Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 7 октября 2010 г. N 09АП-20011/2010
город Москва |
|
07 октября 2010 г. |
Дело N А40-29584/10-39-221 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2010.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лящевского И.С.,
судей Яремчук Л.А., Семикиной О.Н.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО ААК "Брянскавтотранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2010
по делу N А40-29584/10-39-221, принятое судьей Поповой Г.Н.,
по иску ОАО ААК "Брянскавтотранс"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третье лицо: Брянская область в лице Департамента промышленности и связи Брянской области
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца: Родина Е.В. пасп. 4602 439826 по дов. от 04.02.2010
от ответчика: Королева Е.С. уд. N 3341 по дов. от 31.12.2009
от третьего лица: Сидорин С.А. пасп.1500 122500 по дов. от 18.05.2010
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы рассмотрен иск Открытого акционерного общества Акционерной Автотранспортной Компании "Брянскавтотранс" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 7.996.193 рублей убытков, возникших в связи с перевозкой льготных категорий граждан федерального регистра по городу Клинцы в 2009 году.
Решением суда иск удовлетворен в части, с ответчика взысканы за счет казны Российской Федерации убытки в сумме 48.300 рублей. В остальной части иска отказано.
На указанное решение суда истцом подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить, иск удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, представители ответчика и третьего лица против доводов жалобы возражали.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого решения, исходя из следующего.
В процессе реализации проводимых органами государственной власти Российской Федерации и Брянской области мероприятий по обеспечению федеральным льготникам равной с областными льготниками доступности услуг общественного транспорта ОАО ААК "Брянскавтотранс" осуществляло в 2009 году перевозку граждан, имеющих право на льготный проезд в городском и пригородном пассажирском сообщении на своем автомобильном транспорте.
Вышеуказанная мера социальной поддержки федеральных льготников регулировалась ст.13 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", а также федеральным законом "О ветеранах", федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Администрации Брянской области от 01.02.2005 N 27 "Об обеспечении доступности транспортных услуг на территории Брянской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которым относится к ведению Российской Федерации" был введен единый социальный месячный проездной билет, приобрести и воспользоваться которым имели право указанные в постановлении категории льготников.
Постановлением Администрации Брянской области от 15.01.2008 N 15 стоимость единого месячного социального проездного билета была установлена в размере 125 руб.
По правилам ст.790 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" по межбюджетным трансфертам на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектам РФ Брянской области, были предусмотрены ассигнования в размере 116.924,9 руб.
Федеральным законом от 28.04.2009 N 76-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" в связи с необходимостью реализации программы антикризисных мер Правительства РФ бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели были сокращены на 50% и для Брянской области составили 58.462,4 руб.
Согласно ст.15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Обязательство вследствие причинения вреда возникает при наличии в совокупности следующих оснований: противоправного деяния (действия, бездействия), наличия вреда, причинно-следственной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями (убытками), вины лица, ответственного за убытки.
Размер отыскиваемых истцом невозмещенных расходов (убытков) определен расчетным методом.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2009 N 2992/09, предъявленные транспортным предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются его реальным ущербом, размер которого должен быть документально обоснован.
Согласно представленным сведениям о результатах работы пассажирского транспорта и использования бюджетных ассигнований по ОАО АКК "Брянскавтотранс" - филиал Клинцовское ПАТП за январь-декабрь 2009 года (л.д.45-56 том 3), истцом указана потребность в бюджетных ассигнований на сумму 32.812.700 рублей, в графе - выделено всего бюджетных средств указана сумма 32.764.400 рублей и в графе результат недофинансирования указана сумма 48.300 рублей.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
При таком положении истцу в результате обеспечения в 2009 году равной доступности услуг общественного транспорта в городе Клинцы для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, были причинены убытки в размере 48.300 рублей
Доводы апелляционной жалобы о неправильном определении размера убытков истца подлежат отклонению, поскольку истец по результатам аукциона заключил государственный контракт N 12, обеспечивающий перевозку льготников и предоставление бюджетных средств на обеспечение равной доступности, предложил наиболее низкую цену лота, получил соответствующий размер компенсации в соответствии с нормативными актами Брянской области и условиями госконтракта.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08.06.2010 по делу N А40-29584/10-39-221 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО ААК "Брянскавтотранс" без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральном арбитражном суде Московского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.С. Лящевский |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29584/10-39-221
Истец: ОАО ААК "Брянскавтотранс", ОАО ААК "Брянскавтотранс"
Ответчик: РФ в лице Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Брянская область в лице Департамента промышленности и связи Брянской области
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5527/11
15.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5527/11
24.01.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/17649-10
07.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20011/2010