Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2010 г. N 09АП-20782/2010
Город Москва |
|
14 сентября 2010 г. |
Дело N А40-136458/09-126-1042 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Я. Голобородько,
судей С.Н. Крекотнева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2010
по делу N А40-136458/09-126-1042, принятое судьей Кондрашовой Е.В.
по заявлению ООО "Газпром газобезопасность"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Сутягиной Н.В. по дов. N 08-08/17 от 01.02.2010, Богданова А.А. по дов. N 08-08/135 от 02.09.2010, Довбня В.Б. по дов. N 08-08/16 от 01.02.2010;
от заинтересованного лица - Петухова А.Л. по дов. N 04-17/000531 от 15.01.2010, Прокошиной Ю.В. по дов. N 04-17/026937 от 29.06.2010.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Газпром газобезопасность" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - инспекция, заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным решения N 324/14 от 09.07.2009 года "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части пункта 1.2.2., об обязании возвратить из бюджета НДС за декабрь 2006 года в размере 2 130. 658 руб., взысканных на основании решения N 324/14 (п. 1.2.2.), штраф в размере 426.131, 67 руб., пени 212. 517, 87 руб. путем зачета (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 15.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, указывая на то, что судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права. Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией в отношении общества по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт выездной налоговой проверки от 20.04.09 N 177а/14) вынесено решение от 09.07.09 N 324/14 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым: заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 части первой НК РФ, в виде штрафа в сумме 426 131, 67 руб.; доначислен налог в сумме 2 435 902, 07 руб.; начислены пени в сумме 220 526, 37 руб., за несвоевременную уплату налога.
Согласно пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ, и приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику и уплачены им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учёт указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В 2006 году произведена реконструкция склада аварийного запаса в административное здание филиала заявителя Центральной военизированной части. Для выполнения работ заключен договор подряда N Ц2-06/0554 от 31.10.06 с ООО "Фирма сек". Реконструкция склада аварийного запаса в административное здание произведена в полном объёме, что подтверждается актом о приёмке выполненных работ за декабрь 2006 года по форме N КС-2; справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3; техническим паспортом нежилого здания производственного назначения - административное здание, утверждённым ГУП Московской области "Московское областное бюро технической инвентаризации".
В подтверждении исполнения договорных обязательств заявителем представлены: счёт-фактура N 75 от 27.12.06, составленная согласно требованиям статьи 169 НК РФ; платёжные поручения, подтверждающие факт оплаты выполненных работ в полном объёме, N 1810 от 15.11.06; N 36 от 15.01.07; N 289 от 16.02.07; N 703 от 28.04.07; заключение по проверке сметной документации на объекте "Реконструкция склада аварийного запаса спецоборудования", выданное ООО "Строй-Ресурс" ИНН 7713611125, ОГРН 1077746365069, место нахождения г.Москва, ул.Лобненская, д.6.
Все требования действующего законодательства для получения права на вычет НДС заявитель выполнил. Каких-либо претензий в отношении порядка оформления документов, представленных заявителем в подтверждении права на налоговый вычет и возмещении сумм НДС, инспекцией не предъявлено. Доказательств того, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы инспекцией также не представлены.
При выборе контрагента в целях выполнения работ по реконструкции склада аварийного запаса в административное здание обществом соблюдены необходимы меры с целью устранения обстоятельств, которые бы могли повлечь для налогоплательщика неблагоприятные последствия, а именно: запрошены копии учредительных документов общества (Устав); запрошена Выписка из ЕГРЮЛ; запрошены действующие лицензии.
Таким образом, общество проявило должную осмотрительность и осторожность в рамках своей компетенции.
Налоговый орган в апелляционной жалобе ссылается, что цепочка от заказчика к субподрядчику указывает на недобросовестность участников хозяйственных операций - ООО "Стройресурс" (Субподрядчик), ООО "Мегатрейд" (Поставщик). По мнению налогового органа в указанной цепочке имеются фирмы - "однодневки".
Данный довод отклоняется в связи со следующим.
Между тем, поскольку подрядчиком по договору выступило ООО "Фирма ССК", судом первой инстанции обоснованно применены нормы ГК РФ, в соответствии с которыми, выбор субподрядных организаций и организаций поставщиков, если иное не предусмотрено договором, является прерогативой подрядчика (п.1 ст.706; п.1 ст. 704 ГК РФ), который несёт ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств (п.3 ст.706 ГК РФ) и за качество предоставленных материалов и оборудования (п.2 ст.704 ГК РФ).
Согласно пункту 3.2.2. раздела 3 "Обязанности сторон" договора подряда N Ц2-06/0554 от 31.10.06, подрядчик имеет право привлекать субподрядчиков (имеющих лицензии для выполнения работ) только с письменного согласия с заказчиком и нести ответственность перед заказчиком за действия и выполненную работу субподрядчика.
Так, заявитель в суде первой инстанции сообщил, что никакого письменного согласия на привлечение субподрядчиков для выполнения работ по договору подряда N Ц2-06/0554 от 31.10.06 не выдавал.
Документального подтверждения факта допуска субподрядных организаций и/или их сотрудников при выполнении работ по договору, выдаваемых заявителем не представлено. Заявитель также сообщил, что допуски на объект сотрудникам ООО "Стройресурс" не выдавались.
Кроме того, заявитель не принимал участия в привлечении поставщиков, а значит, не знал и не мог знать о нарушениях, допускаемых привлечёнными поставщиками в силу факта взаимозависимости и аффилированности, поскольку заявитель не взаимозависим и не аффилирован с привлечёнными поставщиками.
Налоговый орган также указывает на отсутствие у ООО "Фирма ССК" необходимой материально-технической базы для выполнения условий договора, в том числе необходимой спец.техники, предполагая тем самым, что работы по реконструкции производились обществом собственными силами и средствами.
Данный довод инспекции отклоняется в связи со следующим.
Согласно Уставу общества ООО "Газпром газобезопасность" утверждённого 29.12.09 Председателем Правления ОАО "Газпром" А.Б. Миллером основным целями деятельности общества являются организация и ведение в обслуживаемых предприятиях и на объектах ОАО "Газпром", работ по предупреждению травматизма, пожаров, аварий, инцидентов, охране недр, а также выполнение комплекса специальных работ по профилактике и ликвидации газонефтеводопроявлений, выбросов, открытых газонефтяных фонтанов из скважин, включая месторождения на континентальном шельфе, ведение газовзрывоопасных работ, в том числе с применением взрывчатых материалов промышленного назначения, обучение персонала обслуживаемых организаций на основании договоров, заключенных с дочерними обществами ОАО "Газпром" и другими организациями, и получение прибыли.
В штате общества отсутствуют рабочие строительных смежных специальностей. Общество имеет оборудование, предназначенное для осуществления деятельности предусмотренной Уставом, но не имеет строительной техники. Таким образом, предположения инспекции о том, что работы по реконструкции производились обществом самостоятельно, безосновательны.
Инспекция ссылается на то, что в ходе проверки опрошен генеральный директор ООО "Фирма ССК" Петров М.М., но нигде не упоминается о том, что в ходе опроса (в ответах на вопросы допроса 6 и 7) Петров подтвердил, что работы по объекту производились.
Довод налогового органа в части привлечения заявителем организации ООО "Стройресурс" при выполнении строительно-монтажных работ по "реконструкции склада аварийного запаса спецоборудования" по адресу: г. Щёлково, 31 км. Щелковского шоссе", сделанный на основании письма ООО "Стройресурс" (т. 3 л.д. 40), подписанного Лебедевым И.С. и адресованного генеральному директору ООО "Газпром газобезопасность", отклоняется, поскольку письмо, на которое ссылается налоговый орган, не имеет исходящего и входящего регистрационного номера. Доказательств, подтверждающих вручение письма руководителю заявителя (входящий номер заявителя, соответствующая резолюция) данный документ не содержит. Кроме того, в письме есть ссылка на проект, который обществом не разрабатывался.
Прямых договорных и иных взаимоотношений между заявителем и организациями, сотрудничающими с ООО "Фирма ССК" не имелось.
Довод инспекции о том, что значительная сумма денежных средств на счета ООО "Фирма ССК" поступала от заявителя, которая впоследствии с расчётных счетов ООО "Фирма ССК" отправлялась на счета фирм, обладающих признаками "фирм-однодневок", также отклоняется по следующим основаниям.
Из представленных выписок кредитных учреждений по расходу ООО "Фирма ССК" усматривается движение денежных средств в значительной степени превышающие поступления от заявителя.
Заявитель не мог знать о движении денежных средств своего контрагента (данная информация относится к коммерческой тайне). Следовательно, ответственность за движение денежных средств по счетам контрагента ООО "Фирма ССК" в кредитных учреждениях несёт он сам, в том числе и за деятельность своих личных партнёров.
Налоговым органом не представлены доказательства содействия должностных лиц заявителя в заключении сделок между ООО "Фирма ССК" и третьими организациями в целях ухода от налогообложения, наличия какой-либо связи между заявителем и организациями третьего звена. Также не представлены доказательства наличия в действиях заявителя противоправной схемы по уклонению от уплаты налога.
Выводы инспекции по поводу взаимозависимости и аффилированности общества с субподрядчиком сделаны инспекцией на основании допроса генерального директора Петрова М.М. Документальных доказательств письменного согласия при выборе субподрядчика, подтверждения факта допуска техники и/или сотрудников субподрядных организаций не территорию общества, а также отсутствия субподрядчиков в Едином государственном реестре юридических лиц, равно как и неосуществление ими предпринимательской деятельности инспекцией не представлено.
На момент рассмотрения решения по выездной налоговой проверке общество запросило выписки из ЕГРЮЛ по организациям-субподрядчикам. Данные организации зарегистрированы в установленном законом порядке и числятся в реестре юридических лиц.
Налоговый орган в апелляционной жалобе ссылается на недобросовестность подрядчика и субподрядной организации, однако не представляет каких-либо доказательств недобросовестности самого заявителя.
Нормы Налогового кодекса Российской Федерации не ставят право налогоплательщика на применение налоговых вычетов в зависимость от исполнения контрагентом своих налоговых обязательств и налогоплательщик не может нести ответственность за действия (бездействия) третьих лиц (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).
Кроме того, налогоплательщик не должен нести ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет, о чём говорит и правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в Определении N329-0 от 16.10.98.
В публичном праве установление ответственности за действия контрагента в ситуации, когда налогоплательщик не знал и не мог знать о недоплате контрагентом налога в бюджет, нарушает принцип баланса частного и публичного интересов, так как перелагает на налогоплательщика публичную функцию по обеспечению поступления в бюджет налогов. При этом налогоплательщик, в отличие от налоговых органов, не наделен полномочиями по контролю и обеспечению уплаты третьими лицами налогов в бюджет, следовательно, не может предпринимать действий, обеспечивающих такую уплату в отношении своих контрагентов.
В связи с изложенными обстоятельствами, налогоплательщик не может нести неблагоприятные правовые последствия за неправомерные действия в налоговой сфере своих контрагентов.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2010 по делу N А40-136458/09-126-1042 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
В.Я. Голобородько |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136458/09-126-1042
Истец: ООО "Газпром газобезопасность"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20782/2010