Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 января 2007 г. N КА-А40/13418-06
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2007 г.
Постановлением Управления Роснедвижимости по г. Москве от 28 апреля 2006 г. по делу N 71/04-06 ООО "АЛЛО КАРД" привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ за пользование земельным участком без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16 августа 2006 г., оставленным без изменения постановлением от 23 октября 2006 г. N 09АП-13409/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-3536/06-96-167 заявленные требования удовлетворены.
Судебные инстанции пришли к выводу, что Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости была нарушена процедура привлечения общества "АЛЛО КАРД" к административной ответственности, и в действиях указанного общества отсутствует состав правонарушения, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок у общества имелись.
В кассационной жалобе Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве ставит вопрос об отмене судебных актов, ссылаясь на неприменение судами положений ст.ст. 32, 34, 36 Земельного кодекса РФ.
По мнению заявителя, суды не учли вышеназванные положения закона и ошибочно пришли к выводу, что общество пользовалось земельным участком на основании Распоряжения Мэра Москвы от 08.09.2003 N 336-РМ правомерно. Оформлять арендные отношения общество при такой ситуации не должно.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель общества не явился, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность судебных актов, состоявшихся по делу N А40-35368/06-96-167 проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для их отмены не найдено.
Как следует из обстоятельств дела, 28 апреля 2006 года Управлением Роснедвижимости по г. Москве ООО "АЛЛО КАРД" было привлечено к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, поскольку без правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, владение 26/44 разместило информационно-кассовый портал (ИКП) для продажи карт по оплате услуг связи, проездных билетов городского пассажирского транспорта, а также для оказания справочно-информационных услуг населению.
Рассматривая возникший спор, судебные инстанции пришли к выводу, что разрешение на использование земельного участка под размещение информационно-кассового портала у общества имелось.
Выводы судебных инстанций являются правильными.
Судами двух инстанций установлено, что Распоряжением Мэра г. Москвы от 08.09.2003 N 336-РМ "О развитии в г. Москве сети информационно-кассовых порталов", разрешением на установку ИКП является решение Межведомственной комиссии по обустройству остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта сооружениями, оформленное в форме выписки. На заседании Межведомственной комиссии по обустройству остановочных пунктов наземного городского пассажирского транспорта от 13.07.2005 г. утверждены адресные перечни и дислокации размещения ИКП, в том числе и по адресному ориентиру г. Москва, ул. Профсоюзная, владение 30, корпус 1.
Указанной комиссией было выдано такое разрешение ООО "АЛЛО КАРД" вплоть до 2010 г.
Поскольку ИКП являются типовыми нестационарными малогабаритными объектами, их в любое время можно передвинуть, изменить адресные ориентиры и т.д., договор аренды земельного участка в этом случае не заключается. Основанием для установки ИКП является только Распоряжение Межведомственной комиссии.
Доводы жалобы о том, что Межведомственная комиссия не является органом, уполномоченным предоставлять земельные участки под обустройство остановочных пунктов наземного городского транспорта, так как не является органом исполнительной власти, не могут быть приняты во внимание, поскольку по настоящему делу речь, по существу, идет не о предоставлении земельного участка, а о размещении стационарных малогабаритных типовых объектов на территории г. Москвы, что входит в компетенцию указанных выше органов.
На основании Постановления Правительства г. Москвы от 25.04.06 N 274-ПП нестационарные объекты мелкорозничной сети размещаются на территории г. Москвы в местах, отведенных органами исполнительной власти без оформления земельных отношений, на основании разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети.
Поскольку в данном случае речь идет о размещении нестационарного объекта мелкорозничной сети, положения Земельного кодекса РФ на указанные обстоятельства, на что ссылается Управления Роснедвижимости по г. Москве, не распространяются.
В соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы землепользования относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. В свете этого субъекту Федерации (г. Москва) предоставлено право издавать законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения между субъектом Федерации и землепользователями. Уставом г. Москвы, принятым Московской городской Думой 28.06.1995, определено, что Мэр г. Москвы является высшим должностным лицом г. Москвы, возглавляющим высший исполнительный орган государственной власти г. Москвы. В его компетенцию входят издание правовых актов по вопросам оперативно-распорядительного характера, в том числе по вопросам землепользования.
По изложенным основаниям выводы судебных инстанций об отсутствии в действиях общества состава правонарушения являются правильными.
Кроме того, судами установлено нарушение Управлением Федерального кадастра объектов недвижимости по г. Москве процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившейся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие законного представителя, не извещенного о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 16 августа 2006 года и постановление от 23 октября 2006 года N 09АП-13409/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-35368/06-96-167 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального кадастра объектов недвижимости по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 января 2007 г. N КА-А40/13418-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании