Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2010 г. N 09АП-21183/2010
г. Москва |
Дело N А40-20283/10-115-156 |
20 сентября 2010 г. |
N 09АП-21183/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.Н. Кольцовой,
судей: Н.О. Окуловой, С.Н. Крекотнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2010 г.
по делу N А40-20283/10-115-156, принятое судьей Л.А. Шевелевой,
по иску (заявлению) ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
о признании частично недействительным решения;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Айвазян С.И. по дов. от 13.11.2009 г. N Д-398/09;
от заинтересованного лица: Кузьмина Н.Л. по дов. от 21.04.2010 г. N 03-02/11;
УСТАНОВИЛ
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" с заявлением о признании недействительным решения МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 02.12.2009 г. N 65 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 157.557.260 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2010 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции от 02.12.2009 г. N 65, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 156.454.527 руб., в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С решением суда не согласилась - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворенных требований отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. По мнению заявителя, суд первой инстанции выяснил все обстоятельства дела, правильно применил нормы материального и процессуального права и вынес законное и обоснованное решение.
Возражения по принятому решению в части отказа в удовлетворении требований у заявителя отсутствуют, в связи с чем законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, п. 5 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, 09.07.2009 г. обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008 г.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 23.10.2009 г. N 1382 и приняты решения от 02.12.2009 г. N 1457 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 77 о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, N 65 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением от 02.12.2009 г. N 1457 обществу отказано в привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату (неполную уплату) сумм налога на добавленную стоимость, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 02.12.2009 г. N 77 подтверждена сумма налога на добавленную стоимость, заявленная к возмещению в размере 1.514.664.262 руб.
Решением от 02.12.2009 г. N 65 обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 268.534.640 руб.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом неправомерно заявлен налоговый вычет по налогу на добавленную стоимость в сумме 34.345.404 руб. по услугам наземного обслуживания воздушных судов, которые освобождены от налогообложения в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Данные доводы налогового органа подлежат отклонению в связи со следующим.
Материалами дела установлено, что заявитель, осуществляя перевозки, пользуется услугами наземного обслуживания воздушных судов (заправка, уборка, технические обслуживание и т.п.), которые как услуги, оказанные непосредственно в аэропортах Российской Федерации освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
При этом, некоторые контрагенты общества - ОАО "Аэропорт "Астрахань", ОАО "Аэропорт "Анапа", ОАО "Аэропорт Кольцово", ОАО "Международный аэропорт Волгоград" и другие, оказывающие услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, выставляли счета-фактуры с выделением НДС.
Заявитель оплачивал эти услуги с НДС и, руководствуясь положениями статей 171 и 172 НК РФ, отражал суммы налога в налоговой декларации в качестве налогового вычета.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ, вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории России в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
Общество приобретает услуги по наземному обслуживанию воздушных судов для осуществления операций (оказания услуг по перевозке), являющихся объектом обложения НДС.
Статьей 172 НК РФ определен порядок применения налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, на основании выставленных продавцом счетов-фактур.
При этом, Налоговый кодекс не ограничивает право покупателя на вычет суммы налога выставленной в счете-фактуре по приобретенным товарам (работам, услугам), реализация которых освобождена от налогообложения.
Пункт 5 статьи 173 НК РФ содержит специальную норму, подлежащую применению в случае, когда при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, покупателю выставляются счета-фактуры с выделением суммы НДС. В этом случае сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется продавцом как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
В соответствии с определением Конституционным Суда Российской Федерации от 07.11.2008 г. N 1049-О-О, из законоположений пункта 5 статьи 173 и пункта 5 статьи 168 НК РФ в их системной взаимосвязи следует, что федеральный законодатель предусмотрел для плательщиков налога на добавленную стоимость при реализации ими товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению указанным налогом, возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: налогоплательщик вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, при том, что именно эта сумма налога на добавленную стоимость (без учета налоговых вычетов) подлежит уплате в бюджет.
С учетом изложенного, применительно к рассматриваемой ситуации законодательством предусмотрены правовые последствия, не влияющие на право покупателя производить вычет уплаченных поставщикам сумм НДС.
Таким образом, предъявленные поставщиками услуг в счетах-фактурах суммы НДС подлежат вычету в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 171 и пунктом 1 статьи 172, с учетом положений пункта 5 статьи 173 НК РФ, несмотря на то, что данные услуги освобождены от уплаты НДС.
Оспариваемым решением инспекция уменьшила сумму НДС, подлежащую возмещению по уточненной декларации (корректировка N 2) за 4 квартал 2008 г. на 122.109.123 руб.
По мнению налогового органа, в разделе 7 уточненной декларации (корректировка N 2) по НДС за 4 квартал 2008 г. не была отражена сумма реализации услуг по международным грузовым перевозкам 678.384.020 руб. (код операций 1010405), по которым обоснованность применения ставки 0% документально не подтверждена. Соответственно, необоснованно не исчислен налог к уплате в бюджет по ставке 18% в размере 122.109.123 руб. Заявитель должен был исчислить указанный налог в связи с тем, что 30.09.2009 г. истек срок представления документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Между тем, оспариваемое решение принято налоговым органом по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненной декларации (корректировка N 2) по НДС за 4 квартал 2008 г., которая была представлена в инспекцию 09.07.2009 г.
В момент подачи указанной декларации установленный законодательством 270-дневный срок представления документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не истек. Этот срок в отношении операций, реализованных в 4 квартал 2008 г., истек 30.09.2009 г.
Основания для исчисления налога по ставке 18% по операциям международных грузовых перевозок в момент подачи уточненной декларации, по которой принято оспариваемое решение, отсутствовали в соответствии с пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Является обоснованным вывод суда первой инстанции, что заявитель правомерно не отразил в разделе 7 уточненной декларации (корректировка N 2) за 4 квартал 2008 г. реализацию в размере 678.384.020 руб. как не подтвержденную и не исчислил с этой суммы налог по ставке 18%. После истечения срока представления документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, с учетом Федерального закона от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ (30.09.2009 г.), спорная сумма налога исчислена обществом по ставке 18% с суммы реализации 678.384.020 руб. по коду операций 1010405 и отражена в разделе 7 декларации по НДС за 3 квартал 2009 г., поданной в инспекцию 19.10.2009 г.
Из представленной в материалы дела декларации за 3 квартал 2009 г. видно, что итоговая сумма налога по разделу 7 в размере 108.274.019 руб. (строка 030) исчислена к уплате в бюджет с учетом сумм налога 122.109.123 руб. (графа 3).
Итоговая сумма налога по разделу 7 декларации, исчисленная к уплате в бюджет, в установленном порядке учтена в разделе 1 декларации при определении суммы налога, подлежащей возмещению из бюджета, в размере 1.438.031.705 руб.
Решением инспекции от 27.01.2010 г. N 188, принятого по результатам камеральной проверки декларации за 3 квартал 2009 г., возмещение налога за 3 квартал 2009 г. произведено с учетом вышеуказанных обстоятельств в сумме 1.438.031.705 руб.
Таким образом, сумма налога в размере 122.109.123 руб., исчисленная по ставке 18%, была принята инспекцией и на эту сумму уменьшено возмещение налога из бюджета.
Повторное вычитание этой же суммы из суммы налога, подлежащей возмещению, является неправомерным.
Иных доводов в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 33337 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.06.2010 г. по делу N А40-20283/10-115-156 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20283/10-115-156
Истец: ОАО "Аэрофлот-российские авиалинии"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21183/2010