгению Ливерьевичу (представителю общества с ограниченной ответственностью "Информационные системы "Криста") из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 08.11.2010 государственную пошлину в сумме 1 000 рублей.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5811/2010-20
Заявитель: ООО "ИС "Криста"
Заинтересованное лицо: Межрайонная инспекция ФНС N 3 по Ярославской области