Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 г. N 09АП-25357/2010
г. Москва |
Дело N А40-67360/10-53-521 |
20 декабря 2010 г. |
N 09АП-25357/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Валиева В.Р.
судей Лаврецкой Н.В., Суслопаровой М.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Салахетдиновым Р.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26.08.2009г.
по делу N А40-67360/10-53-521, принятого судьей Козловым В.Ф.,
по иску Министерства обороны РФ
к ОАО "РЖД"
третье лицо: ОАО "Первая грузовая компания"
об истребовании имущества
в судебном заседании участвуют:
от истца: Мещерин С.Г. (по доверенности N 1629а от 01.10.10)
от ответчика: Клочков И.С. (по доверенности N 1293-Д от 17.12.07), Серебряков И.П. (по доверенности N 26-ДП от 18.01.10)
от третьего лица: Ларченков Д.В. (по доверенности N 34/10 от 25.05.10)
УСТАНОВИЛ
Министерство обороны Российской Федерации (далее истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги" (далее ответчик) об истребовании из чужого незаконного владения железнодорожной цистерны ЖАЦ-44, сетевой номер 76873280, заводской номер Б 874025 (в настоящее время сетевой номер 74742719) и передаче указанное цистерны Министерству обороны РФ.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Первая грузовая компания" (ст. 51 АПК РФ).
Решением суда от 26 августа 2010 г. в иске отказано. При этом суд указал, что вагон с сетевым номером 74742719 был перенумерован с присвоением номера 57775793 и передан на основании Распоряжения ОАО "РЖД" от 26.10.2007 г. N 2067 р и договора N 715 о создании ООО "Первая грузовая компания" от 18.07.2007 г. в уставной капитал третьего лица, в связи с чем ответчик не является лицом у которого фактически находится спорное имущество в незаконном владении применительно к положениям ст. 301 ГК РФ, вторым основанием к отказу в иске суд посчитал истечение срока исковой давности о применении которой заявлено стороной спора.
С решением не согласился истец и подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, суд не принял во внимание, что фактически существовало два вагона с одинаковыми номерами, что не может соответствовать действительности.
Ответчик и третье лицо просят решение оставить в силе, представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных в ст.270 АПК РФ, для отмены решения суда от 26 августа 2010 г. и удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Как усматривается из материалов судебного дела, в 1987 г. на предприятии "Азовобщемаш" (в настоящее время ОАО "Азовобщемаш") была изготовлена и отгружена в адрес в/ч 63603, ст.Пагегяй Прибалтийской ж.д.железнодорожная цистерна ЖАЦ-44, сетевой номер 76873280, заводской номер Б 874025, что подтверждается письмом ОАО "Азовобщемаш" от 28.04.2009 N 433-296 (л.д.7).
Согласно паспорту N А5-447 (л.д.9-12), вагон с 12.11.1987 г. находился в в/ч 42765. В настоящее время вагон находится на балансовом учете в/ч 42765, что подтверждается формуляром N Б 874025, инвентарной карточкой учета основных средств от 21.05.2010 N 30.
При проверке финансово-хозяйственной деятельности в/ч 42765, проведенной в период с 17 по 21 декабря 2007 г., установлено что местонахождение указанного вагона неизвестно.
По сообщению Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций от 16.01.2008 N 36 (л.д.20) вагон N 76873280 в соответствии с решением Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в 2002 г. был перенумерован Куйбышевской ж.д. в парк РЖД как вагон, не имеющий собственника и дороги приписки.
В соответствии с техническим паспортом вагона от 21.11.2002, вагон N 76873280 перенумерован в N 74742719 и переведен в инвентарный парк МПС России.
В 2003 г. в результате приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2009 N 585 и на основании передаточного акта цистерна была внесена в качестве вклада в уставной капитал ОАО "РЖД".
На основании распоряжения от 26.10.2007 N 2067р ОАО "РЖД" передало цистерну в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Первая грузовая компания", что подтверждается записью N 24414 в акте приеме-передачи групп объектов основных средств от 26.10.2007 N11, а также выпиской из акта передачи грузовых вагонов на баланс от 26.10.2007.
В соответствии с техническим паспортом вагона от 28.02.2009, вагону N 74742719 присвоен номер 57775793.
Однако согласно паспортам и представленной ответчиком ОАО "РЖД" фотографии вагона, данный вагон формы ВУ-4М изготовлен в 1972 г., данные о грузоподъемности, заводской номер не соответствуют представленным истцом. Со слов истца, представленный на фотографии вагон N 57775793 вагоном ЖАЦ-44 не является и имеет гораздо меньшую стоимость.
Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Согласно п.32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Вагон N 57775793 на момент рассмотрения иска находится в собственности третьего лица ОАО "Первая грузовая компания", в то время как иск предъявлен к ОАО "РЖД".
Указанное обстоятельство само по себе является достаточным основанием к отказу в иске.
Действительно, исходя из подтвержденной техническими паспортами последовательности перенумерации (76673280 - 74742719 - 57775793) следует, что вагон N 57775793, находящийся у третьего лица, должен являться вагоном ЖАЦ-44 с заводским номером Б 874025.
Однако, как усматривается из представленных в дело фотографий (ст. 89 АПК РФ) вагон с сетевым номером 57775793 имеет следующие помимо собственно указанного сетевого номера идентифицирующие признаки: ЖЗТМ 1972, с заводским номером 7332515, о чем на фотографии исполнена подпись представителя ОАО "РЖД" в заседании суда апелляционной инстанции (л.д. 52).
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что до 21.11.2002 г. под сетевым номером 76873280 существовало два вагона: с заводским номером Б 874025, ЖАЦ-44 1987 года выпуска (по данным производителя ОАО "Азовобщемаш", л.д. 7) и ЖЗТМ, 1972 года выпуска, с заводским номером 7332512 (по данным ОАО "РЖД", л.д. 52, 76 на обороте).
При этом не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о невозможности существования двух вагонов с одинаковым сетевым номером, так как фактическое существование вагонов-"двойников" признано в Протоколах N 19 (п. 3.3.) и N 22 (п. 3.4.2) заседаний Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
Поскольку в настоящем процессе доказательств фактического владения ответчиком вагоном ЖАЦ-44 с заводским номером Б 874025 не представлено, ответчик не может быть признан владеющим несобственником, у которого имущество может быть виндицировано по правилам ст. 301 ГК РФ.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке апелляционная жалоба не содержит, решение суда отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266-268, ч.1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 августа 2010 года по делу N А40-67360/10-53-521 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Н.В. Лаврецкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67360/10-53-521
Истец: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: ООО "Первая грузовая компания"