Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 20 декабря 2010 г. N 09АП-29338/2010, 09АП-30638/2010-ГК
г.Москва |
Дело N А40-19621/10-54-118 |
|
N 09АП-29338/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена "13" декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.,
судей Левиной Т.Ю., Сумароковой Т.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колесниковой О.М.,
при участии в судебном заседании:
от ТУ ФАУГИ по г.Москве: Золотарева Е.А. по доверенности от 05.08.2010г.;
от ДИгМ: Вольшаков Р.Е. по доверенности от 22.12.2009г.;
от Управления Горавтодорнадзора по г.Москве: Преснухина С.В. по доверенности от 28.12.2009г.;
от ОАО "Аремэкс": Хомякова Ю.С. по доверенности от 09.12.2010г.;
от Управления Реестра по Москве: неявка, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Государственного учреждения - Центрального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда г.Москвы от "30" сентября 2010 года, принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
по делу N А40-19621/10-54-118
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве
к Департаменту имущества г.Москвы,
с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Центрального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОАО "Аремэкс", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
19.02.2010г. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском (с учетом последующих изменений) к Департаменту имущества г.Москвы, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Центрального Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОАО "Аремэкс", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, о признании права собственности Российской Федерации на здание общей площадью 2802,9кв.м., расположенное по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А.
Заявленные требования мотивированы тем, что недвижимое имущество, являющееся объектом притязаний Истца, относится к федеральной собственности в силу:
- Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1, поскольку на момент разграничения государственной собственности в Российской Федерации оно являлось ведомственным детским садом;
- ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ, поскольку оно относится к имуществу, которое может находиться в федеральной собственности, поскольку необходимо для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, в т.ч. для их размещения, и поскольку оно фактически с 1994 года используется федеральным органом государственной власти, а именно: Государственным учреждением - Центральным Управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, для целей обеспечения его деятельности, в частности, для его размещения.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от "30" сентября 2010 года (Т. 3, л.д. 49-50) в удовлетворении иска отказано.
На состоявшееся Решение ТУ ФАУГИ по г.Москве и Управлением Горавтодорнадзора по г.Москве поданы апелляционные жалобы (Т. 3, л.д. 51-53, 65-68), в которых они просят обжалуемое решение отменить с вынесением судебного акта об удовлетворении заявленного иска, полагая не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда первой инстанции о недоказанности принадлежности спорного имущества к федеральной собственности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявители апелляционных жалоб требования и доводы жалоб поддержали; ДИгМ и ОАО "Аремэкс" заявили о несогласии с требованиями и доводами апелляционных жалоб; Управление Реестра по Москве не явилось, будучи надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства (Т. 3, л.д. 81, 83).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, доводы апелляционных жалоб, полагает обжалуемое решение подлежащим оставлению без изменения.
Спорным является здание по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А (ранее присвоенный адрес: г.Москва, ул.Дыбенко, д. 6а (Т. 1, л.д. 9)).
11.11.2002г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности города Москвы на данное здание (Т. 1, л.д. 137).
Указанное здание было принято в эксплуатацию Актом государственной комиссии по приемке здания в эксплуатацию от 29.09.1965г. в качестве детского сада (Т. 1, л.д. 10-13).
Заказчиком строительства выступал Мосгосстрой - государственное учреждение, созданное 26.04.1954г. Постановлением Совета Министров СССР на правах министерства СССР (Т. 1, л.д. 14-15).
Строительство детских дошкольных учреждений финансировалось Госпланом СССР (постановление Совета Министров СССР от 18.05.1949г. N 2004).
Таким образом, здание по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А, на момент принятия Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 являлось государственной собственностью.
Согласно справки Северного окружного управления образования от 10.09.2002г. N 899/2 (Т. 1, л.д. 141), в здании по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А, до 1990 года располагалось ведомственное дошкольное образовательное учреждение N 468.
Согласно абз. 1 п. 1 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Между тем в Приложении 1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 такие объекты народного образования, как детские сады, не указаны, а именно: к указанным в Приложении 1 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объектам: высшим учебным заведениям, научно-исследовательским учреждениям, предприятиям и объектам Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования РФ, Министерства науки и технической политики РФ, Министерства здравоохранения РФ, государственных научных центров, - такие объекты народного образования, как детские сады, детские сады, являющимися дошкольными учреждениями, не относятся.
Согласно п. 2 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
К указанным в Приложении 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объектам отнесены находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов учреждения и объекты народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями).
Таким образом, к указанным в Приложении 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объектам отнесены в т.ч. и такие объекты народного образования, как детские сады.
Мнение Истца о том, что дошкольные учреждения, к которым относятся детские сады, не водят в понятие объектов народного образования, - является ошибочным, не основывающемся на нормах действующего законодательства.
Так, Закон от 10.07.1992г. N 3266-1 "Об образовании" выделяет дошкольное образование наряду с начальным общим, основным общим, средним (полным) общим образованием и начальным профессиональным образованием, а также средним профессиональным, высшим профессиональным и послевузовским профессиональным образованием в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно абз. 2 п. 1 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 2 к указанному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся к федеральной собственности. Отдельные объекты из их числа могут передаваться в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
К указанным в Приложении 2 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объектам, которые относятся к федеральной собственности, отнесены только те учреждения народного образования, которые не указаны в Приложении 3 к Постановлению ВС РФ от 27 декабря 1991 года N 3020-1 (не входят в состав имущества предприятий).
Таким образом, такие объекты народного образования, как относящиеся к дошкольному образованию детские сады, отнесены к муниципальной собственности.
Соответственно, здание по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А, находится в собственности Москвы.
С 1993 г. по настоящее время в здании по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А размещается Государственное учреждение - Центральное Управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в т.ч. на основании Постановления Правительства Москвы от 18.11.1997г. N 812 и заключенных с городом Москвой Договоров аренды от 10.07.1998г., 25.03.2003г.
Согласно ч. 11 ст. 154 от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими илу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, учреждений.
Находящееся в собственности субъектов РФ имущество, которое может находится в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с указанным ФЗ, в т.ч. для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, учреждений.
Таким образом, здание по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А, находящееся в собственности Москвы, относится к имуществу, которое в установленном ч. 11 ст. 154 N 122-ФЗ порядке может быть безвозмездно передано в федеральную собственность.
Между тем установленный ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, - предполагает наличие волеизъявления соответствующего публичного образования на передачу имущества из его собственности, и не позволяет принимать решения о передаче имущества в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление лица, осуществляющего передачу.
Соответствующее толкование дано в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 828-О-П.
В частности, установленный ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ порядок включает:
- органы государственной власти субъекта РФ направляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче имущества из собственности субъекта РФ в федеральную собственность (передача в федеральную собственность из собственности субъекта РФ имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается);
- Решения о передаче имущества из собственности субъектов РФ в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества;
- Решения о передаче имущества, включенного в утвержденные перечни, являются основаниями возникновения права собственности на соответствующее имущество;
- органы, осуществляющие передачу и принятие имущества, подписывают передаточный акт, являющийся основанием для внесения изменений в реестры государственного и муниципального имущества.
Смысл установления соответствующего порядка безвозмездной передачи имущества состоит не в том, чтобы посредством изъятия имущества разграничить собственность РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления независимо от их согласия, а в том, чтобы при наличии волеизъявления соответствующего публичного образования на передачу имущества из его собственности ограничить применение к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ, применение норм ГК РФ и ФЗ от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в т.ч. определяющих момент возникновения права собственности.
Между тем по настоящему делу город Москва не выразил согласия на передачу здания по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А, в собственность РФ, а именно: органы государственной власти города Москвы не направляли федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, предложения о передаче указанного здания из собственности города Москвы в федеральную собственность.
Таким образом, в установленном ч. 11 ст. 154 ФЗ от 22.08.2004г. N 122-ФЗ порядке здание по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д. 32А, из собственности Москвы в собственность Российской Федерации не перешло.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности заявленного иска.
Нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, могущих явиться основанием для отмены обжалуемого решения, - при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности поданных апелляционных жалоб и оставлению обжалуемого решения суда первой инстанции без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от "30" сентября 2010 года по делу N А40-19621/10-54-118 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Е.Е.Кузнецова |
Судьи |
Т.Ю.Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-19621/10-54-118
Истец: ТУ ФАУГИ в г.Москве
Ответчик: Департамент имущества г.Москвы
Третье лицо: Центральное Управление государственного автодорожного надзора, ОАО по ремонту и эксплуатации жилых и нежилых помещений"Аремэкс", Управление Росреестра по Москве
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29338/2010