Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2010 г. N 09АП-29087/2010
г. Москва |
Дело N А40-68108/09-154-284 |
14 декабря 2010 г. |
N 09АП-29087/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Гончарова В.Я., Свиридова В.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2010
по делу N А40-68108/09-154-284, принятое судьей Полукаровым А.В.,
по заявлению Департамента земельных ресурсов города Москвы
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве
о признании незаконным отказа
третьи лица:
1) Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы,
2) Префектура ЦАО г. Москвы
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Горчакова Е.А. по дов. от 25.12.2009, уд. N 352;
от заинтересованного лица - Гогричиани Э.Г. по дов. от 24.11.2009, уд. N 010216;
от третьих лиц - 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной регистрационной службы по Москве о признании недействительным отказа, оформленного письмом за N 14/009/2008-712 от 29.04.2009, в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков по адресу: г.Москва, ул.Антонова- Овсеенко, вл.2, стр.1; г.Москва, 1-й Красногвардейский проезд вл.4, стр.1; г.Москва, 1-й Красногвардейский проезд, вл.6; г.Москва, Красногвардейский проезд, вл.4, стр.2; г.Москва, 1-й Красногвардейский проезд, вл.8, оформленного распоряжением Правительства Москвы от 01.10.08г. N 2264-РП, с кадастровыми номерами 77:01:0004041:1006, 77:01:0004041:1002, 77:01:0004041:1000 77:01:0004041:1008, 77:01:0004041:1009.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009, требования заявленные Департаментом земельных ресурсов г. Москвы были удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, при принятии постановления судом апелляционной инстанции также произведена процессуальная замена Управления Федеральной регистрационной службы по Москве на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.03.2010 N КГ-А40/2356-10 решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2009 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. При этом судом кассационной инстанции указано суду первой инстанции при новом рассмотрении проверить наличие или отсутствие ранее зарегистрированных прав на спорные земельные участки, и с учетом установленной информации принять законный и обоснованный судебный акт.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ДЗР г.Москвы подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование этого указывается, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах на изымаемые земельные участки возникло в силу закона без государственной регистрации (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"), после введения в действие Закона о регистрации. Кроме того, изъятие для государственных нужд является принудительным выкупом объектов недвижимости с согласия собственника либо без его согласия. Также указывает на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что решение об изъятии подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) конкретного лица.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц - Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуры ЦАО г. Москвы, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объёме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из фактических обстоятельств дела, 01.10.2008 Правительство Москвы в пределах компетенции, предоставленной ГК РФ и Земельным кодексом РФ, распоряжением N 2264-РП приняло решение изъять для государственных нужд указанные выше земельные участки, а также расположенные на них объекты жилищного фонда, с целью расширения 1-го Красногвардейского проезда и строительства эстакады на пересечении со 2-м Красногвардейским проездом и ул. Антонова-Овсеенко.
13.11.2008, Департамент земельных ресурсов города Москвы, являющийся функциональным органом исполнительной власти города Москвы, в рамках полномочий, предоставленных Правительством Москвы постановлением от 30.10.2007 N 949-ПП "Об утверждении положения с Департаменте земельных ресурсов города Москвы" обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (УФРС по Москве) с заявлением о государственной регистрации указанного выше решения.
Ответчиком в порядке ст.19 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявленная регистрация приостанавливалась, затем письмом от 29.04.2009 N 14/009/2008-596, последний сообщил Департаменту об отказе в государственной регистрации указанного решения об изъятии земельных участков.
В соответствии с письмом УФРС по Москве в государственной регистрации в совершении регистрационных действий отказано на основании абз.9 п.1 ст.20 Закона о регистрации прав, так как правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие закона о регистрации прав перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной, после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества. Также указал на отсутствие в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) записи о государственной регистрации прав на указанные земельные участки, что препятствует государственной регистрации распоряжения об изъятии.
Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вопреки утверждениям автора апелляционной жалобы решение суда об отказе в удовлетворении требований заявителя основано на полной и всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, а также правильном применении норм материального права.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Закона о регистрации ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
В силу п. 1 ст. 6 названного Федерального закона, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Как следует из обстоятельств дела, во исполнение указаний суда кассационной инстанции, судом первой инстанции на Управление возложена обязанность представить сведения о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на земельные участки с кадастровыми номерами: 77:01:0004041:1006; 77:01:0004041:1002;77:01:0004041:1000; 77:01:0004041:1008; 77:01:0004041:1009.
В подтверждение отсутствия в ЕГРП записей о государственной регистрации прав на изымаемые земельные участки, Управлением представлены Выписки из ЕГРП.
Таким образом, установлено, что зарегистрированные права на спорные земельные участки в ЕГРП отсутствуют. Доказательства принадлежности конкретным гражданам спорных земельных участков заявителем в материалы дела и суду не представлены.
Автор апелляционной жалобы указывает, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах на изымаемые земельные участки возникло в силу закона без государственной регистрации (п. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ"), после введения в действие Закона о регистрации. Кроме того, заявитель считает, что изъятие для государственных нужд является принудительным выкупом объектов недвижимости с согласия собственника либо без его согласия.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 6 Закона о регистрации государственная регистрация возникших после введения данного Закона в действие ограничения (обременения) или иной сделки с объектом недвижимого имущества требует государственной регистрации прав на данный объект.
Кроме того, в силу абз. 3 ст. 61 раздела V Правил ведения ЕГРП при государственной регистрации решения об изъятии земельного участка или жилого помещения государственных или муниципальных нужд в графе "Лицо, права которой ограничиваются (обременяются)" указывают предусмотренные пунктом настоящих Правил данные о правообладателе, а в графе "Лицо, в пользу которой ограничиваются (обременяются) права" указывается, для чьих нужд изымается объект недвижимого имущества, - Российская Федерация, субъект Российской Федерации либо муниципальное образование.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что для проведения государственной регистрации ограничения (обременения) права, в любом случае, необходимо сначала зарегистрировать право общей долевой собственности на изымаемые земельные участки, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
Ссылки автора апелляционной жалобы на неправомерность вывода суда первой инстанции о том, что решение об изъятии подлежит государственной регистрации в качестве ограничения (обременения) конкретного лица, несостоятельны.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии соответствующего объекта недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник земельного участка должен быть извещен о регистрации с указанием ее даты.
В силу статьи 280 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением.
Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка (статья 281 Кодекса) затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.
По смыслу названных норм решение органа местного самоуправления об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, а также недвижимого имущества, расположенного на нем, является ограничением (обременением) прав собственников на соответствующий объект, принадлежащий на праве собственности, и подлежит государственной регистрации. При этом регистрации, подлежит не само решение как документ, а обременение земельного участка, вникающее вследствие принятия решения об его изъятии
В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Учитывая, что в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации на изымаемые земельные участки, у Управления отсутствовали предусмотренные Законом о регистрации правовые основания для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки на основании Распоряжения Правительства Москвы от 01.10.2008 N 2264-РП об их изъятии, в связи с чем отказ Управления зарегистрировать обременение не значащихся в реестре регистрации земельных участков соответствует пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом не допущено.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2010 по делу N А40-68108/09-154-284 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68108/09-154-284
Истец: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по городу Москве
Третье лицо: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Префектура ЦАО г. Москвы