Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2010 г. N 09АП-19260/2010, 09АП-19435/2010
город Москва |
|
28 сентября 2010 г. |
Дело N А40-95785/09-32-723 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Седова С.П., Банина И.Н.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ОАО автотранспортное предприятие "Ярославич",
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2010
по делу N А40-95785/09-32-723,
принятое судьей Куклиной Л.А.,
по иску ОАО автотранспортное предприятие "Ярославич"
к Министерству финансов Российской Федерации,
Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области,
Департаменту промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и
туризма Ярославской области,
Департаменту финансов Ярославской области,
Управлению Федерального казначейства по Ярославской области
третьи лица ООО "Партнер", ООО "Трансэкспедиция"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Смирнова Л.Е. по дов. от 01.06.2010, пасп. 7806 535385
от ответчиков:
Минфин РФ Королева Е.С. по дов. от 31.12.2009, сл.удост. 3341
Деп.дорожн.хоз. не явился, извещен
Деп.пром. не явился, извещен
Деп.финан. не явился, извещен
УФК не явился, извещен
от третьих лиц: не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск ОАО автотранспортного предприятия "Ярославич" о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и Ярославской области в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, Департамента промышленности, предпринимательской деятельности, потребительского рынка и туризма Ярославской области, Департамента финансов Ярославской области, Управления Федерального казначейства по Ярославской области за счет казны Ярославской области убытков в размере 2.411.992 руб. 64 коп., понесенных в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра по городу Тутаеву и Тутаевскому району Ярославской области в 2006 году.
Решением суда иск удовлетворен в части, с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества автотранспортного предприятия "Ярославич" взыскано 272.414 руб. 48 коп. убытков. В остальной части иска отказано.
На указанное решение суда ОАО автотранспортное предприятие "Ярославич" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
На указанное решение суда Министерством финансов Российской Федерации подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, в иске отказать.
В обоснование жалобы заявители ссылаются на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ОАО автотранспортное предприятие "Ярославич" доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Министерства финансов Российской Федерации против доводов жалобы возражал, представитель Министерства финансов Российской Федерации доводы своей апелляционной жалобы поддержал, представитель ОАО автотранспортное предприятие "Ярославич" против доводов жалобы возражал.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, дело рассмотрено в порядке п.5 ст.156, ст.266 АПК РФ в их отсутствие.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
Истец ссылается на то, что в период 2006 года им предоставлялись льготы по проезду в автобусах по городу Тутаеву и Тутаевскому району Ярославской области категориям граждан, отнесенных к федеральному регистру льготников, в результате чего он понес убытки в сумме 2.411.992 руб. 64 коп.
По правилам ч.5 ст.790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации_" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345 "О порядке организации проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям" отдельным категориям граждан на территории Ярославской области предоставлено право льготного проезда в автомобильном транспорте пригородного и межмуниципального сообщения, а также в городском общественном автомобильном и электротранспорте.
В соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345 между Департаментом промышленности и транспорта Администрации Ярославской области и ОАО АТП "Ярославич" было заключено соглашение от 30.12.2005 N 12 на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, и расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Ярославской области.
Согласно данному соглашению ОАО АТП "Ярославич" обязалось обеспечить перевозку пассажиров в соответствии с утвержденным перечнем автобусных маршрутов на территории Тутаевского муниципального района и прилегающих у нему районов Ярославской области, а Департамент промышленности и транспорта Администрации Ярославской области должен был возместить ОАО АТП "Ярославич" убытки, возникающие в результате государственного регулирования тарифов, и расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки льготным категориям граждан по федеральным полномочиям.
Право льготного проезда реализовывалось путем продажи категориям граждан, указанным в постановлении от 26.12.2005 N 345, именного проездного билета, дающего право проезда во всех видах общественного транспорта, кроме такси и маршрутного такси. Стоимость проездного билета составляла 50 рублей.
Продажа льготных именных проездных билетов велась через автовокзалы, автостанции, почтовые отделения связи в соответствии с Порядком реализации именных проездных билетов, утвержденным Постановлением Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345.
С согласия Департамента промышленности и транспорта Ярославской области и ГУ ТТК "Яроблтранском" по договору об оказании услуг по перевозке пассажиров ОАО АТП "Ярославич" поручило осуществление автобусных пассажирских перевозок по ряду социально-значимых автобусных маршрутов ООО "Трансэкспедиция" и ООО "Партнер", возложив на себя компенсацию выпадающих доходов от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям.
В соответствии с п.п.6, 7, 8 постановления Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345 убытки транспортных предприятий в виде выпадающих доходов от перевозки граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям, должны были в полном объеме возмещаться Департаментом промышленности и транспорта Ярославской области, который на момент издания постановления N 345 являлся главным распорядителем бюджетных средств, поступающих на эти цели.
Денежные средства от реализации льготных проездных билетов поступали на расчетный счет ГУ ТТК "Яроблтранском". Получив информацию о поступлении денежных средств, Департамент промышленности и транспорта Ярославской области распределял полученные денежные средства между транспортными предприятиями-перевозчиками и передавал ГУ ТТК "Яроблтранском" указания о перечислении денежных средств перевозчикам в виде реестра распределения денег. После этого ГУ ТТК "Яроблтранском" перечислял указанные в реестре денежные средства транспортными предприятиям-перевозчикам.
Согласно п.1 Методики учета проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям, и выпадающих доходов транспортных предприятий, осуществляющих перевозки указанных граждан, утвержденной постановлением Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345 ГУ ТТК "Яроблтранском" на всех автовокзалах вело самостоятельный учет количества пассажиров, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным полномочиям и воспользовавшихся правом проезда, а также выпадающих доходов транспортных предприятий от перевозки указанных граждан. Для каждого автотранспортного предприятия размер выпадающих доходов рассчитывался отдельно, и в виде сводных отчетов эти сведения передавались перевозчикам, в том числе и в ОАО АТП "Ярославич".
По всем выпадающим доходам от перевозки граждан по переданным предприятию маршрутам ОАО АТП "Ярославич" ежемесячно сдавало отчеты установленной формы в Департамент промышленности и транспорта Администрации Ярославской области (копии отчетов имеются в материалах дела).
Согласно приказу Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области от 22.02.2010 N 6 была проведена проверка билетно-учетных листов истца за 2006 год. По результатам проверки всех имеющихся у истца билетно-учетных листов истец перевез льготных пассажиров по федеральным полномочиям 17.233 чел., сумма выпадающих доходов по федеральным полномочиям за 2006 год составила 272.414.48 руб.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Поскольку переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций распределены в полном объеме между муниципальными образованиями, то у истца имеется право истребовать с Российской Федерации свои не покрытые вследствие недостаточности бюджетного финансирования расходы по федеральным льготникам.
Требования истца о взыскании убытков подлежат удовлетворению в сумме 272.414 руб. 48 коп. В остальной части требования истца не могут быть удовлетворены в связи с завышением размера убытков при их расчете.
Дополнительные доказательства, представленные участвующими в деле лицами в апелляционный суд, не приняты судом ввиду отсутствия оснований, определенных п.2 ст.268 АПК РФ, стороны имели возможность представить сведения по проверке документов по перевозкам 2006 года в суд первой инстанции.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы апелляционной жалобы истца об обоснованности требования о взыскании суммы убытков, указанной в исковом заявлении, подлежат отклонению, поскольку при разрешении настоящего спора был применен нормативный акт субъекта Российской Федерации по расчету убытков (постановление Администрации Ярославской области от 26.12.2005 N 345), с учетом проверки первичных документов истца Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области.
Доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации об отсутствии оснований для удовлетворения иска не могут быть приняты, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2010 по делу N А40-95785/09-32-723 оставить без изменения, апелляционные жалобы ОАО автотранспортное предприятие "Ярославич", Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
С.П. Седов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95785/09-32-723
Истец: ОАО автотранспортное предприятие "Ярославич"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области, Департамент промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области, Департамент финансов Ярославской области, Управление Федерального казначейства по Ярославской области
Третье лицо: ООО "Партнер", ООО "Трансэкспедиция"