Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 г. N 09АП-22735/2010
г. Москва |
|
23.09.2010 г. |
Дело N А40-76808/10-92-404 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.09.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.
судей: Свиридова В.А., Гончарова В.Я.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манохиной И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Юнитрейд"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2010 г.
по делу N А40-76808/10-92-404 судьи Уточкина И.Н.
по заявлению ЗАО "Юнитрейд"
к Центральной акцизной таможне
об оспаривании постановления
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Алексахина М.С. по доверенности от 09.03.2010 г.
от ответчика: Сухоносов В.Г. по доверенности от 15.06.2010 г.
УСТАНОВИЛ
ЗАО "Юнитрейд" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Центральной акцизной таможне (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене постановления 20.05.2010 г. по делу об административном правонарушении N 10009000-43/2010.
Решением суда от 06.08.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Обосновывая принятое решение, суд первой инстанции указал на наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 , ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, в том числе вины общества в совершении вмененного правонарушения, а также на отсутствие нарушений со стороны административного органа при производстве по делу об административном правонарушении и правильности установления вида административного наказания.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, удовлетворить заявленные обществом требования в полном объеме, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на незаконность оспариваемого по делу постановления таможенного органа, а также отсутствие оснований для привлечения общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 , ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 12.01.2010 г. на СВХ ООО "ТБСС" по ДО N 00000012 от 12.01.2010 г. был помещен товар: бижутерия, код ТН ВЭД 7117, фактурная стоимость 16 859,45 долларов США в количестве 90 мест, весом брутто - 1494 кг; детский набор резинок, код ТН ВЭД 9615, фактурная стоимость 2 316,00 долларов США в количестве 9 мест, весом брутто - 212,8 кг, доставленный таможенным перевозчиком "Malinis AT OU" (Эстония) в адрес ЗАО "Юнитрейд" по книжке МДП DX 59912727, CMR 001068 от 08.01.2010.
15.01.2010 г. на указанный товар декларантом ЗАО "Юнитрейд" на Специализированный таможенный пост подана ГТД N 10009131/150110/0000068 согласно которой в таможенном режиме выпуска для внутреннего потребление заявлены:
товар N 1 - бижутерия из недрагоценных металлов, не имеющая гальванического покрытия драгоценными металлами, без стеклянных элементов бижутерия со вставками пластика, синтетической ткани: колье - 11520 изд.; серьги -3000 пар; браслеты - 1440 изд.; детские наборы (заколки + колье + ручка) - 240 наб.; детские наборы (заколки + браслет) - 1200 наб.; детские наборы (заколки 4 колье + сумочка) - 6000 наб., итого - 25560 изделий (в т.ч. 3000 пар, 9600 наборов) вес нетто -981,64 кг., код ТН ВЭД 7117199900, страна происхождения - Китай;
товар N 2 - бижутерия из недрагоценных металлов, не имеющая электролитического покрытия, со стеклянными элементами: бижутерия со вставками стекла, пластика: колье - 5211 изд.; серьги - 2264 пар, итого - 74 изделий (в т.ч. 2264 пар), вес нетто - 156,13 кг., код ТН ВЭД 7117191000, страна происхождения -Китай;
товар N 3 - предметы для волос из сплавов недрагоценных металлов вставками из синтетической ткани, пластика: набор детский (заколки + ободок) 1200 наборов, набор детский (резинки) - 10800 наборов. Итого - 12000 наборов, в комплекте подложками, в п/э упаковке, вес нетто - 126,30 кг., код ТН ВЭД 9615900000, страна происхождения - Китай.
В результате таможенного досмотра товара (АТД N 10009131/180110/000019) было установлено, что фактическое количество перемещенных товаров составляет: заколки - 84000 шт., резинки - 110400 шт., сумочки - 8400 шт., ободки - 2400 шт., что превышает заявленное в ГТД N 10009131/150110/0000068 и счет - фактуре N2816 от 18.09.2009 количество товаров: заколок - на 73200 шт., резинок - на 99600 шт., сумочек - на 2400 шт., ободков - на 1200 шт.
Также был обнаружен не заявленный в ГТД N 10009131/150110/0000068 и не поименованный в счет - фактуре N 2816 от 18.09.2009 товар, а именно: "часы цифровой индикацией времени" - 1200 шт., детские очки из пластика -1200 штук, детские повязки на голову из ткани - 2400 шт.
21.01.2010 г. в Отдел товарной номенклатуры и торговых ограничений направлен запрос (служебная записка N 50-11/83) по вопросу оформления данного товара и необходимости предоставления ЗАО "Юнитрейд" на товар, явившийся предметом административного правонарушения, документов, необходимых для соблюдения запретов и ограничений, установленных соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Согласно служебной записке N 14-15тн/033 соответствии с примечаниями 3д), 3л), 3ж), 9а), 11 к группе 71 ТНВЭД основным правилам интерпретации ТНВЭД 1 товары должны классифицироваться следующим образом:
"заколки и резинки для волос, изготовленные из пластика и ткани" и "ободок для волос" в товарной подсубпозиции 9615900000 ТН ВЭД;
"ручка со съемным шнурком" в товарной подсубпозиции 9608101000 ТН ВЭД;
"наручные часы с цифровой индикацией времени" в товарной позиции 9102 ТНВЭД, дальнейшая детализация в зависимости от устройства и технических характеристик;
"очки из пластика детские" в товарной подсубпозиции 9503009300 ТН ВЭД, при отсутствии оптически обработанных или оттененных дисков;
"сумочки" в товарной позиции 4202 ТН ВЭД, дальнейшая детализация производится в зависимости от материала изготовления, в том числе материала лицевой поверхности сумочек, также данный товар должен быть приспособлен для размещения, переноса чего-либо;
"колье из пластика" в товарной подсубпозиции 7117900000 ТН ВЭД;
"заколки и повязки на голову" в товарной подсубпозиции 6117801009, при условии, что "повязки на голову" являются трикотажными, эластичными или прорезиненными.
Таким образом, ЗАО "Юнитрейд" не задекларировало в ГТД N 10009131/150110/0000068 часть товара: заколки - 73200 шт., резинки - 99600 шт., сумочки - 2400 шт., ободки - 1200 шт., часы с цифровой индикацией времени - 1200 шт., детские очки из пластика -1200 шт., детские повязки на голову из ткани - 2400 шт., поступившего в адрес организации по книжке МДП DX 59912727, CMR 001068 от 08.01.2010.
Кроме того, в отношении товара - детские очки из пластика и детские повязки на голову из ткани ЗАО "Юнитрейд" не были соблюдены установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящие экономического характера запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выразившиеся в непредставлении таможенному органу сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1013 и письмом ФТС России от 27.03.2008 г. N 01-11/11534.
20.05.2010 г. постановлением зам. начальника Центральной акцизной таможни по делу об административном правонарушении N 10009000-43/2010, вынесенным на основании составленного старшим уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований Центральной акцизной таможни протокола об административном правонарушении от 09.04.2010 г., ЗАО "Юнитрейд" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2, ч.1 ст.16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, что составляет 269 616 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением по настоящему делу.
В соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Правильно определив характер спорных правоотношений, суд первой инстанции сделал правомерные и обоснованные выводы о том, что состав административного правонарушения, в том числе событие и вина общества установлены материалами административного дела, постановление по делу об административном правонарушении составлено полномочным административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности и с соблюдением порядка вынесения оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет административную ответственность.
Согласно ч.1 ст.16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ст. ст. 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу. Декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным Кодексом России, в письменной, устной и другой форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта.
В таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде) о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления, описание упаковок, количество в килограммах, таможенная стоимость (п.п. 4 п. 3 ст. 124 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ при декларировании товаров декларант вправе осматривать и измерять подлежащие декларированию товары, в том числе и для подачи таможенной декларации.
В соответствии со ст. 16, 126, 127 ТК РФ обязанность по совершению таможенных операций для выпуска несет декларант.
Согласно п. 3 ст. 132 ТК РФ с момента принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Кроме того, при ввозе товаров - детские очки из пластика и детские повязки на голову из ткани на таможенную территорию Российской Федерации для подтверждения соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговое деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничение должны быть представлены сертификаты соответствия и санитарно-эпидемиологические заключения.
Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1, 6 и пояснениями к товарной позиции 950300 ТН ВЭД (трехколесные велосипеды самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере ("в масштабе") и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие головоломки всех видов) установлено, что товар - детские очки из пластика, должен классифицироваться в данной товарной позиции.
В соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1, 6 и пояснениями к товарной позиции 6117 ТН ВЭД (принадлежности к одежде трикотажные машинного или ручного вязания готовые прочие; части одежды или принадлежностей к одежде трикотажные машинного или ручного вязания) товар -детские повязки на голову, должен классифицироваться в данной товарной позиции.
Согласно ст. 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Пунктом 1 статьи 13 ТК РФ установлено, что товары, ограниченные к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации, допускаются к ввозу при соблюдении требований и условий, установленных международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статьей 131 ТК РФ предусмотрено, что при декларировании товаров представляются разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Выпуск товаров производится таможенными органами при условии предоставления указанных документов (статья 149 ТК России).
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 27.10.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляется сертификат соответствия.
Для целей таможенного оформления продукции списки указанной выше продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Перечню товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. N 1013 (в редакции от 05.08.2009 г.), товары для детей, в том числе игрушки и одежда детская подлежат обязательной сертификации.
В утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и согласованный с ФТС России Список товаров, для которых требуется подтверждение обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации (письмо ФТС России от 19.12.2009 N 06-73/44906 (в редакции от 19.01.2009), включены товары - игрушки и предметы одежды и принадлежности к одежде трикотажные машинного вязания для детей.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации и предназначенная для реализации населению, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам.
Как правильно указал суд первой инстанции, список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения при таможенном оформлении, утвержден Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей (письмо ФТС России от 27.03.2008 N 01-11/11534).
В данный список включены такие товары, как игрушки и принадлежности к одежде трикотажные машинного или ручного вязания готовые.
Вместе с тем, требования таможенного законодательства Российской Федерации обществом выполнены не были.
В ГТД N 10009131/150110/0000068 не были заявлены сведения о следующих товарах: заколки - 73200 шт., резинки - 99600 шт., сумочки - 2400 шт., ободки - 1200 шт., часы с цифровой индикацией времени - 1200 шт., детские очки из пластика -1200 шт., детские повязки на голову из ткани - 2400 шт.
Кроме того, в отношении товара - детские очки из пластика и детские повязки на голову из ткани ЗАО "Юнитрейд" не были соблюдены установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и неносящие экономического характера запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выразившиеся в виде непредставления таможенному органу сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается ГТД N 10009131/150110/0000068, актом таможенного досмотра N 10009131/180110/000019, протоколом изъятия вещей и документов от 10.02.2010 г., заключением эксперта автономной некоммерческой организации "Союзэкспертиза" N 026-06-00443 от 16.03.2010 г., а также другими материалами, находящимися в деле об административном правонарушении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции считает, что обществом могло реализовать свое право предварительного осмотра подлежащих декларированию товаров до подачи ГТД и выявить несоответствие как в наименовании, так и в количестве перемещенного в его адрес товара, с тем, чтобы обратиться в таможенные органы за получением разъяснений по классификации перемещенных товаров в соответствии с ТН ВЭД России, принять меры к получению необходимых разрешительных документов - сертификата соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения на товар "очки детские" и "повязки на голову трикотажные", - и в полном объеме заявить достоверные сведения о нем в ГТД N 10009131/150110/0000068, однако такое право ЗАО "Юнитрейд" реализовано не было, т.е. общество не проявило ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил в соответствии с положениями ТК РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что общество совершило административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями настоящего Кодекса и рассмотрение дел которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. При этом, если указанными санкциями предусматривается назначение административной наказания в виде административного штрафа, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении.
Согласно ч. 2 ст. 27.11 КоАП России стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.
Принимая во внимание, что оцениваемый товар был ввезен в Московский регион, в котором сформирована рыночная ценовая политика на эти товары, то в действиях эксперта, указавшего стоимость товара в г. Москве, нарушений требований действующего законодательства не установлено.
Таим образом, материалами дела подтверждается, что таможенный орган правомерно пришел к выводу, что в действиях общества содержатся составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 16.2, ч.1 ст.16.3 КоАП РФ.
Размер ответственности в рассматриваемом случае административным органом определен правильно, с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не пропущен, процессуальный порядок привлечения к административной ответственности, предусмотренный КоАП РФ, соблюден.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.08.2010 г. по делу N А40-76808/10-92-404 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-76808/10-92-404
Истец: ЗАО "Юнитрейд"
Ответчик: Цетнральная акцизная таможня РФ
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22735/2010