Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июня 2010 г. N 09АП-13037/2010
город Москва |
дело N А40-151072/09-4-1134 |
16.06.2010 |
N 09АП-13037/2010-АК |
резолютивная часть постановления оглашена 15.06.2010.
постановление изготовлено в полном объеме 16.06.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей Л.Г. Яковлевой, П.В. Румянцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2010
по делу N А40-151072/09-4-1134, принятое судьей С.И. Назарцом,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве
о признании частично недействительными решений;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Чефрановой О.А. по доверенности N 66-Д от 03.06.2010;
от заинтересованного лица - Арутюнова Р.Р. по доверенности N 15/6125 от 12.03.2010;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2010 признано недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Мечел-Транс" от 18.08.2009 N 09-58-160 об отказе в привлечении к ответственности, в части предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета и решение N 09-58-160/2 от 17.08.2009 об отказе в возмещении НДС в части отказа в сумме 26.805.957 руб.
Не согласившись с принятым решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представлен отзыв, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % при реализации услуг по сопровождению, транспортировке экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров, в инспекцию обществом представлена налоговая декларация НДС по налоговой ставке 0 % за 4 квартал 2008 и полный комплект документов в соответствии с требованиями п. 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе изложены доводы, которые являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы инспекции отклоняются исходя из следующего.
Относительно того, что ООО "Мечел-Транс" неправомерно заявлен в 4 квартале 2008 к вычетам НДС в сумме 330.428, 82 руб. на основании того факта, что обществом включена в книгу покупок за 4 квартал 2008 счет- фактура N 112 от 22.05.2008 на сумму 2.166.144, 50 руб., в том числе НДС 330.428, 82 руб.
В соответствии с ранее представленными документами по проверке возмещения НДС за 2008 за 2 квартал 2008 ООО "Мечел-Транс" данная счет-фактура отражена в книге покупок за 2 квартал 2008 в полном объеме в размере 26.385.868, 60 руб., в том числе НДС 4.024.963 руб. и включена в налоговые вычеты декларации по НДС за 2 квартал 2008. Сумма НДС, подлежащая вычету на основании счет-фактуры N 112 от 22.05.2008 ООО "Брансвик Рейл Лизинг" составляет 4.024.963 руб., в том числе - 2 квартал 2008 - 3.694.534, 18 руб. (4.024.963 (N п/п 531 КПП 2 квартал 2008) - 330.428, 82 руб. (N п/п 367 доп. лист N 2 КПП 2 квартал 2008; 4 квартал 2008 - 330.428, 82 руб. (N п/п 95 КПП 4 квартал 2008).
В спорном периоде обществом установлено излишнее включение в состав налоговых вычетов по счет-фактуре N 112 от 22.05.2008 суммы налога в размере 559.872, 35 руб., которая сформировалась в результате ведения раздельного учета входящего НДС между деятельностью, облагаемой по ставке 0 % и 18 %.
В 4 квартале 2008 заявителем собран пакет документов, подтверждающий обоснованность применения налоговой ставки 0 % за 2 квартал 2008. Сумма вычетов, приходящаяся на данный объем выручки, составила 330.428, 82 руб. и включена в книгу покупок за 4 квартал 2008 в 5 разделе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 (559.872, 35 * 59, 0186 %). 59, 0186 % - удельный вес экспортной выручки за май 2008.
Вычеты, приходящиеся на выручку, по которым не собран пакет документов, составляет 229.443, 53 руб., которая включена в книгу покупок за 2 квартал 2008, отражена в дополнительном листе N 2 и включена в 7 раздел налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 в разделе N 3 в сумме 3.465.090, 65 руб. (4.024.963 * 86, 09 %). 86, 09 % - удельный вес выручки по операциям, облагаемым НДС по ставке 18 %, в общем объеме выручки по операциям, облагаемым НДС 18 % и 0 %; в разделе N 7 в сумме 229.443, 53 руб. (559.872, 35 (4.024.963 - 3.694.534, 18) * 40, 9814), 40, 9814 % удельный вес экспортной выручки за май 2008, по которой в течение 180 дней не собран пакет документов, подтверждающих право на применение ставки НДС 0%).
При таких обстоятельствах, обществом правомерно заявлено в 4 квартале 2008 к вычетам суммы НДС в размере 330.428, 82 руб.
Доводы инспекции о том, что акты оказанных услуг не содержат в себе информации какие именно транспортно-экспедиторские услуги оказаны иностранным контрагентам, с учетом условий, оговоренных в договорах на транспортно-экспедиторские услуги, а представляют собой расчет, из которого видно остаток денежных средств клиента на определенную дату, сумму оказанных услуг всего, общую стоимость перевозки (парком РЖД), сумму штрафов, стоимость услуг по обеспечению подвижным составом (в случае предоставления обществом собственных, арендованных или привлеченных вагонов) комиссионного вознаграждения отклоняются исходя из следующего.
Инспекция со ссылкой на Правила транспортно - экспедиционной деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, указывает на то, что заявителем не представлены первичные документы, необходимые для квалификации услуг экспедитора и подтверждения ставки 0 %.
Положения главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не относит указанные инспекцией документы к документам, представление которых является обязательным для подтверждения предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 164 Кодекса права на применение ставки 0 % по НДС.
В соответствии с ч. 1 ст. 165 Кодекса акты выполненных работ (оказанных услуг) не являются документами, представляемыми в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов.
Между тем, несмотря на отсутствие необходимости представлять названные документы, как видно из описи документов, которые ООО "Мечел-Транс" представило к налоговой декларации за 4 квартал 2008, указанные документы представлены.
Кроме того, в приложениях к актам оказанных услуг содержатся все необходимые сведения, в актах о выполнении взаимных обязательств имеется ссылка на приложения N 1 "Перечень услуг оказанных экспедитором по договору" и N 2 "Перечень полученных денежных средств на счет экспедитора". В приложении N 1 отражается информация об объемах организованных экспедитором транспортировках ЖД транспортом. В частности, в данном документе указано: станция отправления, станция назначения, наименование груза, страна назначения, отгруженный объем, железнодорожный тариф, стоимость транспортировки и оказанных услуг.
Данные документы содержат информацию о том, какие именно услуги оказаны экспедитором (организована транспортировка, указан маршрут, наименование и объем перевозимого товара, страна назначения). Таким образом, акт о выполнении взаимных обязательств и приложения N 1 и N 2 являются документами, подтверждающими оказание ООО "Мечел-Транс" транспортно-экспедиторских услуг.
Доводы инспекции о том, что услуги по предоставлению в пользование вагонов, непосредственно с перевозкой или транспортировкой экспортируемых товаров не связаны, отклоняются.
В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 04.06.2008 N ШС-6-3/407@ "О направлении письма Минтранса России от 20.05.2008 N СА-16/3729" услуги по подаче (предоставлению) под погрузку собственного, арендованного и/или принадлежащего на ином законном основании железнодорожного подвижного состава, контейнеров оказываются операторами железнодорожного подвижного состава, иными юридическими лицами, которые, обладая на праве собственности или ином законном праве вагонами, контейнерами, локомотивами, участвуют в осуществлении перевозочного процесса: оказывают заказчикам (заинтересованным в перевозке лицам) услуги путем подачи (предоставления) под погрузку подвижного состава, контейнеров для перевозок и осуществления диспетчерского контроля за продвижением вагонов (как в груженом, так и в порожнем состоянии), а также могут оказывать услуги, связанные с расчетами за перевозку (открытие лицевых счетов в ТехПД на железных дорогах для осуществления расчетов в централизованном порядке, обеспечения неснижаемого остатка денежных средств для авансирования перевозок, контроль правильности расчета и обоснованности взыскания провозных платежей и сборов, ведение претензионной работы и т.п.), и иные подобные услуги, связанные с перевозкой.
Перечень услуг, связанных с организацией и сопровождением перевозок вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых (оказываемых) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями, и иных подобных работ (услуг) этим не ограничивается. Отраслевая специфика квалифицирует работы (услуги), связанные с перевозкой, в зависимости от содержания конкретного перевозочного процесса, который рассматривается как система последовательных договорных обязательств, необходимых для осуществления конкретной перевозки, либо нескольких взаимосвязанных перевозок, в том числе при смешанных перевозках или перевозках в рамках единого технологического процесса, в зависимости от конечной хозяйственной пели осуществляемых перевозок. Транспортные компании могут выполнять как все услуги в комплексе, так и каждую из услуг отдельно.
Само по себе оказание обществом услуг только по предоставлению подвижного состава не свидетельствует о существовании арендных отношений, услуга по предоставлению клиенту вагонов и контейнеров для осуществления перевозки грузов входит в транспортно-экспедиторское обслуживание и неразрывно связана с оказанием услуг по перевозке грузов, поскольку существенным условием этой услуги является не само по себе предоставление идентифицированного вагона или контейнера как такового (с конкретным номером и идентифицирующими признаками) для любого его использования (владение, пользование и ограниченное распоряжение), а предоставление вагона и контейнера не как вещь, а как средство перемещения и хранения груза в течение периода его перевозки, кроме того, предоставление экспедитором вагонов или контейнеров неразрывно связано с перевозкой грузов, в связи с чем эта услуга никак не может являться арендой.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 26.09.2008 N 10477/08, указано, что предоставление вагонов для перевозки грузов заключается не только в фактической передаче вагонов для использования, но и оказании целого ряда сопутствующих услуг: обеспечение исправного технического состояния подвижного состава, оформление перевозочных документов и т.д.
Заявитель оказывает услуги по предоставлению вагонов для осуществления железнодорожной перевозки грузов по согласованным направлениям, подача вагонов в необходимом количестве и в сроки, установленные грузоотправителем, обеспечение отправки груза, осуществление диспетчерского контроля за своевременным продвижением груза; услуги по осуществлению расчетов за перевозку; - услуги, связанные с организацией процесса отправления груза, а также иные услуги, в частности, такие как, оформление документов, организация вывоза груза, информационные услуги.
Таким образом, услуги по предоставлению в пользование вагонов для осуществления железнодорожной перевозки грузов по согласованным направлениям, связаны с перевозкой экспортного груза, и, следовательно, ООО "Мечел-Транс" правомерно применена налоговая ставка 0 %.
Доводы инспекции о том, что на запрос в адрес в ГНИФЦ ФТС России (исх. N 09-53/24691/4кв/13210 от 10.06.2009) с просьбой подтвердить факт вывоза товара по указанным в таблице ГТД через Балтийскую таможню ответа о фактическом вывозе товаров в таможенном режиме экспорта Балтийской таможней не представлено, отклоняются, поскольку не имеют значения.
Статья 165 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень документов, которые налогоплательщик предоставляет в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения налоговой ставки НДС 0 %. Документы, указанные в названной статье и отвечающие соответствующим требованиям представлены в налоговую инспекцию в полном объеме.
Программный информационный комплекс ГТК РФ носит информационный характер, не является общедоступным. Налогоплательщик не может влиять на своевременное внесение сведений о ГТД в указанную электронную базу данных.
То обстоятельство, что ответа на запрос не последовало из ГНИФЦ ТФС России по грузовым таможенным декларациям, вывезенных через зону деятельности Балтийской таможни, не может служить основанием для отказа в обоснованности применения ставки НДС 0 %.
Кроме того, на всех грузовых таможенных декларациях, подтверждающих фактический вывоз товара в режиме "экспорт", проставлена отметка таможни.
Доводы инспекции о том, что обществом не представлены к проверке первичные учетные документы (акты выполненных работ и оказанных услуг, товарные накладные) отклоняются.
В соответствии со ст. 165 названного Кодекса товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг) не являются документами, представляемыми в налоговый орган для подтверждения обоснованности налоговых вычетов. Вместе с тем, обществом данные документы представлены, что следует из описи документов, которые обществом представлены к налоговой декларации за 4 квартал 2008, указанные документы представлены по части контрагентов в копиях - ТехПД филиалов РЖД и ОАО "РЖД": товарные накладные и акты выполненных работ не представлены в связи с тем, что ООО "Мечел-Транс" является агентом по договорам железно-дорожных перевозок, а названные выше документы составляются для грузоотправителей и грузополучателей; ОАО "Ростелеком": акты выполненных работ и товарные накладные не представлены в связи с тем, что счета-фактуры выставлены на оплату услуг телефонной связи; ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "МТС" Новосибирск, ОАО "МТС" в г. Оренбурге: товарные накладные и акты выполненных работ не представлены, так как ОАО "Мобильные ТелеСистемы" оказывает услуги связи и вместо названных выше документов представлены распечатки телефонных переговоров и выписки по лицевым счетам; ООО "ПРОМДЕЛО": акты выполненных работ и товарные накладные не представлены в связи с тем, что счета-фактуры выставлены на осуществление расчетов по коммунальным платежам, представлены счета за коммунальные услуги; ОАО "Челябинский металлургический комбинат": товарные накладные и акты выполненных работ не представлены в связи с тем, что ОАО "Челябинский металлургический комбинат" в спорном периоде выставлены счета-фактуры по абонентской плате за телефон, оплате междугородних переговоров (представлены распечатки телефонных переговоров), а также за коммунальные услуги; ОАО "ФКК Росконтракт": товарные накладные и акты выполненных работ не составлялись в связи с тем, что счет-фактура выставлен на оплату пропуска автотранспортных средств общества на автостоянку; ЗАО "МНК-АВТОКАРД": товарные накладные и акты выполненных работ не составлялись в связи с тем, что ЗАО "МНК-АВТОКАРД" оказывает услуги по техническому обслуживанию автомобилей общества за безналичный расчет, за спорный период представлен централизованный отчет по операциям; ОАО "Башинформсвязь": акты выполненных работ и товарные накладные не представлены в связи с тем, что счета-фактуры выставлены на оплату абонентской платы и услуг телефонной связи (представлена выписка из лицевого счета); ОАО "Южно-Уральский Никелевый комбинат": акты выполненных работ и товарные накладные не представлены в связи с тем, что счета-фактуры выставлены на оплату услуг телефонной связи (представлены распечатки телефонных переговоров; ОАО "Вымпелком": товарные накладные и акты выполненных работ не представлены в связи с тем, что счет-фактура выставлен на оплату услуг связи, вместо указанных документов представлены счета за услуги связи; МУП Производственное объединение водоснабжения и водоотведения: товарные накладные и акты выполненных работ не представлены в связи с тем, что счет-фактура выставлен на оплату установленного тарифа за водоснабжение и водоотведение; ОАО Челябэнергосбыт: товарные накладные и акты выполненных работ не представлены в связи с тем, что счета-фактуры выставлены на оплату электроэнергии; ООО Мавус: акты выполненных работ и товарные накладные не представлены в связи с тем, что счета-фактуры выставлены на оплату услуг междугородней и местной связи; ООО УК "Созвездие": представлены акты и отчеты агента; ОАО "Белорецкий металлургический комбинат": товарные накладные и акты выполненных работ не представлены в связи с тем, что счета-фактуры выставлены на оплату интернета, а также электронной почты; РЖД АСУ "Экспресс": акты выполненных работ и товарные накладные не представлены в связи с тем, что счет-фактура выставлен на оплату проезда, представлен авансовый отчет и проездной документ.
В обоснование своей позиции, инспекция указывает также на то, что налогоплательщиком подана налоговая декларация за 4 квартал 2008 с пакетом документов по реализации услуг по организации и сопровождению перевозок товаров на экспорт за акты оказания услуг за июль 2006, август 2006, сентябрь 2006, октябрь 2006, апрель 2007, март 2008, май 2008, июль 2008 и приходит к выводу, что ООО "Мечел-Транс" не имеет права на налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным в предшествующем данным месяцам времени.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не соответствуют ст. ст. 169, 172 Налогового кодекса российской Федерации, согласно которым для принятия НДС к вычету необходимо подтвердить факт оприходования товара и предоставить соответствующим образом оформленный счет-фактуру, выставленный на оплату товара (работу, услуги), подлежащего налогообложению по НДС. В соответствии с п. 1 ст. 169 Кодекса счет-фактура служит основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих принятие на учет указанных товаров (работ, услуг), при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, для принятия НДС к вычету необходимо единовременное выполнение трех условий: товар оприходован; товар предназначен для операций, облагаемых НДС; наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры.
Инспекцией при проведении камеральной налоговой проверки исследованы книги покупок и журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Факт принятия данных счетов-фактур к учету налоговым органом не отрицается.
Доводы инспекции о том, что в счетах-фактурах адрес грузополучателя (Орликов пер. д. 5, стр. 1, офис 456) не соответствует адресу, указанному в учредительных документах - ул. Островитянова, д. 9, к, 4), отклоняются, поскольку согласно пп. 3 п. 5 ст. 168 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны наименование грузоотправителя и грузополучателя. При этом данная норма не конкретизирует, какой именно адрес должен быть указан - фактический или юридический.
В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом данная норма не содержит указания на обязательность нахождения юридического лица по адресу, который указан в учредительных документах.
Вместе с тем, в судебном заседании суда апелляционной инстанции обществом представлены решение по 4 кварталу 2008 N Хо 09-58-59/2247 о возмещении полностью (частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, решение 09-58-59/1626 об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которыми подтверждается обоснованность применения налоговой ставки 0 % по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, установленной п. 1 ст. 164 Налогового кодекса российской Федерации в размере 145.502.681 руб., и вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость в размере 13.099.667 руб.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.04.2010 по делу N А40-151072/09-4-1134 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151072/09-4-1134
Истец: ООО "Мечел-Транс", ООО "Мечел-Транс"
Ответчик: ИФНС РФ N 28 по г. Москва
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13037/2010