Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2010 г. N 09АП-23271/2010
г. Москва |
N 09АП-23271/2010-ГК |
29 сентября 2010 г. |
Дело N А40-31961/10-61-249 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Седова С.П.,
судей: Семикиной О.Н., Лящевского И.С.,
при ведении протокола судебного заседания председательствующим - судьей Седовым С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.07.2010 г.
по делу N А40-31961/10-61-249, принятое судьей Зверевой О.Н.,
по иску ООО "Трансойл"
к ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации"
о взыскании неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
от истца: Семенова Т.К. по доверенности от 31.12.2009 г.,
от ответчика: Литаренко Н.В. по доверенности от 09.04.2010 г. N 1834-ю,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Трансойл" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 2.019.480 руб. 08 коп., излишне уплаченных за оказанные услуги в связи с неправильным применением ответчиком налоговой ставки по НДС.
Решением от 02.07.2010 г. исковые требования удовлетворены.
Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции, обратился с апелляционной жалобой, в которой, просит его отменить и отказать в удовлетворении исковых требований. Как указано в жалобе, условиями договора между Истцом и ФГП ВО ЖДТ России определена ставка НДС 18% поэтому ее применение является правомерным. Истец не представил документы, предусмотренные ст. 165 НК РФ, поэтому ответчик не мог применить налоговую ставку 0%. На момент оказания услуги отсутствовали ж.д. накладные, а следовательно у ответчика отсутствовали основания для выставления счетов-фактур с нулевой ставкой НДС.
В отзыве на жалобу истец возражает против ее доводов, указывая на то, что решение является законным и обоснованным.
В судебном заседании апелляционного суда стороны поддержали свои правовые позиции.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным, а основания для его отмены или изменения отсутствуют.
К указанным выводам апелляционный суд пришел на основании следующих обстоятельств и норм права.
30 декабря 2008 г. между ООО "Трансойл" и Федеральным государственным Предприятием "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП ВО ЖДТ России) заключен договор N УВО-1779 на оказание услуг по сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами в пути следования при перевозке Железнодорожным транспортом (далее - Договор).
В соответствии с указанным договором ФГП ВО ЖДТ России оказывает ООО "Трансойл" услуги по сменному сопровождению и охране вагонов (контейнеров) с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом по территории РФ.
В соответствии с п. 4.1.2. Договора ООО "Трансойл" производит оплату оказываемых ФГП ВО ЖДТ России услуг путем авансового перечисления денежных средств на расчетный счет ФГП ВО ЖДТ России.
ФГП ВО ЖДТ России ежемесячно выставляет ООО "Трансойл" Акт сдачи-приемки оказанных услуг по Договору с приложением к нему Реестра перевозочных документов по форме согласованной в Приложении N 5 к Договору (далее - Реестр). В Реестре отражается информация об отправленных в отчетном периоде (календарном месяце) вагонах с грузами, в том числе вид перевозки - экспорт, внутренний рынок (п. 4.1.3. Договора).
На основании Акта сдачи-приемки оказанных услуг ФГП ВО ЖДТ России выставляет ООО "Трансойл" счет-фактуру.
В июне 2009 года в рамках Договора ФГП ВО ЖДТ России были оказаны ООО "Трансойл" услуги по сменному сопровождению и охране вагонов с грузами в пути следования, перевозимых железнодорожным транспортом. Факт оказания услуг подтверждается Актом дачи-приемки оказанных услуг от 30.06.2009г. с приложением Реестра.
Оплата услуг произведена ООО "Трансойл" в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями N N 121, 122, 123 (с/ф уп21.0-00001184).
При этом ФГП ВО ЖДТ России в отношении услуг по сопровождению и охране была исчислена сумма НДС, предъявлявшаяся ООО "Трансойл" вместе с суммой самой платы за эти услуги, исходя из ставки 18 процентов.
Однако, исходя из сведений, содержащихся в Реестре, которые в свою очередь подтверждаются железнодорожными накладными, ФГП ВО ЖДТ России были оказаны услуги по сопровождению и охране, в том числе в отношении грузов перевозимых в режиме "экспорт".
Указанные перевозки были осуществлены со станции Брянск-Восточный Московской железной дороги, а также станции Никольское Юго-Восточной железной дороги, Комбинатская Западносибирской железной дороги, Кириши Октябрьской железной дороги.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) при реализации услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, налогообложение по НДС производится по ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Данное положение распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
Исходя из буквального толкования указанной нормы НК РФ, реализация таких услуг подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов, если услуги оказываются в отношении товаров, экспортируемых за пределы Российской Федерации.
Для целей обложения НДС товар считается экспортируемым с момента его помещения од таможенный режим экспорта (ст. 164 НК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 157 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Подпунктом 23 пункта 1 статьи 11 ТК РФ установлено, что выпуск товаров - это действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.
Следовательно, товар считается помещенным под таможенный режим экспорта со дня проставления таможенным органом на представленной декларантом грузовой таможенной декларации (временной грузовой таможенной декларации) отметки "выпуск разрешен".
Прием под охрану вагонов с грузами производился после оформления таможенных деклараций, соответственно, помещения грузов (товаров) под таможенный режим экспорта и их выпуска таможенными органами, что подтверждается штампами таможенного органа "Выпуск разрешен" на перевозочных документах и таможенных декларациях либо отметками о номерах таможенных деклараций в перевозочных документах (в случае перевалки груза с трубопроводного на железнодорожный транспорт).
ФГП ВО ЖДТ России располагало сведениями об экспортном характере перевозки груза, соответствии с п. 2.2. Приложения N 2 к Договору "Порядок передачи вагонов, контейнеров с грузами между Заказчиком и Охраной" при международных перевозках на экспорт вагоны с грузами принимаются для охраны после оформления перевозочных документов.
Таким образом, в момент оказания услуг по сопровождению и охране груз уже считался экспортируемым.
В соответствии с нормами действующего законодательства ФГП ВО ЖДТ России не праве изменять установленную законом ставку налога.
Как было указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5.05.2007 N 372-О-П, а также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.04.2009 N 5318/08, налоговая ставка, в том числе нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость, является обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ), и налогоплательщик не может произвольно ее применять (изменить ее размер в большую или меньшую сторону) или отказаться от ее применения.
Довод Ответчика о том, что условиями договора между Истцом и ФГП ВО ЖДТ России определена ставка НДС 18%, не может быть признан правомерным, поскольку определение ставок по налогам относится к сфере публичных отношений, а не гражданско-правовых, и они не могут быть изменены соглашение сторон при заключении договора.
Довод ответчика о том, что при отсутствии документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, он не мог применить налоговую ставку 0% необоснован. Действительный правовой смысл ст. 165 НК РФ, а также системный анализ ст.ст. 165, 167, 171, 172, 176 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что представление налогоплательщиком в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, является, в сущности, не условием применения ставки НДС 0 процентов (в данном контексте следовало бы признать нулевую ставку НДС льготой, которая может использоваться налогоплательщиком произвольно ввиду, например, нежелания собирать и представлять документы), а элементом порядка обложения налогом на добавленную стоимость "экспортных" товаров (работ, услуг), и в особенности, применения налоговых вычетов в отношении этих операций, а также возмещения НДС из бюджета.
Также нельзя согласиться с доводом Ответчика о том, что у него на момент оказания услуги отсутствовали ж.д. накладные, а следовательно отсутствовали основания для выставления счетов-фактур с нулевой ставкой НДС.
ФГП ВО ЖДТ России ежемесячно выставляет ООО "Трансойл" Акт сдачи-приемки оказанных услуг по Договору с приложением к нему Реестра перевозочных документов по форме согласованной в Приложении N 4 к Договору (далее - Реестр). В Реестре отражается информация об отправленных в отчетном периоде (календарном месяце) вагонах с грузами, в том числе вид перевозки - экспорт, внутренний рынок (п. 5.1.3. Договора).
На основании Акта сдачи-приемки оказанных услуг ФГП ВО ЖДТ России выставляет ООО "Трансойл" счет-фактуру.
Вагоны с грузами принимаются для охраны после оформления перевозочных документов, что установлено п. 7.4.3. Договора
Таким образом, на момент оказания услуг Ответчик располагает сведениями, о том, что им оказывается услуга в отношении грузов перевозимых на экспорт.
Услуги ФГП ВО ЖДТ России по сопровождению груза, помещенного под таможенный режим экспорта, подлежали налогообложению по ставке 0%, в связи с чем у ответчика не было права на определение стоимости услуг включая НДС 18%, следовательно, плата за услуги в части перечисления НДС 18%, является излишне уплаченной и в соответствии со статьей 1102 ГК РФ подлежит возврату.
В соответствии с п. 3 ст. 1103 ГК РФ к требованиям одной стороны в обязательстве к другой стороне о возврате исполненного в связи с этим обязательством подлежат применению правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, если иное не установлено РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений.
Поскольку особых правил о возврате излишне уплаченных сумм по договору об оказании услуг законодательство не предусматривает и из существа рассматриваемых отношений невозможность применения правил о неосновательном обогащении не вытекает, следовательно, к спорным правоотношениям должны быть применены положения ст. 1102 ГК РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются между сторонами в соответствии со ст. 110 АПК РФ, главой 25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.07.2010г. по делу N А40-31961/10-61-249 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.П. Седов |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-31961/10-61-249
Истец: ООО "Трансойл"
Ответчик: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ"