Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2010 г. N 09АП-26961/2010
город Москва |
дело N А40-18644/07-76-69 |
20.12.2010 |
N 09АП-26961/2010 |
резолютивная часть постановления оглашена 14.12.2010.
постановление изготовлено в полном объеме 20.12.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей Е.А. Солоповой, П.В. Румянцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым
рассматривает в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2010
по делу N А40-27698/08-129-80, принятое судьей Н.В. Фатеевой,
по заявлению Открытого акционерного общества "Нефтяная Компания "Роснефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
третьи лица - ОАО "АК "Транснефть", ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", ОАО "РЖД", ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ", ООО "Компания "Импэкс-Плюс", ООО "Юрганз", ООО "Дальнефтетранс", ООО "Трансойл", ЗАО "ЮКОС-транссервис", ЗАО "ЮКОС-Рефаининг энд Маркетинг", ОАО "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", ООО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", ООО "Нафтатранс", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "АК "Транснефтепродукт"
о признании частично недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Чурсиной Е.И. по доверенности N сб-342/д от 02.12.2010;
от заинтересованного лица - Кочкина А.С. по доверенности N 126 от 28.04.2010;
от третьих лиц - от ОАО "Новая перевозочная компания" - Новиковой О.А. по доверенности N 722 от 01.10.2010, ОАО "РЖД" - Серебрякова И.П. по доверенности N 26-дп от 18.01.2010, Гулимовой Е.Б. по доверенности N 976-Д от 23.11.2010, ОАО "АК "Транснефтепродукт" - Родина Д.А. по доверенности N 261 от 17.05.2010, ООО "Нафтатранс" - Ясинского М.М. по доверенности N 14 от 01.12.2010, Колесника С.Н. по доверенности N 2 от 21.01.2010, от ОАО "АК "Транснефть", ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ", ООО "Компания "Импэкс-Плюс", ООО "Юрганз", ООО "Дальнефтетранс", ООО "Трансойл", ЗАО "ЮКОС-транссервис", ЗАО "ЮКОС-Рефаининг энд Маркетинг", ОАО "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", ООО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз" - не явились, извещены;
установил:
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.01.2007 N 52/49 об отказе частично в возмещении сумм НДС в части отказа в возмещении НДС в размере 290.651.669 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2010 заявленные обществом требования удовлетворены.
Инспекция не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В суде апелляционной инстанции представителем общества в порядке, предусмотренном ст. 49 АПК РФ заявлен отказ от требований в части признания недействительным решения органа налогового контроля от 19.01.2007 N 52/49 об отказе частично в возмещении суммы НДС в соответствии, с которым обществу отказано в возмещении налога в размере 468.143 руб. 14 коп., производство по делу в данной части прекратить, представлен расчет суммы НДС, в отношении которой заявлен отказ от требований и расчет суммы НДС.
Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает, что отказ от заявленных требований соответствует требованиям ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушает законодательство и права других лиц, поэтому принимается судом.
Представителем налогоплательщика представлен отзыв, который приобщен в материалы дела.
Третьи лица, участвующие в деле, (кроме ОАО "РЖД", ОАО "Новая перевозочная компания", ОАО "АК "Транснефтепродукт", ООО "Нафтатранс" представители явились, представлены отзывы), представителей в суд не направили, общества извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, заявителя и представителей третьих лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда следует изменить с учетом заявления налогоплательщика о частичном отказе от требований.
В обоснование своей позиции инспекция указывает на то, что обществом необоснованно заявлена к возмещению сумма НДС, уплаченная по счетам-фактурам с указанием ставки 18 % за услуги по транспортировке, диспетчеризации, перекачки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных нефтепроводов по территории Российской Федерации до морских портов, поскольку товары, по мнению инспекции, на момент оказания услуг помещены под таможенный режим экспорта на основании временной грузовой таможенной декларации и, соответственно, к данным операциям подлежит применению ставка налога на добавленную стоимость 0 %
В обоснование своей позиции общество указывает на то, что налоговым органом нарушена процедура вынесения оспариваемого решения от 19.01.2007 N 52/49, что повлекло нарушение прав ОАО "НК "Роснефть".
В апелляционной жалобе инспекция со ссылкой на п. 14 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2007 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" указывает на то, что обязанность налогового органа извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения камеральной налоговой проверки, составлении акта проверки возникает по камеральным проверкам, проводившимся после 01.01.2007, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении N 267-О от 12.07.2006.
Согласно ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В соответствии с пунктом 2.5 определения Конституционного Суда Российской Федерации N 267-О от 12.07.2006 налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представление объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в случае обнаружения при проведении камеральной проверки налоговых правонарушений, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки.
Инспекцией не направлено налогоплательщику требование о представлении пояснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты сумм налога, в исчислении которого сомневался налоговый орган, не представлена возможность участвовать при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки.
Положения абзаца 2 п. 14 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 1 января 2007, устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщика, и в соответствии с п. 3 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют обратную силу, то есть распространяются и на обжалуемое решение налогового органа (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Пунктом 1.1 оспариваемого решения, налоговым органом отказано в возмещении суммы НДС в размере 252.222.365 руб. и на страницах 4-7 решения приводит расчет данной суммы.
Согласно данному расчету, в перечне счетов-фактур, контрагентов и сумм НДС, по которым отказано в возмещении, указаны счета-фактуры как выставленные следующими контрагентами: ООО "РН-Сахалинморнефтегаз" (сумма НДС - 23.441.421, 33 руб.) от 31.07.2006 N 383, от 31.07.2006 N 389, от 31.08.2006 N 467; ЗАО "ЮКОС-Транссервис" (сумма НДС - 72.937, 63 руб.: от 31.07.2006 N 00000505, от 31.07.2006 N 00000506; ООО "Дальнефтетранс" (сумма НДС - 3.971.394, 20 руб.): от 31.05.2006 N 2006-0531-073; от 30.06.2006 N 2006-0630-087; от 31.07.2006 N 2006-0731-025; от 31.08.2006 N 2006-0831-055.
Вместе с тем, вышеназванными контрагентами перечисленные счета-фактуры не выставлялись.
Таким образом, что ОАО "НК "Роснефть" не представлена возможность участвовать в рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки и вынесение инспекцией решения без составления акта проверки, является то, что сведения и данные относительно документов, на основании которых проводилась проверка, искажены и не соответствуют действительности. Данные обстоятельства затрагивают, в том числе и права третьих лиц по делу - контрагентов ОАО "НК "Роснефть", выставивших счета-фактуры с указанием в них ставки НДС 18 %.
Услуги, счета-фактуры по которым выставлены до оформления временных грузовых таможенных деклараций (ВГТД), не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта. Сумма НДС по данному доводу - 25.913.290, 82 руб., из них: по счетам-фактурам ОАО "АК "Транснефть" - 11.023.142, 36 руб., по счетам-фактурам ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" - 595.077, 02 руб.; по счетам-фактурам ОАО "РЖД" - 1 676.170, 51 руб., по счетам-фактурам ОАО "АК "Транснефтепродукт" - 1. 481.698, 12 руб., по счетам-фактурам ЗАО "ТНП-Транском" - 1.702.309, 03 руб., по счетам-фактурам ООО "Компания "Импэкс-Плюс" - 209.630, 11 руб., по счетам-фактурам ООО "Юрганз" - 219.025, 09 руб., по счетам-фактурам 000 "Дальнефтетранс" - 739, 21 руб., по счетам-фактурам ООО "Трансойл" - 6.003.098, 17 руб., по счетам-фактурам ЗАО "ЮКОС-Транссервис" - 151.686, 13 руб., по счетам-фактурам ЗАО "ЮКОС-РМ" - 1.794.329, 45 руб., по счетам-фактурам ООО "РН-Архангельскнефтепродукт" - 952.542, 16 руб., по счетам-фактурам ОАО "Новая перевозочная компания" - 103.843, 46 руб.
Налоговым органом при вынесении решений, отказано в возмещении суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным вышеперечисленным контрагентам, которые составлены до оформления ВГТД на общую сумму 25.913.290, 82 руб.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Для определения подлежащей применению ставки НДС (0 % или 18 %) необходимо исследовать вопрос помещения товаров под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг.
Для определения подлежащей применению ставки налога на добавленную стоимость необходимо соотносить момент оказания услуги и помещение товара под таможенный режим экспорта. При этом момент оказания услуги Президиум определил по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
В связи с постоянным характером отгрузок товара для транспортировки, ОАО "НК "Роснефть" и организациями-поставщиками транспортных услуг установлен порядок документального оформления, согласно которому, счет-фактура составляется но итогам месяца, в котором оказывались услуги по транспортировке товара (п. 4.5 договора от 22.12.2004 N ЮТС/459/2004/0000705/0013Д с ЗАО "Юкос-Транссервис").
Возможность применения указанного порядка в отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя, такими, как непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, газа, нефти и т.п. подтверждается письмом МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404.
Согласно порядку, счет-фактура составляется после фактического оказания услуги. Соответственно, дата оформления счета-фактуры будет позднее даты актов приема-сдачи транспортируемого товара.
В соответствии с изложенным, счета-фактуры, которые выставлены до даты оформления ВГТД, не подпадают по действие подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и по ним подлежит применению ставка НДС 18 %.
По пунктам 1.1 и 1.2 оспариваемого решения налогового органа.
Налоговым органом в рамках данного эпизода отказано в возмещении суммы НДС в размере 252.297.832, 50 руб.
Услуги, оказанные до оформления временных грузовых таможенных деклараций, не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим, и соответственно должны облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %.
Суд, удовлетворяя заявленные требования ОАО "НК "Роснефть", обосновано исходил из того, что для определения подлежащей применению ставки НДС необходимо соотносить фактический момент оказания услуги и дату помещения товара под таможенный режим экспорта.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 10.11.2009 N 10834/09 разъяснено, что для определения подлежащей применению ставки налога на добавленную стоимость необходимо соотносить момент оказания услуги и помещение товара под таможенный режим экспорта. При этом момент оказания услуги определяется по датам актов приема - сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
Основанием для применения налоговой ставки 0 % является помещение товара под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке.
В рассматриваемом случае помещение товара под таможенный режим экспорта (ссылки в графе 40 ГТД на предшествующую таможенную процедуру, в том числе временную таможенную декларацию) предшествовало принятию партии нефти в пункте отправления для транспортировки и ее сдачи в пункте назначения по актам приема-сдачи нефти.
На основании изложенного установлено, что товар помещен под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке. Соответственно применению подлежала ставка НДС - 0 %.
В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней с момента оказания услуги.
В связи с постоянным характером отгрузок товара для транспортировки, ОАО "НК "Роснефть" и организациями-поставщиками транспортных услуг установлен порядок документального оформления, согласно которому счет-фактура составляется по итогам месяца, в котором уже оказаны услуги по транспортировке товара.
Согласно изложенному порядку, счет-фактура составляется после фактического оказания услуги. Соответственно, дата оформления счета-фактуры будет позднее даты актов приема-сдачи транспортируемого товара.
Таким образом, момент оказания услуги необходимо определять по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
Аналогичная позиция высказана и в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 N 9476/09 по заявлению ОАО "ТНК - Нижневартовск" о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу N А40-47698/08-75-169, где установлено, что в целях определения ставки НДС в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исследовать даты оказания услуг, а не факты выставления счетов-фактур: для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при налогообложении операций по реализации услуг по организации транспортировки необходимо было соотнести даты оказания услуг с датой помещения товара под таможенный режим экспорта и применить необходимые нормы права.
Положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации также указывают на то, что дата оказания услуги и дата выставления счета - фактуры по ее реализации могут не совпадать.
В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав соответствующие счета - фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При этом инспекция не учитывает то, что счета - фактуры, выставленные в адрес ОАО "НК "Роснефть", оформляются не чаще одного раза в месяц (по итогам месяца), тогда как данные услуги оказываются практически ежедневно.
На основании изложенного, доводы инспекции по сопоставлению дат счетов -фактур с датами временных таможенных деклараций являются необоснованные и не отражают факт того, что товар помещен под таможенный режим экспорта до начала транспортировки.
Таким образом, поскольку услуги оказывались в отношении товаров, которые еще не прошли таможенного оформления, следовательно, применение ставки НДС 18 % соответствует положениям действующего законодательства.
Доводы инспекции относительно того, что позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 10.11.2009 N 10834/09, основана на конкретных фактических обстоятельствах указанного дела и не может быть распространена на все случаи установления судами факта помещения товара под таможенный режим на момент совершения операций по транспортировке, отклоняются, поскольку в указанном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложена правовая позиция по определению применимой ставки НДС к услугам транспортных организаций по транспортировке товаров, впоследствии вывозимых на экспорт.
Нефть и нефтепродукты, транспортируемые до морских портов в целях последующего вывоза морским транспортом за пределы территории Российской Федерации, не рассматриваются как товары, помещенные под таможенный режим экспорта, до момента их предъявления таможенному органу в морском порту.
При рассмотрении вопроса о применении ставки НДС по услугам транспортировки нефти и нефтепродуктов до морских портов необходимо руководствоваться нормативными актами таможенных органов, регулирующими вопросы оформления документов по экспорту.
Судом указано на то обстоятельство, что фактический порядок декларирования товаров, обозначенный в приказе ФТС России от 24.08.2006 N 800, аналогичен с ранее действовавшим (в 2006) порядком декларирования нефти и нефтепродуктов в морском порту, и связан с особенностями транспортировки и документального оформления нефти и нефтепродуктов.
При отгрузке нефти и нефтепродуктов морским транспортом временное периодическое декларирование производится в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров" таможенными органами, расположенными в морских (речных) портах -таможенными постами, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории Российской Федерации.
Соответственно, предъявление таможенному органу экспортируемых товаров и их проверка в случае вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации через морские порты, осуществляется таможенными постами, работающими в местах погрузки экспортируемых товаров на морской транспорт.
В связи с этим, выпуск товаров в случае их вывоза морским транспортом осуществляется только после предъявления товаров таможенному органу для проверки в морском порту и только с этого момента товары в соответствии со ст. ст. 149, 152, 157 Таможенного кодекса Российской Федерации являются помещенными под таможенный режим экспорта.
Судом установлено, что нефть и нефтепродукты транспортировались до морского порта, где сливались в резервуары припортовой нефтебазы и хранились обезличенно.
В дальнейшем нефть и нефтепродукты в морском порту были помещены под таможенный режим экспорта и вывозились за пределы таможенной территории Российской Федерации морским транспортом.
Порядок совершения таможенных операций (в том числе таможенного оформления и проставления штампов) при осуществлении железнодорожных перевозок регулировался Инструкцией об особенностях совершения таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1400, Инструкцией о действиях должностных лиц и таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356, Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом, утвержденной приказом ФТС России от 16.09.2004 N 50.
Указанные нормативные акты предусматривают, что таможенное оформление и таможенный контроль товаров, вывозимых железнодорожным транспортом в морские (речные) порты для их дальнейшей международной перевозки морским транспортом, производится только в случае декларирования таких товаров таможенному посту, в регионе деятельности которого находится железнодорожная станция отправления.
В рассматриваемом случае, таможенное оформление перевозимых товаров (нефти и нефтепродуктов) производилось в таможенных постах, в регионе деятельности которых осуществлялась погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации (в морских портах).
В связи с этим в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057, в таможенных декларациях (в том числе во временных) в качестве вида транспорта и транспортного средства указывается морской транспорт и наименование морского судна, а также морского перевозочного документа.
После предъявления товара таможенному органу в морском порту соответствующие отметки проставляются только на судовых документах, так как вывоз товара за пределы территории Российской Федерации производится морским транспортом.
Проставление таможенных печатей и штампов на железнодорожных накладных не производится, так как согласно официальной позиции ФТС России (письмо от 24.12.2008 N 01-09/54911) перевозка товаров до места таможенного оформления осуществляется вне рамок таможенных правоотношений и не рассматривается таможенными органами как перемещение товаров под таможенным контролем, и, соответственно, как перевозка товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Груз передан для перевозки с оформлением железнодорожной накладной внутреннего сообщения без каких-либо отметок таможенного органа, то есть к перевозке был принят груз, не находящийся под таможенным контролем и не помещенный под таможенный режим экспорта.
По мнению инспекции, помещение груза под таможенный режим экспорта возможно на основании временной грузовой таможенной декларации, при оформлении которой декларируемый товар не предъявляется таможенному органу.
Согласно ст. 18 Таможенного кодекса Российской Федерации временная декларация представляет собой заявление о намерении вывезти ориентировочное количество товаров в течение четырех (восьми) месяцев с момента ее подачи. При этом фактический вывоз товаров вообще может не состояться.
Кроме того, при временном декларировании таможенные органы не требуют представления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории Российской Федерации, и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из Российской Федерации.
Следовательно, при подаче грузовладельцем ВГТД экспедиторы и перевозчик, оказывающие услуги на территории Российской Федерации, не располагали и не могут располагать документами, подтверждающими, что услуги, оказываются в отношении экспортируемого товара, и которые позволили бы подтвердить обоснованность применения налоговой ставки по НДС в размере 0 %.
ВГТД в перечень перевозочных документов не входит, и как следствие, не может быть предъявлена экспедиторами или перевозчиком в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки.
Таким образом, имеющиеся документы свидетельствуют об отсутствии права на применение налоговой ставки 0 % согласно подп. 2 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 28.10.2008 N 6068/08, N 6080/08, N 7752/08, от 04.036.2008 N 16581/07, N 14227/07, от 20.04.2010 N 17977/09, указал, что при определении факта помещения товара под таможенный режим необходимо руководствоваться отметками таможенного органа на перевозочных документах.
То обстоятельство, что груз предназначался для последующего вывоза за пределы территории Российской Федерации, не имеет правового значения, поскольку положения подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ устанавливают налоговую ставку в размере 0 % только в отношении услуг по перевозке товара, уже помещенного под таможенный режим экспорта.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в области таможенного дела и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров (п. 3 ст. 1 ТК РФ).
В соответствии с положениями ст. 5 Таможенного Кодекса Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.
Федеральная таможенная служба - орган, уполномоченный Таможенным кодексом Российской Федерации проводить информирование и консультирование участников таможенных правоотношений.
Федеральной таможенной службой в письме от 28.12.2006 N 01-18/46684 разъяснено, что перемещение российских товаров с нефтеперерабатывающих заводов до портовых терминалов (накопителей) в целях накопления коносаментных партий товаров, заявленных таможенному органу, расположенному в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, по временной грузовой таможенной декларации, не рассматривается таможенными органами как перемещение товаров под таможенным контролем, и помещенных под таможенный режим экспорта в связи с невозможностью их идентификации.
Таким образом, применение инспекцией общего порядка определения момента помещения товаров под таможенный режим экспорта по дате оформления временной таможенной декларации без учета особенностей декларирования товаров при непрямом смешанном сообщении с использованием железнодорожного, трубопроводного, морского транспорта, неправомерно.
Учитывая изложенное, оказанные собственникам нефти и нефтепродуктов услуги по транспортировке, связанные с перевозкой трубопроводным транспортом нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации морским транспортом и декларируемых в специализированных местах, установленных ФТС России, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость как услуги, оказанные в отношении не помещенных под таможенный режим экспорта товаров, то есть по налоговой ставке в размере 18 %.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 22.06.2010 N 03-07-08/184, в соответствии с которой услуги по перевозке по территории Российской Федерации нефти и нефтепродуктов, в том числе трубопроводным транспортом, до мест их декларирования в соответствии с вышеуказанным приказом ФТС России от 24.08.2007 N 800 подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании п. 3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации по ставке в размере 18 %.
Отклоняется довод инспекции о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта морскими судами через морские порты в налоговые органы для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории представляются: копия поручения на отгрузку экспортируемых товаров с указанием порта разгрузки (с отметкой "погрузка разрешена" пограничной таможни Российской Федерации); копия коносамента, морской накладной или любого иного подтверждающего факт приема к перевозке экспортируемого товара документа, а представление иных документов не требуется.
Указанные документы оформляются именно в таможенном органе, расположенном в морском порту непосредственно при предъявлении товара таможенному органу, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка на морское судно. Следовательно, данные документы со штампами таможенного органа оформляются непосредственно при отгрузке товара для его вывоза за пределы территории Российской Федерации.
Услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации морским транспортом, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 18 %.
Услуги, оказанные в отношении товара, таможенное оформление которого произведено в пункте назначения, не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Из постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2010 N 17977/09 следует основной принцип определения факта наличия/отсутствия таможенного режима в отношении товара, вывозимого на экспорт морским транспортом, в период его перевозки до морских (речных) портов железнодорожным транспортом: товар находится под таможенным режимом экспорта, если декларируется в таможенном органе, в регионе деятельности которого расположен пункт отправления.
Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится в соответствии с Порядком действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденным приказом ФТС России от 18.12.2006 N 1327.
Названный Порядок предусматривает проставление отметок "товар вывезен" (штамп либо запись) с указанием даты фактического вывоза товаров и заверением личной номерной печатью на копиях документов, представленных для подтверждения фактического вывоза: на таможенной декларации, экземплярах транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа, а также на поручении на отгрузку товаров, если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе в таможенном режиме экспорта судами торгового мореплавания производятся вне региона деятельности пограничного таможенного органа. Подтверждение фактического вывоза товаров осуществляется таможенным органом после проверки факта вывоза товаров при обращении как декларантов, так и российских лиц, выполняющих работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в тамоэ1сенном режиме экспорта морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания, при условии, если погрузка и таможенное оформление товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта морскими (речными судами}; осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, в котором оформляется убытие товаров.
Согласно п. 2 ст. 360 Таможенного Кодекса Российской Федерации, российские товары считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
С нормативных актов ФТС России товары находятся под таможенным контролем, если они декларируются в таможенном органе, в регионе деятельности которого расположена железнодорожная станция отправления, так как в этом случае обеспечивается возможность применения таможенными органами в отношении товаров, предназначенных для последующего вывоза из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта мер контроля, предусмотренных ст. 366 Таможенного Кодекса Российской Федерации (в частности, проверка документов и сведений, осмотр товаров и транспортных средств).
Таким образом, услуги по организации транспортировки и транспортно-экспедиционному обслуживанию грузов подлежат налогообложению по ставке 0 %, если выпуск товаров осуществлен таможенным органом, в регионе деятельности которого находится пункт отправления.
Таможенное оформление вывозимой за пределы территории Российской Федерации нефти произведено таможенным органом, в регионе деятельности которого находится пункт назначения.
ОАО "АК "Транснефть" оказало заявителю услуги по транспортировке нефти по системе магистральных нефтепроводов Российской Федерации. По результатам оказания услуг ОАО "АК "Транснефть" выставлены счета-фактуры от 30.06.2006 N 06/24/07199, от 30.06.2006 N 06/24/07204, от 30.06.2007 N 06/24/07206 с указанием ставки НДС 18 %.
Указанные счета-фактуры выставлены по результатам оказания услуг по транспортировке нефти по маршруту ПСП "Приобский" - Ангарский НХК (ст. Суховская), что подтверждается актом приема-сдачи нефти от 20.06.2006 N 62 (том 44, л.д. 36). В указанном документе отражено, что пунктом приема-сдачи нефти является ПСП "Приобский", а пунктом назначения Ангарский НХК (ст. Суховская).
ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" оказывало услуги по приему, хранению и погрузке нефти в железнодорожные цистерны, о чем свидетельствует акт приемки-сдачи выполненных работ от 30.06.2006 N 6 (том 1, л.д.127), а также счета-фактуры от 30.06.2006 N 06-121020 (том 3 л.д. 26), от 31.07.2006 N 06-121250 (том 3 л.д. 28).
Услуги ОАО "АК "Транснефть" оказаны в отношении нефти, задекларированной по ПГТД N 10607020/080906/0003701.
В дальнейшем нефть погружена на железнодорожный транспорт и направлена в Китай, что подтверждается данными, отраженными в указанном акте приема-сдачи нефти и ГТД, а также договором.
Пункт назначения Ангарский НХК находится в г. Ангарске Иркутской области.
В соответствии с приказом ФТС России от 08.08.2007 N 04-18/29691 код таможенного органа 10607020 соответствует Ангарскому таможенному посту.
Поскольку декларирование товара осуществлялось таможенным органом в пункте назначения, постольку транспортировка товара до указанного пункта должна облагаться по ставке НДС 18 %.
Услуги, оказанные ЗАО "ЮКОС РМ" не подпадают под действие подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно договору об оказании услуг от 31.12.2004 N 0000605/0001Д, подписанному с ЗАО "ЮКОС РМ", общество оказывало ОАО "НК "Роснефть" услуги по организации и управлению отгрузками, при этом в пункте 1.2. договора указывается, что под организацией и управлением отгрузками стороны понимают консолидацию заявок на отгрузку в разрезе пунктов погрузки; включение заявок на отгрузку в единый транспортный план по пункту погрузки; организацию оперативного взаимодействия между производством, транспортным организациями и владельцами транспортных инфраструктур; оптимизацию единого транспортного плана по точке погрузки с учетом возможностей мощностей производства, складского хозяйства, погрузки, транспортной инфраструктуры и других технологических возможностей; согласование единого транспортного плана по пункту погрузки с производством, транспортными организациями и заказчиком; согласование изменений заявок на отгрузку для включения изменений в единый транспортный план; оформление в соответствии с заявкой на отгрузку распоряжений (наряд-заказ) в адрес производства и грузоотправителя на отгрузку продукта переработки заказчика.
Таким образом, из условий подписанного договора следует, ЗАО "ЮКОС РМ" оказывало услуги управленческого характера, связанные с информационным обслуживанием и координацией действий ряда нефтеперерабатывающих предприятий по вопросам отгрузки и транспортировки произведенной продукции.
Обязанности ЗАО "ЮКОС РМ" ограничивались выполнением информационных функций, следовательно, данные услуги не могут быть квалифицированы в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме перечислены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги) и не связаны непосредственно с перевозкой товаров. Из данной нормы Налогового кодекса Российской Федерации следует о работах (услугах), которые оказываются непосредственно в отношении товаров и подразумевают их перемещение исполнителем услуг, подрядчиком работ.
ЗАО "ЮКОС РМ" оказывало услуги управленческого и информационного характера, не контактировало непосредственно с перевозимыми товарами и не вывозило их на экспорт, в связи с чем, оплата услуг ЗАО "ЮКОС РМ" производилась на основании счетов-фактур, правомерно выставленных с указанием ставки налога на добавленную стоимость 18 %.
Аналогичная позиция относительно применения ставки налога 18 % в данном случае, изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.08.2008 N 9796/08.
Услуги по таможенному оформлению, оказанные ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", не подпадают под действие подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти Транснефть" согласно пункту 2.3.2 договора N 0000705/1796Д оказывало услуги ОАО "НК "Роснефть" по таможенному оформлению, в связи с чем, выставило счет-фактуру от 31.08.2006 N 06/24/10655.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данного пункта.
Положение указанного подпункта распространяется, в частности, на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
При этом к иным работам (услугам), по которым применяется налоговая ставка 0 %, относятся работы (услуги), подобные организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).
Таким образом, положение подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса Российской Федерации распространяется на работы (услуги), которые являются действием, непосредственно направленным на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, которые выполнены (оказаны) в отношении товара, вывозимого за пределы территории Российской Федерации, и поименованы в абзаце втором подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Сбор документов, подтверждающих фактический вывоз товаров, осуществляется для целей реализации налогоплательщиком предусмотренного п. 1 ст. 165 НК РФ права на налоговый вычет.
Связь услуг по сбору документов в таможенных органах с производством экспортируемого товара отсутствует.
Поскольку для целей вывоза товара на экспорт оказание либо неоказание услуги по сбору документов не имеет правового значения, так как не влияет на легальность экспорта либо на исполнение экспортером договорных обязательств, непосредственная связь между реализацией товара и услугами по сбору документов в таможенных органах отсутствует.
Вывод об отсутствии правовых оснований для применения к услугам ЗАО "Лукойл-Черноморъе" по сбору документов, подтверждающих фактический вывоз товаров, налоговой ставки по НДС, является правильным.
На основании изложенного, услуги по таможенному оформлению не относятся к комплексу услуг, подобных услугам (работам) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, и поименованных в абзаце 2 подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса Российской Федерации и, следовательно, в отношении данных услуг ОАО "АК "Транснефть" правомерно предъявлен НДС со ставкой 18 %.
Для применения ставки 0 % необходимо соблюдение требований ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % при выполнении работ (оказании услуг).предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня предоставления перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей, о помещении товаров под таможенный режим экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по налоговой ставке 18 %.
Таким образом, в случае применения к оказанным транспортным услугам налоговой ставки 0 % невозможность представления организациями, оказывающими транспортные услуги собственнику нефти и нефтепродуктов, подтверждающих документов в течение 180 дней влечет необходимость исчисления налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 %.
Налоговый кодекс Российской Федерации обуславливает применение налоговых ставок 0 % или 18 % не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанными с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0 % надлежаще оформленными документами.
Поскольку в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 % необходимо представить документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы таможенной территории, оформляемые с учетом указанных особенностей, организации, оказывающие транспортные услуги собственнику нефти и нефтепродуктов, не располагали и не могли располагать указанными в подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации документами и поэтому не вправе претендовать на применение ставки 0 %, обоснованно указав в счетах-фактурах налоговую ставку 18 %.
Транспортировка сырья для производства экспортируемых товаров. Сумма НДС по данному эпизоду составляет 63.699.139, 77 руб., из них: счета-фактуры после ВГТД - 62.785.433, 18 руб., счета-фактуры до ВГТД - 913.706, 59 руб.
Данные услуги приходятся на счета-фактуры, выставленные следующими контрагентами: ООО "Дальнефтетранс" - 11.077.145, 84 руб., из них счета-фактуры до ВГТД - 739, 21 руб., счета-фактуры после ВГТД - 11.076.406, 63 руб.; ОАО "Новая перевозочная компания" - 10.884.318, 73 руб., из них счета-фактуры до ВГТД - 103.843, 46 руб., счета-фактуры после ВГТД - 10.780.475, 27 руб.; ОАО "Российские железные дороги" - 41.737.415, 71 руб., из них счета-фактуры до ВГТД - 808.864, 43 руб., счета-фактуры после ВГТД - 40.928.551, 28 руб.; ОАО "АК "Траснефть" - 259, 49 руб., из них счета-фактуры до ВГТД - 259, 49 руб., счета-фактуры после ВГТД - 0 руб.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Подпункт 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает применение налоговой ставки 0 % только при транспортировке и иных названных в подпункте услугах, оказанных в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, а не сырья, из которого данные товары изготавливаются.
Не предусмотрено налогообложение транспортировки сырой нефти для ее последующей переработки по налоговой ставке 0 %.
Более того, невозможно идентифицировать сырую нефть, перевозимую для переработки, с нефтью, непосредственно из которой произведены нефтепродукты, выведенные за пределы территории Российской Федерации.
По эпизоду доставки/возврата порожних вагонов-цистерн.
Сумма НДС по данному доводу составляет 2.490.042, 76 руб., из них счета-фактуры после ВГТД - 2.421.020, 65 руб., счета-фактуры до ВГТД - 69.022, 11 руб.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
На основании п. 3 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации товаром для целей налогообложения признается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Таким образом, вагоны-цистерны являются транспортным средством, а не товаром (подп. 1 п. 1 ст. 11 ТК РФ).
Следовательно, перевезенные вагоны-цистерны, не являясь товаром, не могли быть помещены под таможенный режим экспорта.
В силу ст. 165 Таможенного кодекса Российской Федерации под экспортом понимается таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе.
Согласно ст. 270 Таможенного кодекса Российской Федерации транспортные средства перемещают через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза, временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации.
На основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении цистерны подлежат возвращению и на перевозочных документах, оформляемых на перевозку порожних цистерн, не проставляются штампы таможенных органов о помещении перевозимых товаров под таможенный режим экспорта, что исключает возможность подтверждения налоговой ставки 0 %.
Услуги по доставке (возврату) порожних вагонов-цистерн не могут быть квалифицированы как непосредственно связанные с услугами по организации перевозок и транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
По пункту 1.3 решения.
По мнению инспекции, ОАО "НК "Роснефть" неправомерно принят к вычету НДС по счету-фактуре от 27.07.2006 N 2500000248 в части суммы НДС, приходящейся на ГТД 10412010/110706/0002614, 10412010/110706/0002628, 412010/120706/0002636, 10412010/130706/0002660, 10412010/190706/0002762 в сумме 3.665.768 руб., так как товар, приобретенный по вышеназванному счету-фактуре, не мог не участвовать в производстве товара, вывозимого по ГТД, оформленным 11, 12, 13, 19 июля 2006.
Данный вывод налогового органа не соответствует фактическим обстоятельствам по делу исходя из следующего.
Подобная ситуация обусловлена хозяйственной деятельностью ОАО "НК "Роснефть" и условиями взаимодействия с ООО "РН-Трейд" в связи с реализацией договора от 27.12.2005 N 0000605/1872Д с учетом дополнительного соглашения N 007 (том 2 л.д. 141-146), в рамках которого выставлен спорный счет-фактура.
Согласно условиям договора, ООО "РН-Трейд" помесячно в течение 2006 продает нефть товарную в количестве до 28.000.000 тонн.
Пунктом 3.1 договора, предусмотрено, что ежемесячно к этому договору заключается дополнительное соглашение на поставку конкретных объемов товара с указанием цены, условий оплаты, сроков поставки каждой партии.
В дополнительном соглашении N 007 указано, что в июле 2006 продавец продает покупателю нефть в количестве до 3.250.000 тонн. Покупатель при наличии счета-фактуры, выставленной продавцом, производит оплату стоимости партии нефти до 15.08.2006. Поставка нефти в рамках договора происходит непрерывно. Нефть сдается в систему трубопроводов с учетом графика АК "Транснефть", согласованного с ООО "РН-Трейд", смешивается с нефтью такого же качества других предприятий и направляется в пункты назначения. С учетом такой технологии транспортировки, определяя исполнения условий договора, при составлении актов приема-передачи и счетов-фактур, стороны исходят из объема фактически поставленной нефти и общего периода поставок в соответствии с условиями договора. Поставка, относящаяся к спорному счету-фактуре, осуществлена в рамках июльских поставок нефти.
Таким образом, при определении того обстоятельства, учитывалась ли нефть, приобретенная ОАО "НК "Роснефть" по договору в экспорте нефтепродуктов, следует исходить из объемов нефти и общего периода поставки, отражаемого во всех документах - дополнительном соглашении к договору, счетах-фактурах, актов приема-передачи.
В рассматриваемом случае вышеуказанные документы подтверждают факт поставки нефти за июль месяц.
По пункту 1.4 решения.
По мнению инспекции, ОАО "НК "Роснефть" неправомерно заявлена к возмещению сумма налоговых вычетов, так как не представило в налоговый орган вместе с налоговой декларацией за сентябрь 2006 подтверждающие документы - грузовые таможенные декларации, подтверждающие правомерность применения к реализации ставки 0 %.
Вместе с тем, в оспариваемом решении налогового органа указано, что "итого по строке 020 графы 9 "налоговая база" отражена реализация товаров (работ, услуг) - всего в размере 65.307.479 152 руб.
Согласно пункту 1 резолютивной части решения налоговый орган подтверждает обоснованность применения налоговой ставки 0 % к реализации в размере 65.307.479.152 руб.
Таким образом, инспекцией подтверждена правомерность применения ставки 0 % к сумме заявленной реализации в полном объеме.
В соответствии с п. 3 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1-8 ст. 171 Налогового кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, производится на момент определения налоговой базы, установленной пунктом 167 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 9 ст. 167 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом 1-3, 8, 9 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последний день месяца в котором собран пакет документов, предусмотренных ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 163 Налогового кодекса Российской Федерации определен налоговый период по налогу на добавленную стоимость как календарный месяц.
Согласно положениям ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в 2006, в пакет документов, представляемом налогоплательщиком в налоговый орган совместно с налоговой декларацией, для подтверждения правомерности применения ставки 0 %, включена грузовая таможенная декларация.
Инспекцией указано, что "ОАО "НК "Роснефть" в подтверждение своего права на применение налоговой ставки 0 % в соответствии со ст. ст. 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации, были представлены копии грузовых таможенных деклараций, заверенные должным образом, с отметками российского таможенного органа, в регионе которого находится пункт пропуска, через который товар вывезен за пределы территории Российской Федерации".
Таким образом, то обстоятельство, что налоговым органом было в полном объеме подтверждено право налогоплательщика на применение ставки 0 % ко всей сумме заявленной реализации, свидетельствует о том, что ОАО "НК "Роснефть" представило грузовые таможенные декларации в инспекцию в полном объеме, и доводы, изложенные в пункте 1.4 решения налогового органа, не соответствуют обстоятельствам по делу.
Единственным основанием для отказа в возмещении суммы налога на добавленную стоимость в размере 43.305.413 руб., приходящейся пропорционально на реализацию, заявленную по ставке 0 %, согласно пункту 1.4 решения инспекции, является непредставление ОАО "НК "Роснефть" в налоговый орган грузовых таможенных деклараций.
Налоговая декларация за сентябрь 2006 представлена в инспекцию сопроводительным письмом от 20.10.2006 N 23/2316 (том 2 л. д. 135). Одновременно, представлен реестр документов к декларации по НДС, подтверждающий применение налоговой ставки 0 %, всего 40 комплектов на 7810 листах (том 2 л.д. 136).
Получение налоговым органом указанных документов подтверждается входящей отметкой отдела общего обеспечения инспекции от 20.10.2006.
Также, ОАО "НК "Роснефть" письмом от 24.10.2006 N 23/2352 представлены документы на 959 листах.
На станице 12 решения, налоговый орган указывает, что при анализе представленных по требованию N 6109 (исх. N 52-27-11/27840 от 11.12.2006) и к камеральной налоговой проверке документов, выявлено, что часть ГТД, указанных в реестре не представлены ОАО "НК "Роснефть" к проверке.
Вместе с тем, налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки не направлялось в адрес ОАО "НК "Ронефть" требований о предоставлении каких-либо конкретных грузовых таможенных деклараций, а также данные запросы не содержатся и в поименованном в требовании N 6109 (исх. N 52-27-11/27840 от 11.12.2006), а также и в требовании N 6108 (исх. N 52-27-11/27841 от 11.12.2006) (том 16 л. д. 65-66).
Руководствуясь ст. ст. 49, 62, 150, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2010 по делу N А40-18644/07-76-69 изменить.
Принять отказ ОАО "НК "Роснефть" от требований в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.01.2007 N 52/49 об отказе частично в возмещении суммы НДС в соответствии, с которым отказано ОАО "НК "Роснефть" в возмещении налога в размере 468.143 руб. 14 коп.
Отменить решение суда в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.01.2007 N 52/49 об отказе частично в возмещении суммы НДС в соответствии, с которым отказано ОАО "НК "Роснефть" в возмещении налога в размере 468.143 руб. 14 коп.
В данной части прекратить производство по делу.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-18644/07-76-69
Истец: ОАО "НК Роснефть"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Третье лицо: ОАО "АК "Транснефть", ОАО "АК "Транснефтепродукт", ЗАО "ТНП-ТРАНСКОМ", ООО "Компания "Импэкс-Плюс", ООО "Трансойл", ООО "Юрганз", ЗАО "ЮКОС-Транссервис", ЗАО "ЮКОС Рефаининг энд Маркетинг", ООО "Дальнефтетранс", ОАО "НК "Роснефть-Архангельскнефтепродукт", ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", ОАО "Российские железные дороги", ООО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", ЗАО "Нафтатранс", ОАО "Новая перевозочная компания"
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26961/2010