Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2010 г. N 09АП-28453/2009
г. Москва |
Дело N А40-72776/09-24-485 |
26 февраля 2010 г. |
N 09АП-28453/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Катунова В.И., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Рыкшиной Е.Г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2009г.
по делу N А40-72776/09-24-485 принятое единолично судьёй Мироненко Э.В.
по иску Муниципального образования "Городской округ Череповец"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
о взыскании 1 840 000 руб.
при участии представителей:
от истца - Михайлова Г.В. по доверенности N 01-20/1078 от 29.12.2009г.;
от ответчика - Нечаев М.В. по доверенности N 01-06-08/181 от 31.12.2009г.
УСТАНОВИЛ
Муниципальное образование "Городской округ Череповец" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 1 840 000 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением квартиры гражданину Никиточкину В.И. в соответствии с Законом РФ "О милиции".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2009г. по делу N А40-72776/09-24-485 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ответчик полагает, что при рассмотрении дела судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеет место недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными. В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные возражения, просил оставить решение без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд полагает о наличии оснований для изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение решения Череповецкого городского суда от 18.11.2004г. на основании Постановления Мэра города Череповец N 2614 от 24.06.2005г. участковому уполномоченному Никиточкину А.В. по договору социального найма была бесплатно передана двухкомнатная квартира общей площадью 46, 9 кв.м., находящаяся по адресу: г. Череповец, ул. Архангельская, д. 9а, кв. 25.
На момент передачи указанная квартира находилась в муниципальной собственности у города Череповец. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости N 110/09 (л.д. 24-85) рыночная стоимость квартиры составила 1 840 000 руб.
Впоследствии, 10.04.2007г. в результате реализации Никиточкиным В.И. права на приватизацию жилого помещения как гражданина РФ на основании Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" N 1541-1 от 04.07.1991г. указанная квартира выбыла из муниципальной собственности, что подтверждается договором N 1294, а также впиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.22).
В соответствии со статьёй 30 Закона РФ О милиции" сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляется жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законодательством нормам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в первоочередном порядке, а участковым оперуполномоченным милиции - не позднее шести месяцев со дня вступления в должность.
Финансирование службы участковых уполномоченных в соответствии с приложением N 2 к Положению "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации" (Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1993г. N 209) осуществляется за счет средств федерального бюджета. Финансирование предоставления жилья, а также компенсация расходов на его приобретение в данном перечне не предусмотрены.
Исковые требования мотивированы невозмещением истцу из федерального бюджета расходов по выделению денежных средств для приобретения жилья участковому уполномоченному милиции.
Удовлетворяя исковые требования за счёт казны Российской Федерации, суд первой инстанции руководствовался разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимися в определениях от 08.07.2004г. N 303-О, от 15.02.2005г. N 58-О, согласно которым возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению сотрудников органов милиции жилой площадью, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления.
Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований. При этом не нарушается самостоятельность местного самоуправления в распоряжении местными финансами и бюджетом.
Статья 30 Закона РФ "О милиции" в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означает установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам органов милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Поскольку федеральным законодательством не разработан порядок финансирования данной льготы, то с Министерства финансов Российской Федерации, допустившего недофинансирование, в соответствии с пунктами 1, 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006г. N 23, пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, правомерно взысканы расходы по выделению денежных средств для приобретения жилья участковому уполномоченному милиции.
Между тем, удовлетворяя исковые требования о взыскании рыночной стоимости квартиры, суд первой инстанции не принял во внимание, что истец предоставил участковому уполномоченному милиции Никиточкину В.И. квартиру во исполнение решения суда по договору социального найма, а не по договору купли-продажи по рыночной стоимости.
Истец не представил доказательств приобретения по рыночной стоимости или строительства за счет средств муниципального бюджета указанных жилых помещений для предоставления их участковым уполномоченным милиции.
Указанная квартира перешла в муниципальную собственность из государственной собственности на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1.
Истец не мог распорядиться находящимся в его распоряжении жилым помещением никаким иным образом, кроме предоставления лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, истец не имел возможности реализовать указанное жилое помещение по рыночной стоимости. Поэтому рыночная стоимость квартир не может быть положена в основу расчетов убытков истца.
Таким образом, для расчета стоимости квартиры, предоставленной Никиточкину В.И. должна приниматься балансовая стоимость данной квартиры, а не рыночная стоимость в соответствии с отчетом независимого оценщика.
Во исполнение определения Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2010г. о представлении доказательств, подтверждающих стоимость предоставленной квартиры на момент заключения договора социального найма и на момент приватизации указанной квартиры, муниципальное образование "Городской округ Череповец" в лице мэрии города Череповца сообщило, что дом N 9а, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Череповец, ул. Архангельская, включен в реестр муниципального имущества на основании договора от 30.06.1992г., акта приема-передачи жилого фонда ТСО "ЧХМС" от 03.09.1992г.
Учет имущества, составляющего муниципальную собственность, и его движение осуществляется путем ведения реестра и бухгалтерского учета имущества предприятий и учреждений, в ведении которых они находятся.
Под реестром муниципальной собственности понимается информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах без данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них.
На основании положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества Череповецкого муниципального района Вологодской области, учет муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны, ведется на основе инвентаризации имущества и документов, являющихся основанием для включения имущества в состав муниципальной казны.
По итогам инвентаризации на 01.01.2003г. балансовая стоимость жилого дома общей площадью 5937,5 кв.м., расположенного по адресу: г. Череповец, ул. Архангельская, д. 9а составила 13 071 116, 15 руб.
Во исполнение Приказа от 25.01.2003г. "Об утверждении порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений", утвержденного приказом Министерства экономики и развития России, Министерства финансов России, Министерства имущества России, Госкомстата от 25.01.2003г., была произведена переоценка основных средств, путем умножения на коэффициент (для Вологодской области 2,59), балансовая стоимость составила 33 854 190, 83 руб.
В целях отражения бюджетной отчетности реальной стоимости основных средств была произведена переоценка на 01.01.2007г. путем индексации балансовой стоимости коэффициента 1,68 в соответствии с приказом от 02.10.2006г. "О проведении переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений" стоимость составила 56 875 039, 75 руб.
С учётом изложенного был произведен расчет стоимости квартиры N 25 общей площадью 46, 9 кв.м. в доме N 9а по ул. Архангельской в г. Череповце.
В 2002 году на момент принятия дома в муниципальную собственность, стоимость указанной квартиры составляла 103 248,05 руб.
В 2005 году на момент предоставления жилого помещения по договору социального найма, стоимость квартиры составляла 267 412,45 руб.;
В 2007 году на момент заключения договора приватизации, стоимость квартиры составляла 449 252,92 руб.
При указанных обстоятельствах исковые требования Муниципального образование "Городской округ Череповец" о взыскании расходов по выделению денежных средств для приобретения жилья участковому уполномоченному милиции подлежат удовлетворению в размере 449 252 руб. 92 коп.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2009г. по делу N А40-72776/09-24-485, принятое с нарушением норм материального права, подлежит изменению в силу положений пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.11.2009г. по делу N А40-72776/09-24-485 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счёт казны РФ 449 252 руб. 92 коп., в остальной части иска отказать
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72776/09-24-485
Истец: МО "Городской округ Череповец"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28453/2009