Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2010 г. N 09АП-21129/2010
г. Москва |
|
20.09.2010 г. |
Дело N А40-26017/10-116-140 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2010г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2010г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей С.Н. Крекотнева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2010 г.
по делу N А40-26017/10-116-140, принятое судьей Терехиной А.П.
по иску (заявлению) ООО "Лукойл-Авиа"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Эльблауса А.В. дов. N 21 от 04.03.2010, Петровой Ю.А. дов. N 22 от 04.03.2010;
от заинтересованного лица - Анохина С.Я. дов. N 03-02/09 от 22.04.2010.
УСТАНОВИЛ
ООО "Лукойл-Авиа" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 11.12.2009г. N 10-11/463 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2010 требования ООО "Лукойл-Авиа" удовлетворены в полном объеме. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение Инспекции является незаконным, не соответствует действующему законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя инспекции, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2009 г. 20.07.2009г. Согласно представленной декларации по НДС сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет составила 17 326 570 руб. Сумма НДС к возмещению из бюджета отсутствует.
По результатам проверки представленной налоговой декларации и документов в соответствии со ст. 172 НК РФ, налоговый орган вынес решение от 11.12.2009г. N 10-11/463, которым налогоплательщик привлечен к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ, произведено доначисление налога в сумме 3 610 367 руб., пени по нему и сумма штрафа.
Налогоплательщик не согласился с принятым решением и в апелляционном порядке обжаловал его в УФНС России. Решением УФНС России от 04.02.2010г. (л.д.122 т.2) решение инспекции оставлено без изменения, утверждено.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и пояснения сторон в их совокупности и взаимной связи, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение налогового органа является незаконным, а суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Из материалов дела следует ООО "ЛУКОЙЛ-АВИА" во 2 квартале 2009 года были приобретены услуги, оказанные ЗАО ТЗК "Шереметьево", ОАО "Аэропорт Рощино", ОАО "Аэропорт Астрахань", ОАО "Аэропорт Анапа", ОАО "КД авиа", ООО "Международный аэропорт Когалым", ООО "ЛУКОЙЛ-АЭРО-Волгоград", ООО "Аэро-Фуд Кейтеринг" в аэропортах РФ. Выставленные указанными контрагентами счета-фактуры были отражены ООО "ЛУКОЙЛ-АВИА" в Книге покупок за 2 квартал 2009 года, суммы НДС по ним предъявлены к вычету при исчислении НДС, подлежащего уплате в бюджет.
Стоимость оказанных в аэропортах РФ услуг была сформирована вышеуказанными поставщиками услуг с учетом налога на добавленную стоимость в сумме 3 610 367 рублей, исчисленного по ставке 18%. В предъявленных ООО "ЛУКОЙЛ-АВИА" счетах-фактурах была выделена сумма НДС.
Все счета-фактуры контрагентов были оформлены в соответствии с требованиями законодательства РФ.
ООО "ЛУКОЙЛ-АВИА", на основании счетов-фактур, предъявленных контрагентами за услуги, оказанные в аэропортах РФ во 2 квартале 2009 года в соответствии со статьей 171 НК РФ и 172 НК РФ, был применен вычет НДС на сумму 3 610 367 рублей.
В апелляционной жалобе налоговый орган указавает на то, что контрагентами ЗАО "ТЗК Шереметьево", ОАО "Аэропорт Рощино", ОАО "Аэропорт Астрахань", ОАО "Аэропорт Анапа", ОАО "КД авиа", ООО "Международный аэропорт Когалым", ООО "Лукойл-Аэро-Волгоград" были оказаны услуги, которые в соответствии с п.22 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от НДС), так как относятся к услугам, оказываемым непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве РФ. В связи с чем, в счетах-фактурах, выставленных этими контрагентами заявителю неправильно указана ставка НДС 18 %, а заявитель неправомерно принял данные суммы НДС к вычету, поскольку налогоплательщик не имеет право самостоятельно изменять налоговую ставку.
Довод инспекции судом не принимается по следующим основаниям.
Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг) приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 кодекса, за исключением товаров, предусмотренных п.2 ст. 170 кодекса; в отношении товаров (работ, услуг) приобретаемых для перепродажи.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3,6-8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Как следует из материалов дела, Заявителем были соблюдены установленные налоговым законодательством требования для применения налоговых вычетов. В решении инспекции не содержится претензий к представленным заявителем документам. Не представлено таких претензий и в ходе судебного разбирательства. В материалы дела представлены первичные документы, которые соответствуют требованиям ст. 169,172 НК РФ.
В соответствии с п.п.22 п.2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд на территории РФ услуг оказываемых непосредственно в аэропортах РФ и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
При реализации таких товаров (работ, услуг) расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм НДС (п.5 ст. 168 НК РФ).
Однако, обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налоговых вычетов налогоплательщиком-покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных ст. 169 НК РФ, возлагается на продавца.
В соответствии с п.5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:
1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;
2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счет-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Поскольку, в данном случае, счета-фактуры выставлены продавцами товаров (работ, услуг) с выделением сумм НДС по ставке 18 %, то сумма НДС подлежит уплате в бюджет этими продавцами. То есть в данном случае законодательством предусмотрены иные правовые основания, не влияющие на право налогоплательщика предъявить уплаченный поставщику НДС к вычету.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что несоответствие указанной в счете-фактуре налоговой ставки характеру выполняемых работ (оказываемых услуг) является основанием для признания такого счета-фактуры не соответствующим требованиям ст. 169 НК РФ и отказа в подтверждении налоговых вычетов по НДС.
Довод инспекции судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 10 п. 5 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть указана налоговая ставка. В счетах-фактурах поставщиков услуг указана налоговая ставка (18%) и, следовательно - требования п.п.10 п.5 статьи 169 НК РФ исполнены, а счета-фактуры поставщиков услуг в соответствии с п.2 статьи 169 НК РФ являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что налогоплательщики не вправе самостоятельно изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.
Довод инспекции судом не принимается по следующим основаниям.
Инспекция не учитывает тот факт, что Заявитель не выставлял счета-фактуры с выделенной ставкой налога. Счета-фактуры выставлены контрагентами Заявителя -продавцами услуг. При этом обязанность контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах продавцами услуг Налоговым Кодексом РФ возложена на налоговые органы (п.1 ст. 32 НК РФ), и не является обязанностью налогоплательщика (покупателя услуг).
Факт выполнения Обществом требований п.1 ст. 172 НК РФ при предъявлении к вычету НДС, уплаченного поставщикам услуг подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом. Следовательно, правовых оснований для отказа в вычете сумм НДС заявителю у налогового органа не имелось.
Кроме того, общество обращалось к продавцам услуг, оказываемых в аэропортах Российской Федерации, с просьбой оформлять счета-фактуры с указанием соответствующей ставки НДС, однако получило отказы, что подтверждается копиями писем от ОАО "Аэропорт Астрахань" от 21.05.2010 N 10.05-822, ОАО "Аэропорт Салехард" от 21.01.2010 N 04/144, ОАО "Международный аэропорт Нижний Новгород" от 09.03.2010 N 21.1-356, ОАО "Аэропорт Рощино" от 26.03.2010 N 507/А-13 и др.), в связи с тем, что организации действуют в соответствии с разъяснениями налогового органа.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Поскольку в силу п.п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2010 по делу N А40-26017/10-116-140 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26017/10-116-140
Истец: ООО"Лукойл-Авиа", ООО"Лукойл-Авиа"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21129/2010