Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20 декабря 2010 г. N 09АП-29636/2010
г. Москва |
Дело N А40-83645/10-146-429 |
20 декабря 2010 г. |
N 09АП-29636/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова
судей В.Я. Гончарова, В.А. Свиридова
при ведении протокола судебного заседания секретарем Манохиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Службы по тарифам Иркутской области
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2010
по делу N А40-83645/10-146-429, судьи Ласкина Л.В.,
по заявлению Службы по тарифам Иркутской области
к Федеральной службе по тарифам
о признании недействительным предписания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Землякова Ю.С., по дов. от 15.10.2010, уд-ние N 326, Мецаев Б.К., по дов. от 18.08.2010, уд-ние N 138
УСТАНОВИЛ:
Служба по тарифам Иркутской области обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по тарифам о признании недействительным предписания N 268-к "О прекращении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов Службой по тарифам Иркутской области".
Решением от 22.09.2010 в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отсутствии нарушений оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с данным решением, Служба по тарифам Иркутской области в апелляционной жалобе просит его отменить и удовлетворить заявленные требования. При этом автор жалобы указывает, что согласно буквальному смыслу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", а также Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденному приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э, применение понижающего коэффициента 0,7 допустимо в городских населенных пунктах только в том случае, если дома оборудованы в установленном порядке одновременно и стационарными электроплитами и электроотопительными установками.
В отзыве на апелляционную жалобу, представитель ответчика просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, при этом указывает, что, утверждая тарифы на электрическую энергию, заявитель неправомерно не применил утвержденную Регламентом форму решения регулирующего органа.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился. Располагая доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного разбирательства, суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, изложил свои доводы, указанные в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, ФСТ России в рамках предоставленной компетенции была проведена проверка законности приказа Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2009 N 128-спр, устанавливающего тарифы на электрическую энергию для населения Иркутской области и потребителей, приравненных к населению.
Федеральной службой по тарифам по итогам проверки направлено предписание от 22 июня 2010 года N 268-к "О прекращении нарушения законодательства о государственном регулировании тарифов Службой по тарифам Иркутской области" с указанием на необходимость привести данный приказ в соответствие с законодательством Российской Федерации, а в случае непринятия указанных мер ФСТ России рассмотрит вопрос об его отмене.
Основанием для вынесения предписания от 22 июня 2010 года N 268-к явилось несоответствие приказа службы по тарифам Иркутской области от 28 декабря 2009 года N 128-спр законодательству о государственном регулировании тарифов, а именно неприменение службой по тарифам Иркутской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, несоответствие приказа от 28 декабря 2009 года N 128-спр форме Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности) (Регламент), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 8 апреля 2005 года N 130-э.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен на электрическую и тепловую энергию до дня вступления в силу объеме настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов электрическую и тепловую энергию, настоящим Федеральным законодательством о естественных монополиях, иными федеральными законами.
Согласно статья 7.1 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Пунктом 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ" разъяснено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, в том числе отнесенные к подсудности ВАС РФ, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 34, а также названные в статье 192 АПК РФ, подлежат рассмотрению в арбитражном суде в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела, и, в частности, в статье 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию".
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 3 ст. 27, п. 1 ст. 29, ч. 3 ст. 191 АПК РФ во взаимосвязи со ст. 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" дело о признании недействительным предписания ФСТ России подведомственно арбитражному суду.
Согласно пункту 5.3.10 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов);
В соответствии с п. 6.5 указанного Положения, Федеральная служба по тарифам вправе направляясь органам исполнительной власти обязательные для исполнения предписания в соответствии с требованиями законодательства об электроэнергетике и о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).
В силу положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.
Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э, в Приложении N 1.2 к установленной форме, по которой принимается решение регулирующего органа, закрепляет, что тариф на электрическую энергию с применением понижающего коэффициента устанавливается населению, проживающему в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
В связи с изложенным, понижающий коэффициент 0,7 применяется при установлении тарифа на электроэнергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке или стационарными электроплитами, или электроотопительными установками, или обоими видами электроустройств в совокупности.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2009 N 128-спр полностью соответствует форме решения регулирующего органа, указанной в Приложении N 1 к Регламенту.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом в силу следующего.
Согласно п. 29 Регламента решение регулирующего органа принимается по утвержденной Федеральной службой по тарифам форме (Приложение N 1 к настоящему Регламенту).
В соответствии с Приложением N 1 к Регламенту тарифы устанавливаются согласно приложениям. Такими приложениями являются Приложения к форме решения регулирующего органа (1.1; 1.2; 2; 2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5; 2.6; 3; 4; 5), утвержденные данным Регламентом.
Приложение N 1.2 к форме является приложением, в соответствии с которым регулирующим органом субъекта Российской Федерации устанавливаются тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население по субъекту Российской Федерации.
Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 28.12.2009 N 128-спр установлены тарифы на электрическую энергию для населения Иркутской области - и потребителей, приравненных к населению.
Приложением N 1.2 к форме решения регулирующего органа в п. 1.2 закреплено, что тарифы на электрическую энергию устанавливаются для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, Служба по тарифам Иркутской области, утверждая тарифы на электрическую энергию, не применила утвержденную Регламентом форму решения регулирующего органа.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 198. ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственного органа, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Нарушение прав и законных интересов заявителя, как и несоответствие оспариваемого предписания закону, судом не установлено.
Кроме того, как следует из материалов дела, ФСТ России в рамках предоставленной компетенции была проведена проверка законности приказа Службы, по итогам которой в адрес было направлено письмо с указанием на необходимость привести данный приказ в соответствие с законодательством Российской Федерации, а в случае непринятия указанных мер ФСТ России рассмотрит вопрос об его отмене.
Таким образом, предписанием сообщено о необходимости принятия Службой мер по устранению нарушения добровольно. Какие-либо негативные последствия для Службы в связи с неисполнением предписания в нем не предусмотрены.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толковании норм материально права, чем у суда первой инстанции, являются несостоятельными, поскольку не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 22.09.2010 по делу N А40-83645/10-146-429 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-83645/10-146-429
Истец: Служба по тарифам Иркутской области, Служба по тарифам Иркутской области
Ответчик: Федеральная служба по тарифам