Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2010 г. N 09АП-23105/2010
г. Москва |
|
02.11.2010 г. |
Дело N А40-175188/09-139-1242 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.10.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.11.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Пронниковой Е.В., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Яцевой В.А., Титаренковым B.C.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.07.2010 г.
по делу N А40-175188/09-139-1242, принятое судьей Корогодовым И.В.,
по заявлению ООО "Лузский лесопромышленный комплекс"
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
третье лицо ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат"
о признании незаконными действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Полушин П.И. по доверенности от 10.02.2010 г., Паникаровская В.Н. по доверенности от 26.10.2010 г., Тарасова И.Е. по доверенности от 26.10.2010 г.
от ответчика: Артемова Р.С. по доверенности от 21.09.2010 г.
от третьего лица: Перминов В.А. по доверенности от 09.11.2009 г., Бутузова М.М. по доверенности от 22.10.2010 г.
УСТАНОВИЛ
ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) (далее - ответчик) по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.06.2009 г. N 01/001/2009-052 о регистрации за ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" права собственности на предприятие как имущественный комплекс (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество "Лузский лесопромышленный комбинат", назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г. Луза, пл. Труда, д.1 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением от 19.07.2010 г. суд удовлетворил заявленные требования, мотивировав свои выводы тем, что оспариваемые по делу действия регистрирующего органа являются не законными, не соответствуют Федеральному закону от .07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Росреестр обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на представление ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" к государственной регистрации всех необходимых документов, предусмотренных п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Ссылается на то что, основания для внесения записей в ЕГРП о прекращении прав без соответствующих заявлений сторон Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Правилами ведения ЕГРП не предусмотрены.
Не согласившись с принятым решением, третье лицо - ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что факт передачи недвижимого имущества в качестве вклада в уставной капитал нового юридического лица сам по себе не порождает у него права собственности на это имущество, так как новому лицу не перешел титул собственника.
В судебном заседании представитель ответчика доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что при государственной регистрации права собственности на предприятие как имущественного комплекса ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" сведения относительно имущества были представлены заявителем в полном объеме, государственная регистрация произведена на законных основаниях. Пояснил, что основания для внесения записей в ЕГРП о прекращении прав без соответствующих заявлений сторон Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и правилами ведения ЕГРП не предусмотрены. Указал, что заявления о государственной регистрации договора, перехода и права собственности на предприятие как имущественного комплекса ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" в Росреестр не поступало.
В судебном заседании представитель третьего лица доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований. Указал, что факт передачи недвижимого имущества в качестве вклада в уставной капитал нового юридического лица сам по себе не порождает у него права собственности на это имущество, так как к новому лицу не перешел титул собственника. Пояснил, что при сохранении правообладателем ранее возникшего права в неизменном виде оно признается без соответствующей регистрации, но в случае вовлечения объекта недвижимости в гражданский оборот регистрация ранее возникшего права обязательна, как и регистрация последующего права собственности приобретателя, следовательно, возникшее до вступления в действие Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности ответчика на указанное здание признавалось юридически действительным до момента вовлечения его в гражданский оборот, при передачи имущества ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" в уставной капитал заявителя после вступления названного Закона в силу обязательна как регистрация права собственности ответчика, так и переход права к истцу.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать. Указывает, что с момента передачи имущества ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" в уставной капитал ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" во исполнение решения собрания кредиторов комбината от 16.08.2006 г. право собственности на имущество перешло от комбината к комплексу. Считает, что регистрация права собственности ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" на предприятие как имущественный комплекс произведена незаконно, в нарушение требований, установленных п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, решением Арбитражного суда Кировской области от 15.06.2006 г. по делу N А28-413/2005-375/24 ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.
16.08.2006 г. собранием кредиторов ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" принято решение о создании на базе имущества ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" и внесении в уставной капитал вновь создаваемого общества имущества должника по утвержденному перечню имущества, в том числе 25 спорных объектов недвижимости.
07.09.2006 г. между ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" и ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" подписан акт приемки-передачи имущества и имущественных прав, вносимых в уставный капитал ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" и передачи имущества.
12.09.2006 г. ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" зарегистрировано в качестве юридического лица и впоследствии реорганизовано в ООО "Лузский лесопромышленный комплекс".
22.09.2009 г. ООО "Лузский лесопромышленный комплекс" из письма Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области стало известно о том, что ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" зарегистрировало право собственности на предприятие (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество "Лузский лесопромышленный комбинат", назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г.Луза, пл.Труда, д.1) как имущественный комплекс.
Как следует из выписки Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.09.2009 г. за N 01/001/2009-049, Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии за правообладателе ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" зарегистрировано право собственности на предприятие как имущественный комплекс, условный номер: 00-00-01-001/2009-052, в состав которого вошло 25 объектов недвижимости, переданных 07.09.2009 г. по акту приема-передачи имущества и имущественных прав ОАО "Лузский лесопромышленный комплекс" в качестве вклада в уставной капитал вновь созданного общества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения кооператива в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок на обращение в суд заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оснований для государственной регистрации, подтверждающих наличие, возникновение прав на недвижимое имущество у ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" не имеется.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 35-4 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 г. N 219 (далее - Правила ведения ЕГРП) документами-основаниями для предприятия указываются документы, удостоверяющие его состав и стоимость, в том числе акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.
Судом апелляционной инстанции установлено, что право собственности ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" на предприятие как имущественный комплекс ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" было зарегистрировано на основании Аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию о составе и балансовой стоимости основных средств ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" по состоянию на 15.05.2009 г. от 20.05.2009 г. N 29, промежуточного ликвидационного баланса от 12.05.2009 г., инвентаризационной описи основных средств N 001 от 08.05.2009 г.
Как следует из положений п. 1 ст. 4, п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 13, а также абз. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", до государственной регистрации права на предприятие обязательной государственной регистрации подлежит:
-право на входящий в состав предприятия объект недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на который оформлены после введения в действие Закона о регистрации;
-право на данный объект недвижимого имущества, возникшее до введения в действие Закона о регистрации, при проведении государственной регистрации возникших после введения в действие Закона о регистрации перехода данного права на предприятие, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие Закона о регистрации сделки с предприятием.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объекты недвижимого имущества, входящие в состав предприятия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) по месту на нахождения данных объектов в порядке, установленном Законом о регистрации.
В связи с указанным, если предприятие отвечает признакам, указанным в ст. 132 ГК РФ, наличие либо отсутствие признаков недвижимости у отдельных объектов, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, само по себе не влияет на установленную Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязанность государственной регистрации права собственности на предприятие.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области, в ЕГРП содержатся сведения о государственной регистрации права собственности ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" на 25 объектов недвижимости, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса.
Как следует из пункта 35-2 Правил ведения ЕГРП, в графе "Состав" для предприятия как имущественного комплекса указываются сведения только об объектах недвижимого имущества, входящих в состав данного предприятия.
Судом апелляционной инстанции установлено, что заявления о государственной регистрации договора, перехода и права собственности на предприятие как имущественный комплекс ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" в Росреестр не поступало.
Следовательно, при государственной регистрации права собственности на предприятие как имущественного комплекса ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" сведения относительно имущества, в том числе зарегистрированных имущественных прав, входящих в состав предприятия, представлены заявителем в полном объеме, государственная регистрация произведена на законных основаниях.
При этом основания для внесения записей в ЕГРП о прекращении прав без соответствующих заявлений сторон Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Правилами ведения ЕГРП не предусмотрены.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что согласно абзацу второму п. 2 ст. 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" наличие судебного спора о зарегистрированном праве не является основанием ни для отказа даже в государственной регистрации перехода данного права и (или) сделки с объектом недвижимого имущества, ни для о государственной регистрации права.
В соответствии с абзацами 4 и 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если, документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если, не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом, для государственной регистрации прав.
Указанный в статье 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является исчерпывающим.
В рассматриваемом случае заявителем представлены на государственную регистрацию права собственности общества все необходимые и надлежащие документы, в соответствии с требованиями Федерального закона, в связи с чем у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество не имелось, обратного заявителем не доказано и из материалов дела не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о том, что факт передачи недвижимого имущества в качестве вклада в уставной капитал нового юридического лица сам по себе не порождает у него права собственности на это имущество, так как новому лицу не перешел титул собственника, не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку в рамках настоящего дела оспариваются действия Росреестра по внесению в ЕГРП записи о регистрации права собственности на предприятие как имущественный комплекс, а не наличие или отсутствие у предприятия права собственности на спорное имущество.
Согласно ч. 3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении требований ООО "Лузский лесопромышленный комбинат" о признании незаконными действий Росреестра по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.06.2009 г. N 01/001/2009-052 о регистрации за ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат" права собственности на предприятие как имущественный комплекс (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество "Лузский лесопромышленный комбинат", назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г. Луза, пл. Труда, д.1, следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 июля 2010 года по делу N А40-175188/09-139-1242 отменить.
Отказать в признании незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи от 17.06.2009 N 01/001/2009-052 о регистрации за открытым акционерным обществом "Лузский лесопромышленный комбинат" права собственности на предприятие как имущественный комплекс (условный номер предприятия: 00-00-01-001/2009-052, наименование: Открытое акционерное общество "Лузский лесопромышленный комбинат", назначение: осуществление предпринимательской деятельности, адрес предприятия: Кировская область, Лузский район, г.Луза, пл.Труда, д.1).
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175188/09-139-1242
Истец: ООО "Лузский лесопромышленный комплекс", ООО "Лузский лесопромышленный комплекс"
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадаста и картографии РФ
Третье лицо: ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат", ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат", ОАО "Лузский лесопромышленный комбинат"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6870/11
23.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6870/11
21.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/193-11
02.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23105/2010