Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2010 г. N 09АП-27791/2010
11 ноября 2010 г. |
Дело N А40-62339/08-115-264 |
г. Москва |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 2 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 ноября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарями А.Н. Красиковой, Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.02.2009
по делу N А40-62339/08-115-264, принятое судьей Л.А.Шевелевой
по заявлению Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительными решений
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Цай К.Б.-Х. по дов. N СБ-338/Д от 02.12.2009, Смирнова Д.А. по дов. N СБ-113/Д от 14.04.2010 Степанова А.Г. дов. N СБ-537/Д от 30.12.2009,
Чурсиной Е.И. дов. N СБ-342/Д от 02.12.2009;
от заинтересованного лица - Попкова А.А. по дов. N 185 от 27.07.2010
УСТАНОВИЛ
ОАО "НК "Роснефть" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган):
- от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 46 350 825, 96 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 46 350 825, 96 руб.;
- от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 46 350 825, 96 руб.,
вынесенных по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за декабрь 2007 года.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2009 по делу N А40-62339/08-115-264 в удовлетворении требований ОАО "НК "Роснефть" отказано в полном объеме.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены по апелляционной жалобе организации в порядке ст.266,268 АПК РФ, после отмены судом апелляционной инстанции по вновь открывшимся обстоятельствам постановления суда апелляционной инстанции по делу. А40-62339/08-115-264
В заседании суда апелляционной инстанции, Открытое Акционерное Общество "Нефтяная компания "Роснефть"; руководствуясь частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявило отказ от своих требований в части:
- признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 30 184 362, 07 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 30 184 362, 07 руб.;
признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления ~ документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 30 184 362, 07 руб.
Указанная сумма состоит из сумм НДС по услугам, оказанным следующими поставщиками:
- ОАО "Новая перевозочная компания" в сумме 8 373 339, 89 руб.;
- ООО "Трансойл" в сумме 9 781 985, 43 руб.;
- ООО "Дальнефтетранс" в сумме 9 750 808, 21 руб.;
- ЗАО "ЮКОС-Транссервис" в сумме 2 278 222, 10 руб.
- ЗАО "ТНП-Транском" в сумме 6, 44 руб.
На основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "НК "Роснефть" просит прекратить производство по делу N А40-62339/08-115-264 в части:
- признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 30 184 362, 07 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 30 184 362, 07 руб.;
признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 30 184 362, 07 руб.
ОАО "НК "Роснефть" в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также заявило отказ от своих требований в части:
- признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 226 380, 12 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 226 380, 12 руб.:
признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 226 380, 12 руб.
На основании статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ОАО "НК "Роснефть" просит прекратить производство по делу N А40-62339/08-115-264 в части:
- признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 226 380, 12 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 226 380, 12 руб.;
признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008
N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 226 380, 12 руб.
В соответствии с ч. 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью.
Суд апелляционной инстанции, при повторном рассмотрении дела, изучив материалы дела, рассмотрев заявление о частичном отказе от заявленных требований, учитывая необходимость полного и всестороннего исследования обстоятельств дела при его повторном рассмотрении, принимая во внимание, что отказ от заявленных требований не противоречит закону, иным нормативно-правовым актам и не нарушает права и интересы других лиц, считает, что заявление налогоплательщика об отказе от части заявленных требований подлежит удовлетворению. В указанной части решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу-прекращению на основании ст. 150 АПК РФ
С учетом заявлений ОАО "НК "Роснефть" от 26.10.2010 об отказе от исковых требований в части в размере 30 184 362, 07 руб. и 226 380, 12 руб., требованиями Заявителя являются:
- отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2009 года по делу N А40-62339/08-115-264 в части отказа в удовлетворении заявленных ОАО "НК "Роснефть" требований;
- признать недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 15 940 083, 77 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 15 940 083, 77 руб.;
от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового....правонарушения " в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 15 940 083,77 руб.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность решения суда первой инстанции, считает , что требования заявителя в указанной части являются правомерными, решения налогового органа не соответствуют закону в силу следующих обстоятельств.
1. Услуги, счета-фактуры по которым выставлены до оформления Временных грузовых таможенных деклараций (далее - ВГТД), не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.
Сумма НДС по данному доводу - 905 957, 83 руб.
Налоговый орган при вынесении решений, отказал в возмещении суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "Юкос-Транссервис", которые составлены до оформления ВГТД на общую сумму 905 957, 83 руб.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Сложившаяся в настоящее время судебная практика исходит из того, что для определения подлежащей применению ставки НДС (0 % или 18 %) необходимо исследовать вопрос помещения товаров под таможенный режим экспорта на момент оказания услуг.
На необходимость применения такой позиции неоднократно указывал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановления от 06.11.2007 N 1375/07, от 20.11.2007 N 7205/07) и Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 05.02.2009 N 367-0-0, от 02.04.2009 N 475-0-0).
До недавнего времени судебная практика исходила из того, что моментом оказания услуги является дата счета-фактуры. Соответственно, рассматривая судебные дела, в целях определения подлежащей применению ставки НДС (0 % или 18 %) суды исходили из соотнесения даты выставления счета-фактуры и даты оформления ВГТД (постановления ФАС МО от 13.11.2008 N КА-А40/10432-08, от 17.08.2009 N КА-А40/7728-09, от 23.09.2009 N КА-А40/8182-09-02).
Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело N А40-24783/08-141-79, указал, что для определения подлежащей применению ставки налога на добавленную стоимость необходимо соотносить момент оказания услуги и помещение товара под таможенный режим экспорта. При этом момент оказания услуги Президиум определил по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
В связи с постоянным характером отгрузок товара для транспортировки, ОАО "НК "Роснефть" и организациями-поставщиками транспортных услуг был установлен порядок документального оформления, согласно которому, счет-фактура составляется по итогам месяца, в котором оказывались услуги по транспортировке товара (пункт 4.5 договора от 22.12.2004 N ЮТС/459/2004/0000705/0013Д с ЗАО "Юкос-Транссервис").
Возможность применения указанного порядка в отдельных отраслях, связанных с непрерывными долгосрочными поставками в адрес одного и того же покупателя, такими, как непрерывный отпуск товаров и оказание услуг по транспортировке одним и тем же покупателям электроэнергии, газа, нефти и т.п. подтверждается письмом МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404.
Согласно изложенному порядку, счет-фактура составляется после фактического оказания услуги. Соответственно, дата оформления счета-фактуры всегда будет позднее даты актов приема-сдачи транспортируемого товара.
В соответствии с изложенным, счета-фактуры, которые выставлены до даты оформления ВГТД, в любом случае не подпадают по действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ и по ним подлежит применению ставка НДС 18 %.
В подписанном двусторонне Акте сверки сумм налоговых вычетов по НДС, составленном между ОАО "НК "Роснефть" и налоговым органом (Том 3 л.д. 19-28) указано, что по ряду счетов-фактур "сумма НДС ошибочно попала в отказ". Общая сумма НДС по таким счетам-фактурам составляет 905 957, 83 руб. и приходится на контрагентов ЗАО "ЮКОС РМ" в размере 120 308, 26 руб. (счет-фактура от 31.07.2007 N 858) и ЗАО "ЮКОС-Транссервис" в размере 785 649, 57 руб. (счета-фактуры: от 30.09.2007 N 198082; от 30.09.2007 N 198091; от 15.07.2007 N 224482; от 31.07.2007 N 233298; от 04.08.2007 N 233700; от 04.08.2007 N 233756; от 15.10.2007 N 266292; от 30.10.2007 N 312501; от 31.10.2007 N 313249; от 17.11.2007 N 320393).
В случае перевозки нефти и нефтепродуктов до морских портов применяется особый порядок декларирования.
Общая сумма по данному доводу составляет 10 169 813, 69руб.
При отгрузке нефти и нефтепродуктов морским транспортом временное периодическое декларирование производится в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 24.08.2006 N 800 "О местах декларирования отдельных видов товаров" (далее - Приказ N 800) таможенными органами, расположенными в морских (речных) портах - таможенными постами, в регионе деятельности которых осуществляется погрузка товаров на морские суда, убывающие с таможенной территории Российской Федерации.
Соответственно, предъявление таможенному органу экспортируемых товаров и их проверка в случае вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации через морские порты, осуществляется таможенными постами, работающими в местах погрузки экспортируемых товаров на морской транспорт.
В связи с этим, выпуск товаров в случае их вывоза морским транспортом осуществляется только после предъявления товаров таможенному органу для проверки в морском порту и только с этого момента товары в соответствии со статьями 149, 152, 157 Таможенного кодекса Российской Федерации являются помещенными под таможенный режим экспорта.
Такой вывод подтверждается и Федеральной таможенной службой, которая в письме от 28.12.2006 N 01-18/46684 указала: "перемещение российских товаров с нефтеперерабатывающих заводов до портовых терминалов (накопителей) в целях накопления коносаментных партий товаров, заявленных таможенному органу, расположенному в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, по временной грузовой таможенной декларации, не рассматривается таможенными органами как перемещение товаров под таможенным контролем, и помещенных под таможенный режим экспорта в связи с невозможностью их идентификации...".
Таким образом, применение Инспекцией общего порядка определения момента помещения товаров под таможенный режим экспорта по дате оформления временной таможенной декларации без учета особенностей декларирования товаров при непрямом смешанном сообщении с использованием трубопроводного транспорта, неправомерно.
Учитывая изложенное, оказанные собственникам нефти и нефтепродуктов услуги по транспортировке, связанные с перевозкой трубопроводным транспортом нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации морским транспортом и декларируемых в местах, установленных приказом ФТС России от 24.08.2006 N 800, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость как услуги, оказанные в отношении не помещенных под таможенный режим экспорта товаров, т.е. по налоговой ставке в размере 18 %.
Приказ ФТС России от 24.08.2006 N 800 не устанавливает каких-либо новых правовых норм. Данный приказ подтверждает фактическое обстоятельство дела: отсутствие таможенного контроля над перемещаемыми товарами и соответственно невозможность распространения на такую транспортировку подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в области таможенного дела и обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела, а также единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере таможенных платежей и определения таможенной стоимости товаров (пункт 3 статьи 1 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями стати 5 Таможенного Кодекса Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.
Более того, Федеральная таможенная служба - орган, уполномоченный Таможенным кодексом Российской Федерации (Глава 4) проводить информирование и консультирование участников таможенных правоотношений.
Приказ ФТС России от 24.08.2006 N 800 определяет порядок декларирования нефти и нефтепродуктов и содержит положения, напрямую относящиеся к данному спору.
Таким образом, оказанные собственникам нефти и нефтепродуктов услуги по транспортировке, связанные с перевозкой нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации морским транспортом и декларируемых в местах, установленных приказом ФТС России от 24.08.2006 N 800, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 18 %.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел 20.04.2010 по аналогичным основаниям заявления ОАО "Сургутнефтегаз" и ООО "Трансойл" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2009, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.12.2009 по делу N А40-87551/08-151-394 и вынес постановление N 17977/09, в соответствии с которым, вышеуказанные судебные акты в части отказа в удовлетворении требований ОАО "Сургутнефтегаз" отменены. В этой части требования ОАО "Сургутнефтегаз" удовлетворены.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отменяя указанные судебные акты в части, в постановлении от 20.04.2010 N 17977/09 отметил следующее: "Общество "Сургутнефтегаз" осуществляло периодическое временное декларирование нефтепродуктов в таможенных органах, определенных приказом N 800. Наличие только временных периодических таможенных деклараций, представленных таможенному органу, определенному приказом N 800, не обеспечивает надлежащего таможенного контроля за товарами до их прибытия на таможенный пост, в регионе деятельности которого осуществляется погрузка товаров на морское судно, убывающее с таможенной территории Российской Федерации.
Таможенные органы при указанном декларировании нефтепродуктов, вывозимых из Российской Федерации судами торгового мореплавания, не требуют представления железнодорожных накладных и иных документов, подтверждающих перевозку товаров по территории Российской Федерации, и не проставляют на них отметок, разрешающих и подтверждающих вывоз товаров из Российской Федерации.
Таким образом, контрагенты общества "Сургутнефтегаз" в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0 процентов и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.
Поэтому общество "Сургутнефтегаз", руководствуясь статьями 171 и 172 НК РФ, обоснованно включило в налоговые вычеты суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по ставке 18 %". Кроме того, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в данном постановлении указал на то, что "Содержащееся в настоящем постановлении толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел".
Так, сумма НДС, заявленная к возмещению, приходящаяся на товар, вывезенный с территории Российской Федерации морским транспортом, составляет 10 169 813, 69 руб.,из них:
- по счетам-фактурам, выставленным ООО "Импэкс-Плюс" на сумму 8 588 742, 53 руб.;
- по счетам-фактурам, выставленным ООО "Триэрсервис" на сумму 52 498, 86 руб.,
- по счетам-фактурам, выставленным ООО "Транссервис" на сумму 330, 04 руб.,
- по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "ЮКОС-РМ" на сумму 1 528 100, 10 руб.,
- по счетам-фактурам, выставленным ЗАО "ТНП-Транском" на сумму 142, 16 руб.
Например,
Согласно договору от 01.03.2007 N 0000707/0644Д (Том 6, л.д. 1) с учетом дополнительного соглашения от 30.07.2007 N 7, ООО "Импэкс-Плюс" обязуется от своего имени, но за счет ОАО "НК "Роснефть" оказать транспортно - экспедиторские услуги на перевозку нефти от станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дроги до станции Гетмановская Северо-Кавказской железной дороги.
За оказанные услуги, ООО "Импэкс-Плюс" выставлены счета-фактуры от 31.08.2007 N 163 и N 164 (Том 5, л.д. 3, 4) с указанием в них ставки НДС 18%.
Также, ОАО "Новая перевозочная компания" на основании договора от 29.12.2006 N 0004307/0031Д с учетом дополнительного соглашения N 9 от 28.02.2007, осуществляла услуги по организации транспортировке нефти по маршруту от ст. Новая жизнь до станции Гетмановская Северо-Кавказской железной дороги.
За оказанные услуги, ОАО "Новая перевозочная компания" выставлен счет-фактура от 31.08.2007 N 2007-0831-019 (Том 6, л.д. 120) с указанием ставки НДС 18%.
На станции Гетмановкая, нефть сливалась в резервуары-накопители. Впоследствии, от станции Гетмановская, нефть доставлялась трубопроводом до морского порта, и впоследствии, танкерами вывозилась с территории Российской Федерации в Италию для компании "Трамплет Лиметед" (Дублин, Ирландия) по условиям поставки FCA.
Таможенное оформление нефти осуществлялось отделом таможенного оформления и таможенного контроля Южного энергетического таможенного поста ЦЭТ в морском порту Южно-Озереевка (Новороссийск) на этапе формирования коносаментных партий в резервуарах.
Соответственно, на этапе железнодорожной транспортировки нефть еще не была помещена под таможенный режим экспорта.
Вышеизложенное подтверждается грузовыми таможенными декларациями:
10006031/291107/0004925 (Том 4 л.д. 25),
10006031/291107/0004921 (Том 4 л.д. 31).
Данные грузовые таможенные декларации в графе 25 "Вид транспорта на границе" содержат код "10" - морское судно, в приложениях к грузовым таможенным декларациям (лист 2) - наименования танкеров, вывозивших нефть, задекларированную по данным таможенным декларациям.
Таким образом, контрагенты ОАО "НК "Роснефть" в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0 % и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18%.
Приведенная позиция учитывается судами и при рассмотрении аналогичных споров между Заявителем и Ответчиком по другим налоговым периодам. Так, Арбитражный суд г. Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворили требования ОАО "НК "Роснефть" в полном объеме по следующим делам: N А40-34361/10-20-244, N А40-18644/07-76-69, N А40-34438/10-129-190, N А40-27698/08-129-80, NА40-78766/06-141-468, NА40-19137/08-116-37, N А40-29735/10-140-211, NА40-60245/08-08-112-240 (N09АП-14420/2010-АК), NА40-34302/10-127-157 (N09АП-24754/2010), NА40-2331/07-127-18, N А40-24298/07-127-156 (NКА-А40/10791-10-П).NА40-75538/08-109-315 (N09АП-8542/2009).
Услуги, оказанные до оформления временных грузовых таможенных деклараций не могут считаться оказанными в отношении товаров, помещенных под таможенный режим и соответственно должны облагаться налогом на добавленную стоимость по ставке 18%.
Общая сумма по данному доводу -1 759 268, 36 руб.
Для определения момента оказания услуги необходимо учитывать следующую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
10 ноября 2009 в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации состоялось заседание Президиума по заявлению ОАО "АК "Транснефть" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.05.2009 по делу N А40-24783/08-141-79.
Предметом судебного разбирательства по делу N А40-24783/08-141-79 явились правовые основания, аналогичные рассматриваемому спору - выводы налогового органа о том, что оказанные Заявителю транспортные и иные сопутствующие услуги, в том числе при оформлении временной грузовой таможенной декларации на перевозимые товары, должны облагаться по ставке 0 %, а не 18 %.
Рассматривая указанное дело, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 10.11.2009 N 10834/09 указал, что для определения подлежащей применению ставки налога на добавленную стоимость необходимо соотносить момент оказания услуги и помещение товара под таможенный режим экспорта. При этом момент оказания услуги Президиум определил по датам актов приема - сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
Также Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации согласился с выводами суда первой инстанции о том, что основанием для применения налоговой ставки 0 % является помещение товара под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке, на что прямо указано в тексте постановления от 10.11.2009.
В рассмотренной Президиумом ситуации помещение товара под таможенный режим экспорта (ссылки в графе 40 ГТД на предшествующую таможенную процедуру, в том числе временную таможенную декларацию) предшествовало принятию партии нефти в пункте отправления для транспортировки и ее сдачи в пункте назначения по актам приема-сдачи нефти.
На основании изложенного Президиумом сделан вывод о том, что товар помещен под таможенный режим экспорта до начала оказания услуг по его транспортировке. Соответственно применению подлежала ставка НДС - 0%.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура выставляется не позднее пяти календарных дней с момента оказания услуги.
В связи с постоянным характером отгрузок товара для транспортировки, ОАО "НК "Роснефть" и организациями-поставщиками транспортных услуг был установлен порядок документального оформления, согласно которому, счет-фактура составляется по итогам месяца, в котором оказывались услуги по транспортировке товара: пункт 3.3 договора от 31.12.2004 N 0000605/0001Д с ЗАО "ЮКОС РМ" (Том 7, л.д. 28).
Согласно изложенному порядку, счет-фактура составляется после фактического оказания услуги. Соответственно, дата оформления счета-фактуры будет позднее даты актов приема-сдачи транспортируемого товара.
Таким образом, момент оказания услуги необходимо определять по датам актов приема-сдачи нефти в пунктах отправления и в пунктах назначения.
Вместе с тем, при вынесении обжалуемого решения, Инспекцией указанные обстоятельства не оценивались, акты приема - сдачи нефти не исследовались, и соотношение дат товаросопроводительных документов (акты приема - сдачи нефти и нефтепродуктов, железнодорожные квитанции о приеме груза, железнодорожные накладные) с датами помещения товара под таможенный режим экспорта для определения подлежащей применению ставки налога на добавленную стоимость не проводились, что не позволяет считать выводы налогового органа соответствующими нормам действующего законодательства и складывающейся судебной практике.
Аналогичная позиция высказана и в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.11.2009 N 9476/09 по заявлению ОАО "ТНК -Нижневартовск" о пересмотре в порядке надзора судебных актов по делу NА40-47698/08-75-169, где высшая судебная инстанция указывает, что в целях определения ставки НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исследовать даты оказания услуг, а не факты выставления счетов-фактур: "для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при налогообложении операций по реализации услуг по организации транспортировки необходимо было соотнести даты оказания услуг с датой помещения товара под таможенный режим экспорта и применить необходимые нормы права".
Кроме того, Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассмотрев дело N А40-33682/08-29-108, указал в своем постановлении от 31.08.2009, что для определения подлежащей применению ставки НДС значение имеет дата оказания услуги, которая устанавливается, прежде всего, на основании акта приемки - передачи.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении N КА-А40/12553-09-П от 30.11.2009 отметил, что "факт выставления счета - фактуры после помещения товара под таможенный режим экспорта не имеет принципиального значения, поскольку связан не с самой перевозкой, а с датой отчета об исполнении поручения. Для решения вопроса о надлежащей налоговой ставке при налогообложении операций по реализации услуг суду необходимо соотнести даты оказания услуг с датой помещения товара под таможенный режим экспорта".
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федеральный арбитражный суд Московского округа от 20.10.2010 по делу N А40-51347/07-118-341 по заявлению ОАО "Лукойл".
Положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации также указывают на то, что дата оказания услуги и дата выставления счета - фактуры по ее реализации могут не совпадать. В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета - фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Инспекция не учитывает то, что счета - фактуры, выставленные в адрес ОАО "НК "Роснефть" оформляются не чаще одного раза в месяц (по итогам месяца), тогда как данные услуги оказываются практически ежедневно.
На основании изложенного, действия Инспекции по сопоставлению дат счетов -фактур с датами временных таможенных деклараций не является подтверждением того, что товар был помещен под таможенный режим экспорта до начала транспортировки и выводы инспекции в данной части противоречат позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 10.11.2009 N 10834/09, а также указывают на то, что налоговым органом в нарушение статей 101 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации принят необоснованный ненормативный акт, не содержащий достаточных, основанных на законе доводов и обстоятельств, указывающих на неправомерное применение налоговых вычетов
В соответствии с Регламентом арбитражных судов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.1996 N 7, со дня размещения Постановления Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для арбитражных судов считается определенной.
Приведенная позиция учитывается судами и при рассмотрении аналогичных споров между Заявителем и Ответчиком по другим налоговым периодам. Так, Арбитражный суд г. Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворили требования ОАО "НК "Роснефть" в полном объеме по следующим делам: N А40-34361/10-20-244, N А40-18644/07-76-69, N А40-34438/10-129-190, N А40-27698/08-129-80, NА40-78766/06-141-468, NА40-19137/08-116-37, N А40-29735/10-140-211, NА40-60245/08-08-112-240 (N09АП-14420/2010-АК), NА40-34302/10-127-157 (N09АП-24754/2010), NА40-2331/07-127-18, N А40-24298/07-127-156 (NКА-А40/10791-10-П), N А40-75538/08-109-315 (N09АП-8542/2009).
Услуги, оказанные ЗАО "ЮКОС РМ" не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общая сумма по данному эпизоду составляет 3 287368, 46 руб., в том числе приходится на:
- услуги, оказанные при смешенной транспортировке до морских портов - 1 528 100, 10 руб.;
- услуги, счета-фактуры по которым выставлены после оформления ВГТД, но документы, подтверждающие прием товара на транспортировку по таким услугам, составлены до оформления ВГТД - 1 759 268, 36 руб.
Согласно договору об оказании услуг от 31.12.04 N 0000605/0001Д (Том 7 л.д. 28), подписанному с ЗАО "ЮКОС РМ", Общество оказывало ОАО "НК "Роснефть" услуги по организации и управлению отгрузками, при этом в пункте 1.2. договора указывается, что под организацией и управлением отгрузками стороны понимают:
консолидацию Заявок на отгрузку в разрезе пунктов погрузки;
включение Заявок на отгрузку в единый транспортный план по пункту погрузки;
организацию оперативного взаимодействия между Производством, транспортным организациями и владельцами транспортных инфраструктур;
оптимизацию единого транспортного плана по точке погрузки с учетом возможностей мощностей Производства, складского хозяйства, погрузки, транспортной инфраструктуры и других технологических возможностей;
согласование единого транспортного плана по пункту погрузки с Производством, транспортными организациями и Заказчиком;
согласование изменений заявок на отгрузку для включения изменений в единый транспортный план;
оформление в соответствии с Заявкой на отгрузку распоряжений (Наряд-Заказов) в адрес Производства и грузоотправителя на отгрузку продукта переработки заказчика.
Таким образом, из условий подписанного договора напрямую следует, ЗАО "ЮКОС РМ" оказывало услуги управленческого характера, связанные с информационным обслуживанием и координацией действий ряда нефтеперерабатывающих предприятий по вопросам отгрузки и транспортировки произведенной продукции.
Обязанности ЗАО "ЮКОС РМ" ограничивались выполнением информационных функций, следовательно, данные услуги не могут быть квалифицированы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме перечислены работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги) и не связаны непосредственно с перевозкой товаров. В указанной норме Налогового кодекса Российской Федерации говорится о работах (услугах), которые оказываются непосредственно в отношении товаров и подразумевают их перемещение исполнителем услуг, подрядчиком работ.
Как уже было указано выше, ЗАО "ЮКОС РМ" оказывало услуги управленческого и информационного характера, не контактировало непосредственно с перевозимыми товарами и не вывозило их на экспорт, в связи с чем, оплата услуг ЗАО "ЮКОС РМ" производилась на основании счетов-фактур, правомерно выставленных с указанием ставки налога на добавленную стоимость 18%. Аналогичная позиция относительно применения ставки налога 18% в данном случае, изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.08.2008 N 9796/08.
Приведенная позиция учитывается судами и при рассмотрении аналогичных споров между Заявителем и Ответчиком по другим налоговым периодам. Так, Арбитражный суд г. Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд удовлетворили требования ОАО "НК "Роснефть" в полном объеме по следующим делам: N А40-34361/10-20-244, N А40-18644/07-76-69, N А40-34438/10-129-190, N А40-27698/08-129-80, NА40-78766/06-141-468, NА40-19137/08-116-37, N А40-29735/10-140-211, NА40-60245/08-08-112-240 (N09АП-14420/2010-АК), NА40-34302/10-127-157 (N09АП-24754/2010), NА40-2331/07-127-18, N А40-24298/07-127-156 (NКА-А40/10791-10-П),NА40-75538/08-109-315(N09АП-8542/2009).
Услуги по таможенному оформлению, оказанные ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть", не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма НДС по данному доводу - 2 293, 11 руб.
ОАО "Акционерная компания по транспорту нефти Транснефть" согласно пункту 2.3.2 договора N 0000706/4377Д от 17.12.2007 (том 7 л.д. 117) оказывало услуги ОАО "НК "Роснефть" по таможенному оформлению, в связи с чем, выставило счет-фактуру от 31.12.2007 N 07/17/14348 (Том 5 л.д. 24).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 данного пункта.
Положение указанного подпункта распространяется, в частности, на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
При этом к иным работам (услугам), по которым применяется налоговая ставка 0 %, относятся работы (услуги), подобные организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте).
Таким образом, положение подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации распространяется на работы (услуги), которые являются действием, непосредственно направленным на вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации, которые выполнены (оказаны) в отношении товара, вывозимого за пределы территории Российской Федерации, и поименованы в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 23.06.2010 по делу N А40-51347/07-118-341 указал следующее: "Сбор документов, подтверждающих фактический вывоз товаров, осуществляется для целей реализации налогоплательщиком предусмотренного пунктом 1 статьи 165 НК РФ права на налоговый вычет.
Связь услуг по сбору документов в таможенных органах с производством экспортируемого товара отсутствует.
Поскольку для целей вывоза товара на экспорт оказание либо неоказание услуги по сбору документов не имеет правового значения, так как не влияет на легальность экспорта либо на исполнение экспортером договорных обязательств, непосредственная связь между реализацией товара и услугами по сбору документов в таможенных органах отсутствует.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для применения к услугам ЗАО "Лукойл-Черноморье" по сбору документов, подтверждающих фактический вывоз товаров, налоговой ставки по НДС 0 %".
Законность выводов, сделанных в названном постановлении, подтверждена Федеральным арбитражным судом Московского округа в постановлении от 18.10.2010 по делу N А40-51347/07-118-341.
При этом дата оказания данных услуг всегда будет предшествовать дате помещения товара под таможенный контроль, поскольку включает в себя комплекс услуг для таможенного оформления.
На основании изложенного, услуги по таможенному оформлению не относятся к комплексу услуг, подобных услугам (работам) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров, и поименованных в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации и следовательно в отношении данных услуг ОАО "АК "Транснефть" правомерно предъявлен НДС со ставкой 18 %.
Услуги, оказанные организациями ООО "Даэрс-финанс" и ЗАО "Карго процессинг системе", не подпадают под действие подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общая сумма НДС по данному эпизоду составляет 3 102 750, 78 руб., в том числе:
- услуги, оказанные ООО "Даэрс-финанс" - 737 315, 55 руб.,
- услуги, оказанные ЗАО "Карго процессинг системе" - 2 365 435, 23 руб.
ЗАО "Карго процессинг системе" по договору от 30.07.2003 N 0000703/1348Д (Том 6, л.д. 36) оказывало услуги таможенного брокера.
ООО "Даэрс-финанс" по договору от 24.09.2004 N 000704/1405Д (Том 7 л.д.1) оказывало услуги по таможенному оформлению товара.
Вышеназванные организации включены в Реестр таможенных брокеров (предтавителей).
Деятельность таможенного брокера по совершению таможенных операций от имени и по поручению декларанта (иного лица, на которое возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации) согласно нормам таможенного и гражданского законодательства носит характер посреднической деятельности (подпункт 17 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 971, пункт 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложению по ставке 0% подлежат услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Согласно положениям статей 1005-1008 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала; принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном в агентском договоре; в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. Из чего следует, что, агент самостоятельно не оказывает услуг, подобных перевозке, транспортировке, организации, и т.д., а выступает лишь посредником.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Следовательно, в данном случае организация не оказывает услуг, связанных с транспортной экспедицией.
Кроме того, согласно письму Минфина России от 21.03.2006 N 03-04-07/04 услуги, оказываемые на основе агентских договоров, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18% независимо от того, по какой ставке налога облагаются услуги, оказанные при содействии агента.
Более того, ФНС России в письме от 22.01.2009 N ММ-22-3/53 "О порядке налогообложения НДС услуг, оказанных таможенным брокером" (согласовано с Минфином России письмом от 12.12.2008 N 03-07-15/184) указало, что услуги таможенного брокера относятся к посредническим услугам, а положениями подпунктов 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ не предусмотрено применение налоговой ставки в размере 0% в отношении операций по реализации посреднических услуг. В связи с этим на основании пункта 3 статьи 164 НК РФ реализация таких услуг, в частности, услуг по таможенному оформлению, подлежит налогообложению НДС по ставке - 18%.
В письме ФНС России от 06.07.2007 N ШТ-6-03/534@ "О налогообложении налогом на добавленную стоимость операций по реализации услуг, оказанных таможенным брокером" (согласовано с Минфином письмом от 22.05.2007 N03-07-15/75) также указано: "услуги, оказанные таможенным брокером (декларирование товаров и транспортных средств, представление таможенным органам документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, представление таможенным органам декларируемых товаров, совершение иных действий, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля), не относятся к комплексу услуг, оказанных в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации (ввозимых на ее территорию). В связи с этим на основании пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса реализация таких услуг подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 процентов".
Аналогичный вывод изложен в письмах Минфина России от 01.07.2008 N 03-07-08/163, от 01.07.2008 N 03-07-08/163.
Согласно пункта 5 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, отсутствуют основания для обложения услуг, оказанных ООО "Даэрс-финанс" и ЗАО "Карго процессинг системе" по налоговой ставке 0%. Кроме того, данная позиция заявителя ,с которой соглашается суд апелляционной инстанции, соответствует сложившейся в настоящий момент судебно-арбитражной практике.
Для применения ставки 0% необходимо соблюдение требований статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 165 Кодекса документы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 календарных дней со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов, свидетельствующей о помещении товаров под таможенный режим экспорта.
Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по налоговой ставке 18%.
Таким образом, в случае применения к оказанным транспортным услугам налоговой ставки 0% невозможность представления организациями, оказывающими транспортные услуги собственнику нефти и нефтепродуктов, подтверждающих документов в течение 180 дней влечет необходимость исчисления налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 18 %.
Данной позиции также придерживается Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Эта позиция изложена как в определении от 12.03.2010 о передаче дела N А40-87551/08-151-394 по заявлению ОАО "Сургутнефтегаз" в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, так и в постановлении Президиума от 20.04.2010.
В указанных судебных актах отражено следующее:
"Кодекс обуславливает применение налоговых ставок 0% или 18% не только с наличием экспортированных товаров, а также работ и услуг, непосредственно связанными с экспортированными товарами, но и с формальным подтверждением права на ставку 0% надлежаще оформленными документами.
"Таким образом, контрагенты общества "Сургутнефтегаз" в связи со спецификой таможенного оформления экспорта нефтепродуктов не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товаросопроводительными документами, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0% и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.
Поэтому общество "Сургутнефтегаз", руководствуясь статьями 171 и 172 Кодекса, обоснованно включило в налоговые вычеты суммы уплаченного налога на добавленную стоимость по ставке 18 процентов".
Следовательно, признание действий организаций, оказывающих транспортные услуги обоснованными, опровергает утверждение как налогового органа, так и судов о неправомерном отражении Заявителем в составе налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за оказанные услуги.
Следовательно, признание действий организаций, оказывающих транспортные услуги обоснованными, опровергает утверждение как налогового органа, так и судов о неправомерном отражении Заявителем в составе налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных за оказанные услуги.
Изложенное указывает на то, что обжалуемые ненормативные акты не являются в должной мере обоснованными, вынесены с нарушением положений статей 101 и 176 Налогового кодекса Российской Федерации и уже по этому основанию могут быть признаны недействительными, поскольку в ходе камеральной проверки налоговый орган не устанавливал фактических маршрутов транспортировки, места и момента помещения транспортируемых товаров под режим экспорта, описание и оценка этих обстоятельств не нашли отражения в обжалуемых решениях, хотя в целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации имеют принципиальное значение.
На основании вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению в части:
- признания недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1:
от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 15 940 083, 77 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 15 940 083,77 руб.;
от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 15 940 083, 77 руб.
На основании статьей Налогового кодекса Российской Федерации, Руководствуясь ст. ст. ч.5 ст.49, 62, 110, 150, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.02.2009 по делу N А40-62339/08-115-264 отменить.
Принять отказ Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от заявленных требований в части:
-признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 30 184 362, 07 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 30 410 642, 19 руб.;
-признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 30 410 642, 19 руб.
Производство по делу в указанной части прекратить.
Признать недействительными решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
-от 11.06.2008 N 52-17-14/53 "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" в части отказа в возмещении налога в размере 15 940 083, 77 руб. и предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета , соответствующие отказу в праве на налоговые вычеты в размере 15 940 083, 77 руб.;
-от 11.06.2008 N 52-17-14/54 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, связанные с отказом в праве на налоговые вычеты в размере 15 940 083,77 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу Открытого акционерного общества "Нефтяная компания "Роснефть" 4000 рублей расходов по госпошлине по заявлению,1000 рублей расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
С.Н. Крекотнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-62339/08-115-264
Истец: ОАО Нефтяная Компания "Роснефть"
Ответчик: МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
11.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-27791/2010
31.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5208/10
11.05.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5208/10
16.04.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5208/10
05.10.2009 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4484/2009