Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2010 г. N 09АП-21004/2010
г. Москва |
Дело N А40-171448/09-145-678 |
14 сентября 2010 г. |
N 09АП-21004/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 сентября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Гончарова В.Я., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Манохиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства энергетики Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.06.2010
по делу N А40-171448/09-145-678, принятое судьей Петровским С.П.,
по заявлению Министерства энергетики Российской Федерации
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица:
1) ФГУП "Ведомственная охрана Минэнерго России",
2) ООО "ЧОП "Агентство безопасности бизнеса "Витязь-НН",
3) ООО "ЧОП "Лорис-Плюс",
4) Всероссийская политическая партия "Правое дело"
о признании недействительным решения и предписания
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Ананьев А.Б. по дов. от 06.05.2010, удост. N 003522; Мазина С.С. по дов. от 20.07.2010, удост. N 00439;
от заинтересованного лица - Садовникова М.Н. по дов. от 15.12.2009, удост. N 1331; Хомкалова М.Г. по дов. от 13.10.2009, удост. N 1293;
от третьего лица - 1) Сухов О.В. по дов. от 25.08.2010, паспорт 45 05 604828; Ефременко А.Л. по дов.от 25.08.2010, удост. N 003352;2) Матеев Р.А. по дов. от 01.04.2010, паспорт 22 03 314476; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
Министерство энергетики Российской Федерации (далее - заявитель, Минэнерго России) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 24.11.2009 по делу N 1 15/196-09 и предписания от 24.11.2009 N ПС/41708.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.09.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение и предписание антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Минэнерго России подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворить. В обоснование этого указывается, что Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" и постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" предоставляют ведомственной охране право на защиту объектов иных (негосударственных) форм собственности и, соответственно, право на включение таких объектов в Перечень объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, подлежащих ведомственной охране.
При издании соответствующего Перечня, утвержденного приказом Минэнерго России от 02.06.2009 N 172, Минэнерго России лишь указало, какие именно объекты топливно-энергетического комплекса подлежат ведомственной охране и с целью недопущения монополии ведомственной охраны на рынке охранных услуг топливно-энергетического комплекса, предоставило собственникам охраняемых объектов возможность выбора между различными государственными видами охраны. В примечании к перечню указано, что охрана перечисленных в нем объектов, может осуществляться (по выбору собственников охраняемых объектов) ведомственной охраной Минэнерго России, подразделениями МВД России, либо смешанным способом.
Суд рассмотрел дело в отсутствие третьих лиц - ООО "ЧОП "Лорис-Плюс", Всероссийская политическая партия "Правое дело", извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель третьего лица - ФГУП "Ведомственная охрана Минэнерго России" доводы апелляционной жалобы заявителя поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный. Полностью поддержал правовую позицию представителя заявителя.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Считает, что Комиссия ФАС России правомерно установила в действиях Минэнерго России по изданию приказа N 172 нарушение Закона о защите конкуренции, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований.
В судебном заседании и представленном отзыве на апелляционную жалобу представитель ООО "ЧОП "Агентство безопасности бизнеса "Витязь-НН" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы. Полностью поддержал правовую позицию представителя антимонопольного органа.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Минэнерго России издан приказ от 02.06.2009 N 172 "Об утверждении перечня объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Минэнерго России, подлежащих ведомственной охране".
24.11.2009 ФАС России вынесено решение по делу N 1 15/196-09, возбужденному по обращению Всероссийской политической партии "Правое дело", ООО "ЧОП "Витязь-НН" и ООО ЧОП "Люрис-плюс" в отношении Минэнерго России по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
24.11.2009 ФАС России, на основании решения по делу N 1 15/196-09, оформило предписание N ПС/41708 о недопущении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому Минэнерго России предписано в срок до 28.11.2009 прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "О защите конкуренции", и привести перечень объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, подлежащих ведомственной охране, утвержденный приказом Минэнерго России от 02.06.2009г. N 172 (зарегистрирован в Минюсте России 11.06.2009г. N 14083), в соответствие с Федеральным законом от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны".
Минэнерго, полагая, что оспариваемое решение и предписание, нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.
Как следует из оспариваемого решения антимонопольного органа, в действиях Минэнерго России по изданию приказа от 02.06.2009 N 172 "Об утверждении Перечня объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в ведении и установленной сфере деятельности Министерства энергетики Российской Федерации, подлежащих ведомственной охране", содержатся признаки нарушения пункта 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в установлении необоснованного препятствования осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Заявитель указывает, что Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" и постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" предоставляют ведомственной охране право на защиту объектов иных (негосударственных) форм собственности и, соответственно, право на включение таких объектов в Перечень.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также являющихся собственностью Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии". Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.
Таким образом, данная норма декларирует общее правило, в соответствии с которым ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся как государственной собственностью, так и объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Охрана последних может осуществляться только в соответствии с заключенными договорами.
Этой же нормой установлено, что перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны" в перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, входит Минэнерго России. Перечень охраняемых объектов, а также вносимые в него вменения утверждаются руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Утверждается перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Антимонопольным органом установлено, что право собственности на часть объектов из Перечня Приказа Минэнерго России N 172 являются правом собственности юридических лиц (ОАО "ТГК-6", ОАО "МРСК Центра и Приволжья" - "Нижновэнерго", ОАО "Трансэнергосервис", ОАО "ФСК ЕЭС"), а также некоторые из объектов, такие как "Дзержинская ТЭЦ", на территории которой находится столовая, а также склад, "Нижегородское РДЦ", на территории которой находится нежилое помещение, принадлежат физическим лицам. Объекты филиала ОАО "МРСК Центра" - "Орелэнерго" и ОАО "МРСК Центра и Приволжья" -"Нижновэнерго" не относятся в настоящее время к объектам Минэнерго России, поскольку являются собственностью акционерного общества. В Перечне указаны адреса объектов, на территории которых, кроме зданий, принадлежащих Минэнерго России, находятся гражданские боксы, мастерские для ремонта автотранспорта. Данное обстоятельство было расценено антимонопольным органом как препятствующее частным охранным предприятиям осуществлять охранную деятельность в отношении таких объектов, не являющихся государственной собственностью.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 N 160 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации", ведомственная охрана создается Министерством энергетики Российской Федерации и предназначается для охраны объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в сфере ведения Министерства энергетики Российской Федерации, зданий и имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства энергетики Российской Федерации, а также административных зданий, предназначенных для размещения сотрудников центрального аппарата Министерства энергетики Российской Федерации, расположенных в г. Москве.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400 Минэнерго России является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим, в том числе, функции по управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.
Минэнерго России осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций Министерства в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству (пункт 4.6 Положения).
Таким образом, в компетенцию Минэнерго России входит управление, в том числе и организация охраны, только государственным имуществом.
Вместе с тем организация охраны имущества, не являющегося государственной собственностью должна осуществляться на общих основаниях в рамках осуществления предпринимательской деятельности организациями ведомственной охраны, создаваемых Минэнерго России в пределах предоставленных полномочий.
Ссылка заявителя на постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 N 886) которым, утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии с Перечнем объектов, подлежащих государственной охране, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2008 N 320, действовавшей в период издания Приказа Минэнерго России N172 от 02.06.2009, к объектам, подлежащим государственной охране относились объекты Минэнерго России.
Согласно пунктам 1, 4.6 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 N 400, под объектами Минэнерго России понимается федеральное имущество, закрепленное в установленном порядке за Минэнерго России, а также федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за подведомственными Минэнерго России государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в период издания приказа Минэнерго России от 02.06.2009 N 172 в Перечень, утвержденный этим приказом, могли быть включены только объекты, являющиеся государственной собственностью.
В связи с изложенным, судом первой инстанции и антимонопольным органом сделан обоснованный вывод о том, что ограничения, вытекающие из приказа Минэнерго России от 02.06.2009 N 172, препятствуют частным охранным предприятиям осуществлять охранную деятельность в отношении объектов, не являющихся государственной собственностью, противоречат законодательству Российской Федерации в сфере защиты конкуренции и охранной деятельности, в связи с чем оспариваемое решение антимонопольного органа и вынесенное на его основании предписание, соответствовали действующему законодательству и не нарушали прав и законных интересов заявителя на момент их вынесения.
Что касается вопроса об исполнении оспариваемого предписания антимонопольного органа, то он может быть разрешен заявителем по согласованию с антимонопольным органом с учетом изменений в действующем законодательстве.
Основываясь на изложенных выше обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является законным и обоснованным. Доводы же, приведенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 ст. 270 АПК РФ в любом случае основанием для отмены вынесенного судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда от 29.06.2010 по делу N А40-44593/10-21-234 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-171448/09-145-678
Истец: Министерство энергетики Российской Федерации
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба
Третье лицо: ФГУП "Ведомственная охрана" Минэнерго России, Всероссийская политическая партия "Правое дело", ООО "ЧОП "Витязь-НН", ООО "ЧОП "Люрис-плюс"
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21004/2010