г.Москва |
Дело N А40-31465/10-139-152 |
24 декабря 2010 г. |
N 09АП-30322/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.12.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Веклича Б.С., Поташовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Банк Финсервис"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 04.10.2010
по делу N А40-31465/10-139-152 судьи Корогодова И.В.
по заявлению ОАО "Банк Финсервис"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом
третьи лица: ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России", Межрайонная ИФНС России N 46 по г.Москве, Федеральное агентство специального строительства
о признании незаконными распоряжения ТУ Росимущества по г.Москве от 11.12.2009 N 2663 и распоряжения Росимущества от 20.10.2009 N 1710-р
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Белякова К.Ю. по доверенности от 09.03.2010 N 79/1, паспорт 45 04 937365,
представитель ТУ Росимущества в г.Москве не явился, извещен,
представитель Росимущества не явился, извещен,
представителя Федерального агентства специального строительства Кравченко Е.В. по доверенности от 08.04.2010 N 9/189, паспорт 10 05 980009,
представитель ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" не явился, извещен,
представитель МИФНС России N 46 по г.Москве не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 04.10.2010, принятым по данному делу, ОАО "Банк Финсервис" отказано в удовлетворении требований о признании недействительными распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.10.2009 N 1710-р "О ликвидации федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 10 при Федеральном агентстве специального строительства" и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве от 11.12.2009 N 2663 "О создании ликвидационной комиссии федерального государственного унитарного предприятия "Управление специального строительства по территории N 10 при Федеральном агентстве специального строительства".
При этом суд пришел к выводу об отсутствии нарушения оспариваемыми распоряжениями прав и законных интересов заявителя, а также признал их соответствующими действующему законодательству.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Банк Финсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что оспариваемые распоряжения приняты с нарушением статей 61-65 ГК РФ. Ссылаясь на бухгалтерскую отчетность ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России", указывает, что последнее могло быть ликвидировано только вследствие принятия ТУ Росимущества в г.Москве решения об обращении в Арбитражный суд с заявлением о признании ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" несостоятельным (банкротом). Указывает на нарушение оспариваемыми распоряжениями прав и законных интересов заявителя, поскольку окончание исполнительного производства, снятие арестов, введенных в отношении имущества должника, и, как следствие, принятия оспариваемых распоряжений, привело к ухудшению имущественных прав заявителя.
Представитель Федерального агентства специального строительства в судебном заседании поддержал обжалуемое решение суда, просил оставить его без изменения, считая его законным и обоснованным, с доводами жалобы не согласился, указывая на их неправомерность.
Представители ответчиков - ТУ Росимущества в г.Москве, Росимущества и третьих лиц - ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" и Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. При отсутствии возражений со стороны явившихся в судебное заседание представителей заявителя и третьего лица - Федерального агентства специального строительства, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в порядке ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании доводы и требования апелляционной жалобы и третьего лица - Федерального агентства специального строительства, поддержавшего решение суда первой инстанции и изложившего доводы, указанные в письменных пояснениях, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 20.10.2009 Федеральным агентством по управлению государственным имуществом издано распоряжение N 1710-р "О ликвидации ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России", которым решено в срок до 01.11.2010 ликвидировать ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России", ТУ Росимуществп в г.Москве предписано создать ликвидационную комиссию для проведения ликвидационного мероприятия. Ликвидационной комиссии уведомить в установленном порядке кредиторов о ликвидации предприятия, представить на утверждение в ТУ Росимущества в г.Москве промежуточный ликвидационный и ликвидационный баланс ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" (том 1 л.д.90).
Во исполнение названного распоряжения ТУ Росимущества в г.Москве вынесено распоряжение от 11.12.2009 N 2663 о создании ликвидационной комиссии ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России, которой предписано обеспечить выполнение распоряжения от 20.10.2009 N 1710-р (том 1 л.д.84).
Считая названные распоряжения незаконными и нарушающими права ОАО "Банк Финсервис", последнее обратилось в арбитражный суд.
Материалами дела подтверждено, что решением Арбитражного суда г.Москвы от 13.08.2009 с ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" в пользу ОАО "Банк Финсервис" взысканы денежные средства в размере 257 705 479,44 рублей задолженности по кредитному договору и 100 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
В связи с взысканием указанной задолженности 24.11.2009 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Москве возбуждено исполнительное производство N 77/11/21882/29АС/2009.
04.02.2010 исполнительные производства в отношении ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" по взысканию денежных средств в пользу взыскателей - физических и юридических лиц - объединены в сводное исполнительное производство N 77/11/22862/1ЗАС/2009СД.
Отказывая ОАО "Банк Финсервис" в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемых распоряжений ответчиков.
В соответствии с ч.2 ст.61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано: по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно ч.6 ст.113 ГК РФ правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно ст.35 названного Федерального закона, унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия, собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
В соответствии с п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" ликвидация федеральных государственных унитарных предприятий осуществляется по решению Росимущества на основании предложения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующее предприятие.
Согласно п.5.19 Положения о Росимуществе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", Росимущество принимает решения о реорганизации федеральных государственных унитарных предприятий в форме слияния и присоединения, а также об их ликвидации.
В настоящем случае во исполнение вышеприведенных норм Федеральным агентством по управлению государственным имуществом 20.10.2009 издано распоряжение N 1710-р "О ликвидации ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России".
Частью 2 статьи 62 ГК РФ предусмотрено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами.
В соответствии с п.4 ст.35 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
С соблюдением названных норм закона и во исполнение распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.10.2009 N 1710-р Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г.Москве издано распоряжение от 11.12.2009 N 2663 "О создании ликвидационной комиссии ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России".
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает оспариваемые распоряжения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии законными и обоснованными, принятыми в пределах полномочий ответчиков и в соответствии с нормами действующего законодательства.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на отсутствие у ТУ Росимущества в г.Москве правовых оснований для принятия решения о ликвидации ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России", по мнению заявителя, ТУ Росимущества в Москве было вправе принять решение об обращении в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании предприятия банкротом.
Данный довод не принят апелляционным судом как неправомерный, поскольку Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с вышеупомянутым Положением о данном Агентстве такими полномочиями не наделено.
В силу ч.1 ст.62 ГК РФ и ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" (свидетельство серии 77 N 013524171).
В ходе ликвидации ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" установлено, что стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам.
В соответствии с п.5 ст.35 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ, в случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Управление специального строительства по территории N 10 при Федеральном агентстве специального строительства" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его (несостоятельным) банкротом, которое определением от 19.03.2010 принято к производству.
Поскольку в отношении должника принято решение о ликвидации, в соответствии с п.1 ст.224 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" решением от 20.04.2010 по делу N 32269/10-38-129Б ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
ОАО "Банк Финсервис" как кредитор вправе реализовать свои права и законные интересы в рамках вышеуказанного производства, в связи с чем довод о нарушении оспариваемыми распоряжениями прав и законных интересов заявителя не принимается как несостоятельный.
В силу ст.13 ГК РФ, ч.1 ст.198, ч.2 ст.201 АПК РФ основанием для принятия судом решения о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В настоящем случае, учитывая вышеизложенное, совокупности указанных обстоятельств не установлено, в связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований является правомерным.
Учитывая сказанное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 по делу N А40-31465/10-139-152 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31465/10-139-152
Истец: ОАО "Банк Финсервис"
Ответчик: Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве, ФГУП "УССТ N 10 при Спецстрое России", Федеральное агентство специального строительства
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30322/2010