Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 октября 2010 г. N 09АП-22294/2010
город Москва |
|
01 октября 2010 г. |
N А40-32852/10-127-146 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.09.2010г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.10. 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей С.Н. Крекотнева, Р.Г. Нагаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корсаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ИФНС России N 16 по г. Москве, ЗАО "Штрабаг"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2010 г.
по делу N А40-32852/10-127-146, принятое судьей Кофановой И.Н.
по заявлению ЗАО "Штрабаг"
к ИФНС России N 16 по г. Москве, МИФНС России N 45 по г. Москве
о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Антонян К.А. по доверенности N б/н от 22.03.2010,
от заинтересованных лиц:
ИФНС России N 16 по г. Москве - Ермолаевой Н.А. по доверенности N02-02/26968 от 16.07.2010,
МИФНС России N 45 по г. Москве - Дроздов И.А. по доверенности Nб/н от 10.08.2010;
Белявцев А.И. по доверенности б/н от 10.08.2009.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО "Штрабаг" с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ N 16 по г.Москве от 03.12.2009 года N 1091 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (в редакции решения УФНС России по г.Москве от 29.01.2010 года).
Решением суда от 19.07.2010 признано недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по г. Москве от 03.12.2009 года N 1091 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенное в отношении Закрытого акционерного общества "Штрабаг", в редакции УФНС России по г. Москве от 29.01.2010 года, за исключением отказа в вычете по НДС по контрагенту ООО "Комстрой" на сумму 1 240 431 рублей. При этом суд исходил из того, что требования заявителя за исключением отказа в вычете по контрагенту ООО "Комстрой" обоснованны. Судом установлено, что счета-фактуры, выставленные контрагентом ООО "Комстрой" (применяющим упрощенную систему налогообложения) не могут быть приняты к вычету.
С решением суда не согласились ЗАО "Штрабаг" и ИФНС России N 16 по г. Москве и обратились с апелляционными жалобами.
ЗАО "Штрабаг" просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным решения налогового органа в части отказа в вычете НДС в размере 1 240 431 руб. и удовлетворить требование заявителя в указанной части. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что налоговое законодательство не предусматривает возможность отказа покупателю в вычете в случае отсутствия у продавца обязанности по уплате НДС.
Инспекция просит отменить решение суда в части удовлетворения требований заявителя и отказать в удовлетворении требований. В обоснование своих требований Инспекция ссылается на то, что решение суда принято с нарушением норм процессуального и материального права.
МИ ФНС России N 45 по г. Москве поддержала доводы апелляционной жалобы ИФНС России N 16 по г. Москве.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит изменению в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 23.09.2010 по 28.09.2010 г.
Как следует из материалов дела ИФНС N 16 по г. Москве в отношении Закрытого акционерного общества "Штрабаг" проведена камеральная налоговая проверка по вопросам правильности и обоснованности применения налоговых вычетов по внутреннему обороту НДС на основании уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2008 года.
По результатам камеральной проверки, 08 декабря 2009 года ЗАО "Штрабаг" получило Решение N 1091 от 03.12.2009 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение), в котором доначислен НДС в размере 129 477 226 руб.
Налогоплательщиком подана в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ апелляционная жалоба на решение от 03.12.2009 г.
Управление ФНС России по г. Москве решением от 29.01.2010 г. N 21-19/010108 изменило решение путем отмены в части отказа в применении налогового вычета в размере 3 545 349 руб., в остальной части решение было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ЗАО "Штрабаг" без удовлетворения. Решение ИФНС России N 16 по г. Москве от 03.12.2009 г. N 1091 утверждено с учетом внесенных изменений и признано вступившим в силу.
1. В отношении завышения сумм НДС по ГТД
В ходе налоговой проверки установлено, что согласно данным, поступившим из таможенных органов НДС по ГТД 10124080/281108/0004793 и N 10124040/091208/0004900 был уплачен в меньшем размере, чем заявлено налогоплательщиком. На основании этого были уменьшены вычеты по указанным ГТД. При этом Инспекция указывает, что налогоплательщик не представил документов, подтверждающих оплату спорного НДС в полном объеме.
Как пояснил заявитель, уплата сумм НДС по указанным ГТД производилась из сумм аванса, уплаченного налогоплательщиком ранее в счет предстоящих таможенных платежей. (Платежные поручения N 23554 от 21.11.2008 года, N 23565 от 27.11.2008 г. и 23583 от 04.12.2008 года).
Из отметок таможенного органа на соответствующих платежных поручениях следует, что, таможенный орган учел уплаченные заявителем авансовые платежи в счет уплаты таможенных платежей по ГТД N 10124080/281108/0004793 в следующих размерах и по следующим платежным поручениям: 272 124,64 рублей по платежному поручению N 23554 от 21.11.2008 г., 372 125,52 рублей по платежному поручению N 23565 от 27.11.2008 г.
Сумма данных платежей составляет 644 250,16 рублей и соответствует размеру исчисленных платежей, указанных в графе 47 ГТД, которая включает также сумму НДС.
По ГТД N 10124040/091208/0004900 в соответствии с графой 47 была исчислена к уплате сумма платежей в размере 323 480,48 рублей (включая НДС). Как следует из отметок таможенного органа на платежных поручениях, таможенный орган учел уплаченные заявителем авансовые платежи в счет уплаты таможенных платежей по ГТД N ГТД N 10124040/091208/0004900 в следующих размерах и по следующим платежным поручениям: 94 127,80 рублей по платежному поручению N 23565 от 27.11.2008 г. 229 352,68 рублей по платежному поручению N 23583 от 04.12.2008 г.
В указанных ГТД имеются ссылки на платежные поручения, которыми были оплачены таможенные платежи.
Таким образом, уплата авансовых платежей, а также отметки таможни на платежных поручениях с указанием сумм и номеров ГТД подтверждают факт уплаты НДС в полном объеме.
В соответствии с п. 2 ст. 149 Таможенного Кодекса РФ выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию РФ товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса, на установленные настоящей статьей вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую оплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено фактами уплаты им суммы налога на добавленную стоимость при приобретении товаров (работ, услуг), принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и фактом наличия соответствующих первичных документов.
На ГТД N 10124080/281108/0004793 и ГТД N 10124080/091208/0004900 соответствующая отметка проставлена, соответственно НДС был уплачен в полном объеме. Уплачивая авансовые платежи, а также осуществляя подачу ГТД N 10124080/281108/0004793 и ГТД N 10124080/091208/0004900, налогоплательщик распорядился о списании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в счет предстоящих таможенных платежей и налогов. Таможенный орган, проставив в ГТД отметку "Выпуск разрешен", тем самым подтвердил уплату таможенных платежей (т.2 л.д.59-70).
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что таможенная декларация с отметкой "Выпуск разрешен" является доказательством уплаты НДС на таможне наравне с платежными документами, подтверждающими перечисление сумм налога в бюджет.
Таким образом, из представленных документов следует, что сумма НДС, подлежащая уплате на таможне, была уплачена заявителем в полном объеме. Следовательно, отказ Инспекции в вычете сумм НДС, уплаченных на таможни, является незаконным.
Доводы Инспекции со ссылкой на акт сверки таможенных платежей не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают ни составление, ни представление налоговому органу акта сверки таможенных платежей в качестве основания для предоставления налоговых вычетов.
В соответствии со ст. 330 Таможенного кодекса Российской Федерации акт сверки с таможенным органом составляется по инициативе налогоплательщика в случае его несогласия с результатами отчета таможенного органа о расходовании денежных средств.
Поэтому, непредставление акта сверки не является обстоятельством, исключающим применение налоговых вычетов, учитывая представление заявителем платежных поручений и грузовых таможенных деклараций, подтверждающих уплату налога на добавленную стоимость.
2. В отношении занижения НДС к уплате на 82 780 237 руб.
Налоговый орган на основании исследования данных книг - продаж и налоговой декларации за проверяемый период сделал вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы на 459 890 206 руб., что привело к доначислению НДС в размере 82 780 237 руб.
Как установлено ст. 153 НК РФ, налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 НК РФ в зависимости oт особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Судом первой инстанции исследовались данные книги продаж за 10-12 месяцы 2008 года с учетом дополнительных листов с расчетом базы, а также суммы НДС для каждого налогооблагаемого объекта и обоснованно установлено, что суммы НДС по каждому налогооблагаемому объекту полностью соответствуют суммам налога, указанным налогоплательщиком в налоговой декларации (т.2 л.д.9-58).
Инспекция не обосновала расчет суммы 3 085 742 748 рублей.
Решение не содержит ссылок на первичные документы, послужившие основанием для расчета доначисленного НДС.
Таким образом, расчет Инспекции необоснован с учетом представленных при проведении налоговой проверки первичных документов и не может являться основанием для доначисления НДС.
3. В отношении отказа в вычетах по НДС, учтенных в дополнительных листах к книгам покупок в размере 97 901 948 руб.
В ходе налоговой проверки установлено, что в дополнительных листах к книгам покупок за октябрь-декабрь 2008 г. зарегистрированы счета-фактуры, полученные, согласно пояснениям налогоплательщика, в 1 полугодии 2009 года, однако выставленные в 4 квартале 2008 года. Руководствуясь правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914) налоговый орган отказал налогоплательщику в применении вычетов по спорным счетам-фактурам, мотивируя это тем, что в 4 квартале 2008 года налогоплательщик не имел права на вычеты в виду отсутствия у него соответствующих счетов-фактур.
Из материалов дела следует, что заявителем 09.07.2009 г. подана уточненная налоговая декларация за 4 квартал 2008 г., в которой отражены суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным в 4 квартале 2008 г., которые получены согласно пояснениям налогоплательщика в 1 полугодии 2009 г.
В соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Таким образом, получение счетов-фактур не в период совершения хозяйственных операций не лишает налогоплательщика права заявить налоговые вычеты в соответствующем налоговом периоде путем представления на основании ст. 81 НК РФ уточненных деклараций по НДС за периоды, когда счета-фактуры были выставлены с учетом соблюдения трехлетнего срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что налогоплательщик не допустил нарушения положений НК РФ и Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, правомерно применив вычеты по данному эпизоду в 4 квартале 2008 года.
Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 2217/10.
4. В отношении отказа в вычете по НДС по контрагенту ООО "Универсал-спецтехника" (710 885 руб.)
Налоговым органом установлено, что налогоплательщиком в ходе камеральной проверки были представлены счета-фактуры N 29534 от 31.10.2008 и N 33179 от 24.12.2008, выставленные продавцом ООО "Универсал-Спецтехника", ИНН 7733116383.
В результате мероприятий налогового контроля установлено, что счета-фактуры, учтенные в книге - покупок содержат наименование продавца - ООО "Сервисный центр "Универсал-Спецтехника".
Из решения налогового органа и пояснений сторон следует, что налоговым органом установлено расхождение в указании наименования продавца в книге - покупок ЗАО "Штрабаг" и счетах -фактурах.
При этом в счетах-фактурах указано наименование продавца - ООО "Универсал-Спецтехника" (т.2 л.д.71, 72).
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Как правильно установлено судом первой инстанции, счета-фактуры по данному эпизоду выставлены юридическим лицом, существование которого подтверждено ИФНС N 33, а именно ООО "Универсал-Спецтехника", ИНН 7733116383. Именно счета-фактуры N 29534 от 31.10.2008 и N 33179 от 24.12.2008, выставленные продавцом ООО "Универсал-Спецтехника", ИНН 7733116383, были представлены налоговому органу в ходе проверки.
Как пояснил заявитель в суде апелляционной инстанции в книге покупок ошибочно указано наименование ООО "Сервисный центр "Универсал-Спецтехника" (протокол судебного заседания от 28.09.2010 г.).
При этом данные счета-фактуры содержат все требуемые НК РФ сведения. В связи с изложенным, суд считает отказ в применении вычета по данному эпизоду необоснованным.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что налоговый орган признал факт, что при доначислении НДС, инспекция допустила арифметическую ошибку.
Так, налоговым органом установлено недоначисление НДС в размере 129 477 226 руб., отказано в возмещении НДС в размере 57 301 624 руб., что составляет 186 778 850 руб.
При этом сумма НДС по нарушениям, указанным на стр. 63-67 Решения, составляет 186 178 850 руб., что на 600 000 руб. меньше.
5. В отношении отказа в вычете по НДС по контрагенту ООО "Комстрой" (1 240 431 руб.).
В ходе мероприятий налогового контроля установлено, что указанный контрагент применяет упрощенную систему налогообложения. Руководствуясь положениями ст.ст. 346.11, 168, 169, 171, 173 НК РФ налоговый орган делает вывод о невозможности применения вычетов по счетам-фактурам, выставленным контрагентом, применяющим упрощенную систему налогообложения (т.2 л.д.73).
Выводы Инспекции в указанной части являются незаконными по следующим основаниям.
В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Требования ст. ст. 171, 172, 169 и 166 НК РФ для применения налоговых вычетов заявителем выполнены.
Таким образом, при соблюдении условий применения налоговых вычетов в случае выставления поставщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, вычет по налогу на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.
При этом сумма налога на добавленную стоимость, указанная в таком счете-фактуре подлежит уплате поставщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, в бюджет (п.5 ст. 173 НК РФ).
Указанные выводы соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (постановлениям Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.02.2010 N КА-А40/476-10, от 21 сентября 2009 г. N КА-А41/9427-09, от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10, Определениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, от 31.08.2009 N ВАС-10964/09, от 11.02.2008 N 1358/08 ).
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на то, что в ходе мероприятий налогового контроля установлено, что ООО "Комстрой" последняя отчетность представлена за 9 месяцев 2008 г., сведения о банковских счетах отсутствуют.
Однако уклонение поставщика от перечисления в бюджет НДС, полученного от покупателя товара, само по себе, не является основанием для неприменения налогового вычета.
Доказательств получения заявителем необоснованной налоговой выгоды при исполнении им налоговых обязанностей, осведомленности о недобросовестности контрагента, не уплатившего налог в бюджет, Инспекцией не представлено.
Таким образом, отказ налогового органа в вычете по НДС по контрагенту ООО "Комстрой" на сумму 1 240 431 руб., является неправомерным.
Суд апелляционной инстанции также принимает во внимание, что решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.06.2010 по делу N А40-23979/10-20-170 признано недействительным решение ИФНС России N 16 по г. Москве N 192 от 03.12.2009 г. принятое на основании представленной ЗАО "Штрабаг" уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в котором установлено, что при наличии надлежащим образом оформленных счетов-фактур, которыми налогоплательщику предъявлен НДС при приобретении работ у ООО "Комстрой", применение вычета по НДС по данному эпизоду должно признано обоснованным.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требования ЗАО "Штрабаг" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по г. Москве от 03.12.2009 N 1091 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения УФНС России по г. Москве от 29.01.2010 в части отказа в вычете по НДС по контрагенту ООО "Комстрой" на сумму 1 240 431 руб. подлежит отмене, а требование заявителя в указанной части - удовлетворению.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 АПК РФ с ИФНС России N 16 по г. Москве подлежат взысканию в пользу ЗАО "Штрабаг" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
В соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ ЗАО "Штрабаг" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченную государственная пошлина в размере 1 000 руб. по апелляционной жалобе.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2010 г. по делу N А40-32852/10-127-146 изменить.
Отменить решение суда в части отказа в удовлетворении требования ЗАО "Штрабаг" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по г. Москве от 03.12.2009 N 1091 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения УФНС России по г.Москве от 29.01.2010 в части отказа в вычете по НДС по контрагенту ООО "Комстрой" на сумму 1 240 431 руб.;
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по г. Москве от 03.12.2009 N 1091 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", вынесенное в отношении ЗАО "Штрабаг", в редакции решения УФНС России по г. Москве от 29.01.2010 в части отказа в вычете по НДС по контрагенту ООО "Комстрой" на сумму 1 240 431 руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ИФНС России N 16 по г. Москве в пользу ЗАО "Штрабаг" расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1.000 руб.
Возвратить ЗАО "Штрабаг" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1.000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Р.Г. Нагаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32852/10-127-146
Истец: ЗАО "Штрабаг", ЗАО "Штрабаг"
Ответчик: ИФНС России N 16 по г. Москве, МИФНС России N45 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22294/2010