г. Москва
23.03.2011 г. |
N КГ-А40/222-11-П |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Денисовой Н.Д., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца - ДЗР г. Москвы - Ефимьева Л.К. дов. N 33-И-579/11 от 01.03.2011 г.,
от ответчика - Управление Росреестра по Москве - Гогричиани Э.Г. дов. N 32390/10 от 29.12.10 г.,
от третьих лиц - неявка, извещены,
рассмотрев 16.03.2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу ДЗР г. Москвы на решение от 04.10.2010 г. Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Полукаровым А.В., на постановление от 14.12.2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Захаровым С.Л., Гончаровым В.Я., Свиридовым В.А. по иску (заявлению) Департамента земельных ресурсов города Москвы к Управлению Федеральной регистрационной службы по Москве о признании незаконным отказа в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков и обязании произвести регистрацию, третьи лица: 1) Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, 2) Префектура ЦАО г. Москвы, установил:
Департамент земельных ресурсов г. Москвы (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению федеральной регистрационной службы по Москве о признании недействительным отказа, оформленного письмом за N 14/009/2008-712 от 29.04.2009, в государственной регистрации решения об изъятии земельных участков по адресу: г.Москва, ул.Антонова-Овсеенко, вл.2, стр.1; г.Москва, 1-й Красногвардейский проезд вл.4, стр.1; г.Москва, 1-й Красногвардейский проезд, вл.6; г.Москва, Красногвардейский проезд, вл.4, стр.2; г.Москва, 1-й Красногвардейский проезд, вл.8, оформленного распоряжением Правительства Москвы от 01.10.08 г. N 2264-РП, с кадастровыми номерами 77:01:0004041:1006, 77:01:0004041:1002, 77:01:0004041:1000 77:01:0004041:1008, 77:01:0004041:1009.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2009, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009, требования заявленные Департаментом земельных ресурсов г. Москвы были удовлетворены в полном объеме.
Кроме того, при принятии постановления судом апелляционной инстанции также произведена процессуальная замена Управления Федеральной регистрационной службы по Москве на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.03.2010 N КГ-А40/2356-10 решение Арбитражного суда города Москвы от 06.10.2009 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2009 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. При этом суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении суду необходимо проверить наличие или отсутствие ранее зарегистрированных прав на спорные земельные участки, и с учетом установленной информации принять законный и обоснованный судебный акт.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2010 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суды исходили из того, что оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ДЗР г.Москвы обратился с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и принять новый судебные акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на несоответствие выводов судов, на неправильное применение норм материального права.
Третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу, суд кассационной инстанции разъяснил участникам процесса их права и обязанности, предусмотренные ст. 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отводов суду и каких-либо ходатайств, связанных с рассмотрением кассационной жалобы, заявлено не было.
Суд кассационной инстанции установил порядок рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 50:46:0010201:95, 01.10.2008 Правительство Москвы в пределах компетенции, предоставленной ГК РФ и Земельным кодексом РФ, распоряжением N 2264-РП приняло решение изъять для государственных нужд указанные выше земельные участки, а также расположенные на них объекты жилищного фонда, с целью расширения 1-го Красногвардейского проезда и строительства эстакады на пересечении со 2-м Красногвардейским проездом и ул. Антонова-Овсеенко.
13.11.2008, Департамент земельных ресурсов города Москвы, являющийся функциональным органом исполнительной власти города Москвы, в рамках полномочий, предоставленных Правительством Москвы постановлением от 30.10.2007 N 949-ПП "Об утверждении положения с Департаменте земельных ресурсов города Москвы" обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Москве (УФРС по Москве) с заявлением о государственной регистрации указанного выше решения.
Ответчиком в порядке ст. 19 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявленная регистрация приостанавливалась, затем письмом от 29.04.2009 N 14/009/2008-596, последний сообщил Департаменту об отказе в государственной регистрации указанного решения об изъятии земельных участков.
В соответствии с письмом УФРС по Москве в государственной регистрации в совершении регистрационных действий отказано на основании абз. 9 п. 1 ст .20 Закона о регистрации прав, так как правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие закона о регистрации прав перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной, после введения в действие данного Закона сделки с объектом недвижимого имущества. Также указал на отсутствие в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) записи о государственной регистрации прав на указанные земельные участки, что препятствует государственной регистрации распоряжения об изъятии.
Заявитель, полагая, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с абз. 4 ст. 1 Закона о регистрации ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).
В силу п. 1 ст. 6 названного Федерального закона, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Выполняя указания суда кассационной инстанции, судом первой инстанции была возложена обязанность на Управление Росреестра по г. Москве о представлении сведений о наличии или отсутствии зарегистрированных прав на земельные участки с кадастровыми номерами: 77:01:0004041:1006; 77:01:0004041:1002; 77:01:0004041:1000; 77:01:0004041:1008; 77:01:0004041:1009.
В подтверждение отсутствия в ЕГРП записей о государственной регистрации прав на изымаемые земельные участки, Управлением представлены выписки из ЕГРП, в связи с чем судами было установлено, что зарегистрированные права на спорные земельные участки в ЕГРП отсутствуют.
Однако в материалах дела, имеется приложение к распоряжению Правительства Москвы от 01.10.2008 г. N 2264-РП, из которого усматривается, что на спорных земельных участках находятся многоквартирные жилые дома (т. 1 л.д. 44).
Доказательства принадлежности конкретным гражданам спорных земельных участков заявителем в материалы дела и суду не представлено.
В соответствии с абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества.
Учитывая, что в ЕГРП отсутствуют записи о государственной регистрации на изымаемые земельные участки, у Управления отсутствовали предусмотренные Законом о регистрации правовые основания для государственной регистрации ограничения (обременения) прав на земельные участки на основании Распоряжения Правительства Москвы от 01.10.2008 N 2264-РП об их изъятии, в связи с чем отказ Управления зарегистрировать обременение не значащихся в реестре регистрации земельных участков соответствует пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вопреки доводам заявителя кассационной.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Кроме того, доводы кассационной жалобы, повторяют доводы апелляционной жалобы заявителей, которые уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции и были обоснованно отклонены.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2010 г. по делу N А40-68108/09-154-284 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А. Зверева |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
|
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.