Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2010 г. N 10АП-5206/2010
г. Москва |
|
18 ноября 2010 г. |
Дело N А41-16817/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2010 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Демидовой К.И., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - ООО "МНГ-Строй": Гриднев В.М., генеральный директор на основании приказа N 1 от 11.02.08 г.; Шамков В.В., представитель по доверенности от 20.04.10 г.;
от ответчика - Администрации г.Королева Московской области: Логвинова Т.А., представитель по доверенности N 29/Д от 30.09.2010 г.;
от ответчика - ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области": представитель не явился, извещен;
от третьего лица - Министерства финансов Московской области: представитель не явился, извещен;
от третьего лица - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании
дело N А41-16817/10
по иску общества с ограниченной ответственностью "МНГ-Строй"
к Администрации города Королева Московской области, государственному унитарному предприятию Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области"
с участием в качестве третьих лиц Министерства финансов Московской области и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области
о взыскании задолженности по договорам,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "МНГ-Строй" (далее - ООО "МНГ-Строй") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации города Королева Московской области, государственному унитарному предприятию Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" (далее - ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области") о взыскании задолженности по договору генерального подряда N 70/08 от 03.11.2008 г. и муниципальному контракту N А-326-08 от 06.11.2008 г. в сумме 444 059 рублей (том 1 л.д.2-3).
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2010 года исковые требования удовлетворены в части взыскания с ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" в пользу ООО "МНГ-Строй" 443 995 рублей 95 копеек задолженности. В удовлетворении остальной части требований отказано (том 1 л.д.102-104).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом в части отказа в солидарном взыскании с ответчиков суммы задолженности, ООО "МНГ-Строй" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что выводы суда не соответствуют установленным по делу обстоятельствам (том 1 л.д.110-111).
Определением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2010 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 4 статьи 270 Кодекса.
Указанным определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Московской области и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Как следует из материалов дела, предметом иска по настоящему делу являются требования о взыскании задолженности по договору генерального подряда N 70/08 от 03.11.2008 г., в соответствии с которым ООО "МНГ-Строй" выполнялись работы по капитальному ремонту мягкой кровли жилого дома в г.Королев Московской области.
Согласно преамбуле к данному договору, указанные работы были выполнены в соответствии с постановлением Правительства Московской области N 615/28 от 30.07.2008 г. "О дополнительных мерах по подготовке жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в Московской области к осенне-зимнему периоду 2008/2009 года" в рамках одноименной целевой программы.
Поскольку финансирование работ осуществлялось за счет бюджетных средств, и основанием для их оплаты являлись согласованные генподрядчиком и заказчиком реестры допустимых платежей, договор предусматривал обязательное согласование указанных реестров также с Министерством финансов Московской области и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области (пункт 4.1 договора).
Таким образом, разрешение вопроса о наличии задолженности ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" по договору генерального подряда N 70/08 от 03.11.2008 г. не могло быть принято судом без привлечения указанных лиц..
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции от 30 июня 2010 года подлежит отмене по основаниям, предусмотренным в пункте 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с нормой части 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
При рассмотрении дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил заявленные требования и просил взыскать с ответчиков солидарно задолженность по договору генерального подряда N 70/08 от 03.11.2008 г. в сумме 443 995 рублей 95 копеек.
Уточнения приняты апелляционным судом.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "МНГ-Строй" поддержал доводы искового заявления в полном объеме.
Представитель Администрации города Королева Московской области против удовлетворения иска в отношении муниципального образования возражал.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области", Министерства финансов Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит исковые требования ООО "МНГ-Строй" подлежащими удовлетворению в отношении к ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области".
Выводы суда основаны на следующем.
Как усматривается из материалов дела, 06 ноября 2008 года между ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" (заказчик) и ООО "МНГ-Строй" (генеральный подрядчик) заключен договор генерального подряда N 70/08, по условиям которого генеральный подрядчик принял на себя обязательства по поручению заказчика выполнить работы по капитальному ремонту мягкой кровли жилого дома по адресу: Московская область, г.Королев, ул.Комитетский лес, д.7 в соответствии с утвержденной и согласованной с заказчиком проектно-сметной документацией и согласованными сторонами объемами подрядных работ с использованием материалов, конструкций и оборудования генподрядчика (том 1 л.д.11-25).
Стоимость подлежащих выполнению работ определена сторонами в сумме 444 059 рублей 39 копеек (пункт 2.1 договора).
Порядок оплаты выполненных работ предусматривал согласование генеральным подрядчиком, заказчиком, Министерством финансов Московской области и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области до начала выполнения работ реестров допустимых платежей, на основании которых впоследствии должно производится финансирование с целью оплаты полностью выполненных генеральным подрядчиком и принятых заказчиком работ (пункт 4.1 договора).
При этом доказательствами выполнения работ являются акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (пункт 4.2 договора).
Одновременно между муниципальным образованием города Королев Московской области (муниципальный заказчик) в лице Администрации города Королева Московской области, ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" (заказчик) и ООО "МНГ-Строй" (исполнитель) был заключен муниципальный контракт N А-326-08 от 06.11.2008 г., по условиям которого исполнитель принял на себя обязательства по поручению муниципального заказчика выполнить работы по капитальному ремонту кровли жилого дома по адресу: Московская область, г.Королев, ул.Комитетский лес, д.7, а заказчик - принять и оплатить результаты выполненных работ в порядке и на условиях, определенных договором (том 1 л.д.20-25).
Цена муниципального контракта составила 444 059 рублей 39 копеек (пункт 2.2 контракта).
В указанном контракте стороны также предусмотрели порядок оплаты заказчиком выполненных работ за счет средств бюджета Московской области, в пределах установленных лимитов, после оформления сторонами акта о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 (раздел 4 контракта).
ООО "МНГ-Строй" обязательства по договору генерального подряда и муниципальному контракту были исполнены в соответствии с локальной сметой N 9 от (том 1 л.д.39-42) на сумму 443 995 рублей 95 копеек, результаты работ переданы заказчику по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от N 9 от декабря 2008 года (том 1 л.д.26-30).
Неисполнение заказчиком и муниципальным заказчиком обязательств по оплате выполненных ООО "МНГ-Строй" работ послужило основанием для обращения последнего в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о доказанности обстоятельства выполнения ООО "МНГ-Строй" работ по муниципальному контракту N А-326-08 от 06.11.2008 г. и договору генерального подряда N 70/08 от 03.11.2008 г. в заявленной сумме и возникновения на стороне заказчика - ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" обязательства по оплате результатов указанных работ.
В соответствии с пунктом 1, 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений данного Закона.
В соответствии со статьей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Из совокупного толкования норм статей 763 и 753 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Соответственно обязательство по оплате выполненных подрядчиком работ в установлены законом или договором порядке возникает после приемки заказчиком результатов работ (статья 746 Кодекса).
Обстоятельство выполнения ООО "МНГ-Строй" обязательств по договору генерального подряда и муниципальному контракту подтверждены представленными в материалы дела актом о приемке выполненных работ по форме КС-2 N 9 от декабря 2008 года (том 1 л.д.26-30), справкой о стоимости выполненных работ по форме КС-3 N 9 от декабря 2008 года, актами на скрытые работы (том 1 л.д.33-37), актом рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры после проведения работ по капитальному ремонту от 22.12.2008 г. (том 1 л.д.31-32).
Указанные документы подписаны заказчиком - ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" без замечаний.
Доказательства оплаты выполненных работ ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
Таким образом, на стороне ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" возникло обязательство по оплате выполненных ООО "МНГ-Строй" в сумме 443 995 рублей 95 копеек.
Ссылка истца на наличие у Администрации города Королева Московской области солидарной обязанности по оплате результатов работ по муниципальному контракту N А-326-08 от 06.11.2008 г. и договору генерального подряда N 70/08 от 03.11.2008 г. подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или установлена законом.
По материалам дела, из пункта 4.1 муниципального контракта N А-326-08 от 06.11.2008 г. и пункта 4 договора генерального подряда N 70/08 от 03.11.2008 г. следует, что обязательства по оплате выполненных по указанным сделкам работ по капитальному ремонту кровли жилого дома по адресу: Московская область, г.Королев, ул.Комитетский лес, д.7, возникли у ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области".
Солидарная обязанность Администрации города Королева Московской области по оплате выполненных ООО "МНГ-Строй" работ указанными сделками не предусмотрена.
Законодательно такая солидарность также не установлена.
Обстоятельство подписания Администрацией города Королева Московской области акта сверки взаимных расчетов по муниципальному контракту N А-326-08 от 06.11.2008 г. по состоянию на 31.05.2010 г. (том 1 л.д.84) не может быть расценено в качестве основания для возникновения у муниципального образования финансовых обязательств по названному контракту по смыслу пункта 2 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования ООО "МНГ-Строй" к Администрации города Королева Московской области удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб, подлежит уплате государственная пошлина в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Арбитражным апелляционным судом установлено, что при подаче иска и апелляционной жалобы ООО "МНГ-Строй" платежными поручениями N 47 от 26.04.2010 г. и N 55 от 22.07.2010 г. (том 1 л.д.6, 112) уплатило в федеральный бюджет государственную пошлину в общей сумме 6 000 рублей.
В силу вышеуказанной нормы процессуального права расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска в сумме 4 000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 2 000 рублей подлежат отнесению на ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области".
Одновременно, принимая во внимание, что в соответствии с нормой статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом уточнения иска, при подаче иска подлежала уплате государственная пошлина в размере 11 879 рублей 90 копеек, с ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина по иску в сумме 7 879 рублей 90 копеек.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, частью 4 статьи 270, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2010 года по делу N А41-16817/10 отменить.
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью "МНГ-Строй" к государственному унитарному предприятию Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" удовлетворить, в части требований к Администрации города Королева Московской области отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" в пользу общества с ограниченной ответственностью "МНГ-Строй" задолженность в сумме 443 995 рублей 95 копеек и расходы по госпошлине по иску и апелляционной жалобе в сумме 6 000 рублей, а всего 449 995 рублей 95 копеек.
Взыскать с государственного унитарного предприятия Московской области "Управление внебюджетного строительства Московской области" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 879 рублей 90 копеек.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
К.И. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-16817/10
Истец: ООО "МНГ-Строй", ООО "МНГ-Строй"
Ответчик: Администрация г. Королева Московской области, ГУП Московская область "Управление внебюджетного строительства Московской области"
Третье лицо: Министерство финансов Московской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2010 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-5206/2010