город Москва |
|
28 сентября 2010 г. |
Дело N А40-3634/10-55-34 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Седова С.П., Банина И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Большеирбинское"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2010
по делу N А40-3634/10-55-34, принятое судьей Т.Б.Ахмадовой
по иску ТСЖ "Большеирбинское"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю
о взыскании денежных средств
третьи лица:
Финансово-экономическое управление Администрации
Курагинского района, Красноярский край в лице
Департамента финансов администрации Красноярского края
при участии в судебном заседании:
от истца неявка, извещен
от ответчиков неявка, извещены
от третьих лиц неявка, извещены
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ТСЖ "Большеирбинское" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Красноярскому краю о взыскании за счет казны Российской Федерации 879.485 руб. 45 коп. убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам.
Решением суда в иске отказано.
На указанное решение суда ответчиком истцом апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает решение суда подлежащим отмене.
Товарищество собственников жилья "Большеирбинское" в период с 01.03.2008 по 30.11.2009 оказывало педагогическим работникам - жильцам поселка Большая Ирба (Курагинская обл. Красноярского края) жилищные услуги.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности установлено пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании". На основании данной нормы плата с педагогических работников не взималась. Убытки, вызванные предоставлением педагогическим работникам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составили 879.485 руб. 45 коп.
Отказывая в иске, суд первой инстанции указал на то, что пункт 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" регулирует вопрос предоставления данной категории граждан бесплатно именно жилого помещения, с проведенными к нему соответствующими коммуникациями, а не меру социальной поддержки педагогических работников в виде бесплатного пользования отоплением и освещением.
Между тем судом не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно статье 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона об образовании, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 26.3 названного Федерального закона не относит к полномочиям субъекта Российской Федерации, подлежащим финансированию за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, финансирование расходов в связи с предоставлением педагогическим работникам в сельской местности льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с чем, финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 названной статьи, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Финансовое обеспечение осуществления указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 N 322-О-П указал, что норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 1 января 2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
Из содержания статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории граждан льгот по оплате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги.
При таком положении иск подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Согласно ст.1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2010 по делу N А40-3634/10-55-34 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской федерации в пользу Товарищества собственников жилья "Большеирбинское" 879.485 (восемьсот семьдесят девять тысяч четыреста восемьдесят пять) рублей 45 копеек убытков в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам.
Возвратить Товариществу собственников жилья "Большеирбинское" из федерального бюджета 15.294 рубля 85 копеек государственной пошлины за подачу иска, уплаченной по платежному поручению от 24.12.2009 N 267.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3634/10-55-34
Истец: ТСЖ "Большеирбинское", ТСЖ "Большеирбинское "
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление федерального казначейства по Красноярскому краю
Третье лицо: Финансово-экономическое управление Администрации Курагинского района, Красноярский край в лице Департамента финансов администрации Краснояркого края