Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 сентября 2010 г. N 09АП-15834/2010
г.Москва |
Дело N А40-164451/09-17-1288 |
08.09.2010 |
N 09АП-15834/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.09.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.09.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Степкиным М.С.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 12.05.2010
по делу N А40-164451/09-17-1288, судьи Барыкина С.П.
по заявлению ОАО "Городская информационно-справочная служба"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
третье лицо: Префектура САО г.Москвы
о признании незаконным решения, обязании оформить земельно-правовые отношения на земельный участок,
при участии:
от заявителя: Васильевской О.Н. по доверенности от 01.07.2010, паспорт 87 01 319219;
от заинтересованного лица: Валеевой И.Р. по доверенности от 25.12.2009 N 33-И-3040/9, удостоверение N 357, Пелевиной О.А. по доверенности от 18.08.2010 N 33-И-1891/10, удостоверение N 987;
от третьего лица: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.05.2010, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ОАО "Городская информационно-справочная служба" о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы об отказе в оформлении земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москвы, ул.800-летия Москвы, вл.11, оформленного письмом от 30.07.2009 N 33-5Т9-1515/7-(1)-1.
Суд обязал Департамент земельных ресурсов г.Москвы в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу оформить с ОАО "ГИСС" земельно-правовые отношения на земельный участок, расположенный по адресу: Москва, ул.800-летия Москвы, вл.11.
В обоснование приятого решения суд указал на то, что оспариваемый отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы, оформленный письмом 30.07.2009 N 33-5Т9-1515/7-(1)-1, не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Департамент земельных ресурсов города Москвы обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. Считает, что у Департамента земельных ресурсов города Москвы отсутствует возможность для оформления земельно-правовых отношений ОАО "ГИСС". Указал на то, что на основании постановления Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП "Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства" некапитальные объекты размещаются в городе Москве на основании правового акта префектуры административного округа г.Москвы с предоставлением права на заключение договора аренды земельного участка на конкурсной основе.
Заявитель поддержал решение суда первой инстанции, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. При этом ссылается на нарушение оспариваемым отказом прав и законных интересов Общества.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлены.
В судебное заседание не явился представитель Префектуры САО г.Москвы, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При исследовании материалов дела установлено, что ОАО "ГИСС" на основании Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 800-летия Москвы, вл.11, для размещения справочного киоска, с приложением всех необходимых документов.
Рассмотрев указанное обращение заявителя, ответчик письмом от 30.07.2009 N 33-5Т9-1515/7-(1)-1 отказал заявителю в оформлении земельно-правовых отношений на указанный земельный участок.
В обоснование своего отказа ответчик сослался на то, что в соответствии с решением префектуры от 30.07.2009 оформить земельно-правовые отношения не представляется возможным.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 данной статьи Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно указал на наличие необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно ст.ст.3, 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю. При этом правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 13.02.2001 N 133-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы" префектам административных округов совместно с архитектурно-планировочными управлениями административных округов предписывалось подобрать в 2001-2003 годах согласованные ОАО "ГИСС" земельные участки для разработки исходно-разрешительной документации под строительство справочных киосков в каждом административном округе.
Пунктом 6.2.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено разработать до конца 2008 года схему размещения справочных объектов городской информационно-справочной системы в пределах средств городского бюджета по согласованию с Департаментом земельных ресурсов города Москвы и ОАО "ГИСС" в порядке, установленном Распоряжением Правительства Москвы от 18.03.2005 N 391-РП "Об организации разработки градостроительной, предпроектной документации по городскому государственному заказу".
В соответствии с п.1.1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который обеспечивает проведение государственной политики в области земельных отношений, осуществляет учет и мероприятия по управлению землями на территории города Москвы, земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах, переданных Правительством Москвы полномочий, а также иными землями, находящимися в собственности города Москвы.
Согласно п.2.2 Положения Департамент в целях выполнения возложенных на него задач в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
На основании п.2.2.26 Положения Департамент осуществляет оформление, учет, выдачу и хранение правоудостоверяющих и иных документов на землю.
Таким образом, Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным органом по заключению договора аренды земельного участка, находящегося в собственности города Москвы.
Пунктами 8.3.1, 8.4.1 Постановления Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О развитии городской информационно-справочной системы Москвы" предусмотрено оформление с ОАО "ГИСС" земельно-правовых отношений на земельные участки, выделенные под строительство справочно-информационных центров, в соответствии с утвержденной в установленном порядке разрешительной документации.
Регламентом подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 N 168-ПП (Приложение 1), определен порядок организации работы Департамента по приему документов, имеющих непосредственное отношение к заявителям (физическим, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), подготовке, согласованию и выдаче запрашиваемых заявителями документов.
В силу п.2.1 указанного Регламента заявители обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого документа согласно приложению 3, а также необходимый комплект документов согласно приложению 2 к вышеназванному постановлению от 13.03.2007 N 168-ПП.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Городская информационно-справочная служба" создано на основании Постановления Правительства Москвы от 15.10.1996 N 860 "О совершенствовании городской информационно - справочной системы г. Москвы" с целью развития городской информационно-справочной системы и обеспечения современного уровня информационно-справочного обслуживания населения города Москвы.
Решением от 16.08.2005 Окружной комиссии по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию Департамента земельных ресурсов г.Москвы (протокол N 19 от 16.08.2005) получено согласие на размещение справочного киоска ОАО "ГИСС" по адресу: г.Москва, ул.800-летия Москвы, вл.11.
Для установки справочного киоска заявителя оформлено градостроительное заключение от 06.11.2007 N 210-32/436-2007 в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11.04.2006 N 253-ПП "О выделении земельных участков под строительство справочных киосков городской информационно-справочной системы".
Распоряжением Префекта САО г.Москвы от 25.12.2007 N 9648 заявителю предоставлено право аренды земельного участка общей площадью 0,002 га, расположенного по адресу: г.Москва, ул. 800-летия Москвы, вл.11 для установки движимого имущества - справочного киоска.
Из материалов дела следует, что месторасположение, границы земельного участка определены, составлен его план.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что имело место предварительное согласование места размещения объекта, поэтому на основании п.п.2 п.1, п.п.3,5 ст.30 Земельного кодекса РФ земельный участок должен быть предоставлен заявителю без проведения торгов.
Ссылка ответчика на распоряжение Префекта административного округа от 04.02.2010 N 435 о признании утратившим силу распоряжения Префекта от 25.12.2007 N 9648 является несостоятельной, поскольку, как правильно отметил суд первой инстанции в своем решении, на момент принятия решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы, оформленного письмом за N 33-5Т9-1515/7-(1)-1 от 30.07.2009 действовало распоряжение Префекта от 25.12.2007 N 9648.
В этой связи довод апелляционной жалобы о том, что на основании постановления Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1139-ПП "Об утверждении положения о размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства" некапитальные объекты размещаются в городе Москве на основании правового акта префектуры административного округа г.Москвы с предоставлением права на заключение договора аренды земельного участка на конкурсной основе, не принимается судом апелляционной инстанции.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и, нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая наличие в рассматриваемом деле несоответствия оспариваемого решения нормам закона, повлекших нарушение прав и законных интересов общества, вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ОАО "ГИСС" является обоснованным.
Согласно ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с приведенной нормой суд первой инстанции в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязал ответчика заключить с Обществом договор аренды земельного участка.
Учитывая, что в настоящем случае речь идет о предоставлении в аренду земельного участка под размещение некапитального объекта - справочного киоска специализированной организации - ОАО "Городская информационно-справочная служба", и имеется распорядительный акт о предоставлении Обществу в аренду земельного участка под эти цели, суд правомерно обязал ответчика заключить с заявителем указанный договор.
В связи с изложенным, принятое по данному делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
С учетом изложенного, заявленные ответчиком основания для отмены судебного решения отклоняются судом апелляционной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст.266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 12 мая 2010 г. по делу N А40-164451/09-17-1288 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-164451/09-17-1288
Истец: ОАО "Городская информационно-Справочная служба"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Префектура САО города Москвы