Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2010 г. N 09АП-21895/2010
г. Москва |
Дело N А40-53804/10-144-247 |
11 октября 2010 г. |
N 09АП-21895/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.10.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Цымбаренко И.Б., Попова В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АКБ "Гринфилд" (ЗАО)
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2010
по делу N А40-53804/10-144-247 судьи Папелишвили Г.Н.
по заявлению АКБ "Гринфилд" (ЗАО)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным бездействия,
при участии в судебном заседании:
представителей заявителя Ушакова М.В. паспорт 46 07 457308, Пяк Т.Д. по доверенности от 29.03.2010,
представителя ответчика Осипова М.А. по доверенности N 33-И-3028/9 от 25.12.2009, удостоверение N 556,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2010, принятым по настоящему делу, АКБ "Гринфилд" (ЗАО) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившегося в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка и обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы направить в адрес ЗАО АКБ "Гринфилд" проект договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, общей площадью 210 кв. м., с кадастровым номером 77:01:0001088:17 по цене, равной 20% его кадастровой стоимости, в течение 14 (четырнадцать) дней с момента принятия решения.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что заявитель в установленном порядке в режиме "одного окна" к ответчику с заявлением по установленной форме об оформлении в собственность спорного земельного участка не обращался, в связи с чем отсутствует оспариваемое заявителем бездействие ответчика.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить, считая, что судом неправильно применены нормы материального права. При этом приводит доводы о том, что бездействие ответчика является незаконным, указывает на представление в Департамент всех установленных законом документов, в том числе - справки БТИ, свидетельствующей об идентичности адресов здания и земельного участка.
Ответчик в письменных пояснениях и в судебном заседании возражал против доводов и требований апелляционной жалобы, указал на отсутствие оспариваемого заявителем бездействия, поскольку заявителю было дано разъяснение о необходимости обращения в Департамент с просьбой об издании распорядительного акта об изменении адресного ориентира земельного участка.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, 29.11.1994 между Правительством Москвы и АОЗТ "Гринфилд" заключен контракт по реализации инвестиционного проекта на территории Центрального административного округа г.Москвы N 4-238/р-2 от, по результатам которого право собственности на объект по адресу: г.Москва, Просвирин пер., д. 7/8 стр. 3, являющийся муниципальной собственностью, переходит к Обществу (том 1 л.д.85).
После принятия объекта в эксплуатацию согласно Акту приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта от 17.06.1997 и подписания Акта N 4-238/р-2-1014АКТ от 17.06.1997 о результатах реализации инвестиционного проекта согласно условиям вышеназванного контракта от 29.11.1994 N 4-238/р-2, указанный объект недвижимого имущества по адресу: Просвирин пер., д. 7/8, стр. 3 оформлен на праве собственности АКБ "Гринфилд", что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права (том 1 л.д.114).
22.07.1998 между Московским земельным комитетом и заявителем был заключен долгосрочный договор аренды земельного участка N М-01-012029 по адресу: г.Москва, Просвирин пер., д.7/8, стр.3 сроком на 25 лет (том 1 л.д.68).
В соответствии с нормами Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" и ст.36 Земельного Кодекса РФ Общество направило в адрес Департамента земельных ресурсов города Москвы заявление от 26.11.2009 исх.N 01-7/741, в котором просило рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды земельного участка N М-01-012029 от 22.07.1998 и рассмотреть возможность вынесения распоряжения о заключении договора купли-продажи земельного участка по адресу - г.Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, общей площадью 210 кв.м., кадастровый номер 77:01:0001088:17, расположенного под объектом недвижимости, принадлежащем Обществу на праве собственности, с последующим заключением договора купли-продажи указанного земельного участка (том 1, л.д.10-11).
К указанному заявлению Общество приложило необходимый комплект документов в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007.
В ответе на указанное заявление от 01.02.2010 исх.N 33-1-5631/9-(2)-1) ответчик сообщил, что в результате экспертизы представленного комплекта документов выявлено несоответствие адреса испрашиваемого земельного участка в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 07.05.2009 N77АК 032711 и кадастровом паспорте земельного участка. Также указал, что оформление в собственность земельного участка возможно после устранения данного несоответствия (том 1, л.д.14).
Общество 11.02.2010 (исх.N 59) направило в адрес ДЗР г.Москвы повторное заявление, дополнительно приложив к представленному комплекту документов справку N 10-001792, выданную Центральным ТБТИ (том 1 л.д.115), об идентификации адреса объекта зарегистрированного в Адресном реестре, в соответствии с которой адрес объекта недвижимости: г.Москва, Просвирин переулок, д.7/8, стр.3, расположенного на спорном земельном участке, соответствует адресу: г.Москва, Малый Головин пер., д.8 (том 1, л.д.12).
Ответчик 24.03.2010 в ответе за N 33-1-5631/9-(3)-1 указал Обществу на необходимость обращения в службу "Одного окна" с заявлением о выпуске распоряжения ДЗР г.Москвы об изменении адресного ориентира земельного участка (том 1, л.д.15).
Считая бездействие Департамента, выразившееся в уклонении от заключения договора купли-продажи земельного участка, незаконным и нарушающим права и интересы Общества, последнее обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия незаконного бездействия ответчика, поскольку пришел к выводу о том, что заявитель не обращался в Департамент в режиме "одного окна" с заявлением по установленной форме об оформлении в собственность спорного земельного участка.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из нижеследующего.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.5 ст.36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
Согласно ч.6 ст.36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В настоящем случае заявитель в соответствии с приведенными нормами направил в Департамент земельных ресурсов г.Москвы заявление о приобретении прав на земельный участок, приложив все необходимые и достаточные документы, предусмотренные вышеупомянутым Приказом Минэкономразвития.
Согласно ст.10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статей 11, 13 Закона г.Москвы N 65 от 20.12.2006 "О Правительстве Москвы" таким исполнительным органом государственной власти является Правительство Москвы, осуществляющее государственное управление в области земельных отношений.
Постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории г.Москвы в частную собственность" Департаменту земельных ресурсов города Москвы предоставлены полномочия заключать от имени Правительства Москвы договоры купли-продажи земельных участков и подписывать соответствующие акты приема-передачи земельных участков при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность (п.8.2).
Пунктом 9 Постановления установлено, что Департамент земельных ресурсов города Москвы в соответствии с утвержденным настоящим постановлением порядком осуществляет прием и рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц; сбор необходимых документов и материалов для принятия решений о предоставлении земельных участков; подготовку проектов решений о предоставлении земельных участков в частную собственность.
В данном случае бездействие, выразившееся в незаключении с заявителем договора купли-продажи земельного участка, на котором расположен принадлежащий Обществу на праве собственности объект недвижимого имущества, обусловлено несоответствием адреса испрашиваемого земельного участка в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 07.05.2009 N 77АК 032711 и кадастровом паспорте земельного участка.
Между тем заявителем в Департамент представлена справка Центрального ТБТИ N 10-001792 от 24.03.2009 об идентификации адреса объекта (здания, строения, сооружения), зарегистрированного в Адресном реестре. Согласно данной справке, адрес объекта недвижимости: г.Москва, Просвирин переулок, д.7/8, стр.3, расположенного на спорном земельном участке с кадастровым номером 77:01:0001088:17, соответствует адресу: г.Москва, Малый Головин пер., д.8, являющемуся официальным адресом объекта (том 1 л.д.115).
Данный документ позволяет с точностью определить место расположения объекта недвижимости и идентифицировать земельный участок.
Следует также отметить, что, как указывалось выше, с 1998 года Общество арендует спорный земельный участок для эксплуатации здания банка на основании договора аренды, заключенного с Москомземом (том 1 л.д.68), что позволяет сделать вывод о том, что каких-либо затруднений и неясностей с определением адреса земельного участка для целей оформления земельно-правовых отношений, у Департамента не возникало.
Таким образом, Обществом в Департамент были представлены документы, необходимые и достаточные для подготовки договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности, в том числе: кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001088:17 (том 1 л.д.63), свидетельство о праве собственности на объект недвижимости, означенная выше справка ТБТИ, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001088:17.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали препятствия для подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка.
При этом довод ответчика о том, что Обществу необходимо обратиться в службу "Одного окна" с заявлением об издании распоряжения ДЗР г.Москвы об изменении адресного ориентира земельного участка, является неправомерным.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" служба "Одного окна" - структурное подразделение Департамента, осуществляющее прием заявлений и документов от заявителей в аппарате управления Департамента и в территориальных управлениях в административных округах города Москвы для подготовки запрашиваемых документов, получения дополнительных документов, не имеющих непосредственного отношения к заявителю, и согласований, а также выдачу запрашиваемых документов либо мотивированных отказов.
В соответствии со ст.20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221 с заявлением об изменении адреса объектов недвижимости в уполномоченный орган обращаются собственники таких объектов недвижимости.
Полномочиями по осуществлению мероприятий по управлению и распоряжению в установленном порядке земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, в силу Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, наделен Департамент земельных ресурсов г.Москвы.
Доводов о непредставлении каких-либо иных документов, необходимых для оформления земельно-правовых отношений с Обществом, ответчиком не приведено.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что к заявлению заявитель приложил весь необходимый комплект документов в соответствии с Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, и Департамент в силу п.5 ст.36 ЗК РФ не вправе требовать от Общества предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Изложенный в решении вывод суда первой инстанции о том, что заявитель не воспользовался правом в установленном порядке обратиться к ответчику с заявлением об оформлении земельно-правовых отношений, противоречит имеющимся в деле доказательствам, из которых следует, что заявитель неоднократно обращался в Департамент с заявлениями заключить договор купли-продажи с представлением всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействие) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о том, что оспариваемое бездействие ответчика, выразившееся в уклонении от заключения с ЗАО АКБ "Гринфилд" договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001088:17, не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, в связи с чем на основании приведенных норм подлежит признанию незаконным.
Как установлено п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемого бездействия незаконным и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В настоящем случае апелляционный суд, признав незаконным оспариваемое бездействие Департамента земельных ресурсов г.Москвы, выразившееся в уклонении от заключения с ЗАО АКБ "Гринфилд" договора купли-продажи земельного участка имеющего адресный ориентир: г.Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, общей площадью 210 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001088:17, считает необходимым в порядке приведенной нормы ст.201 АПК РФ обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО АКБ "Гринфилд" путем подготовки и направления в адрес ЗАО АКБ "Гринфилд" проекта договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, общей площадью 210 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001088:17.
При этом апелляционный суд исходит из того, что требование Общества об обязании Департамента подготовить и направить в адрес заявителя договор купли-продажи, содержащий положение о цене, равной 20% кадастровой стоимости земельного участка, необоснованно, поскольку в силу ст.36 Земельного кодекса РФ, п.п.1, 2 Федерального закона от 25.10.2010 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена, равная 20% кадастровой стоимости земельного участка, является льготной. Между тем документы, свидетельствующие о праве на выкуп земельного участка по указанной цене, заявителем при рассмотрении настоящего дела не представлено.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.110, 266, 268, 269, 270, 271, АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08.07.2010 по делу N А40-53804/10-144-247 отменить.
Признать незаконным бездействие Департамента земельных ресурсов г.Москвы, выразившееся в уклонении от заключения с ЗАО АКБ "Гринфилд" договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, общей площадью 210 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001088:17.
Обязать Департамент земельных ресурсов г.Москвы устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО АКБ "Гринфилд" путем подготовки и направления в адрес ЗАО АКБ "Гринфилд" проекта договора купли-продажи земельного участка, имеющего адресный ориентир: г.Москва, Просвирин пер., вл.7/8, стр.3, общей площадью 210 кв.м., с кадастровым номером 77:01:0001088:17.
Возвратить ЗАО АКБ "Гринфилд" из федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей и государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
И.Б. Цымбаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53804/10-144-247
Истец: АКБ "Гринфилд" (ЗАО), АКБ "Гринфилд" (ЗАО)
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21895/2010