г. Москва |
Дело N А40-6723/10-149-104 |
26 октября 2010 г. |
N 09АП-24615/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: Бекетовой И.В., Москвиной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,
при участии:
от заявителя: адвокат Чугунов С.В. по дов. от 15.01.2009 N 007, удостоверение N 9917;
от ответчика: Ходаковский А.В. по дов. от 24.11.2009, паспорт 46 03 423967;
от третьих лиц:
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Росреестра по Москве и Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 августа 2010 г.
по делу N А40-6723/10-149-104 судьи Кастальской М.Н.
по заявлению Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской религиозная организация Российская церковь Христиан веры евангельской
к Управлению Росреестра по Москве
третьи лица: 1)Совхоз имени Моссовета, 2)Департамент имущества города Москвы, 3)Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, 4)ТУ Росимущества в г. Москве
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности от 13.11.2009 N 12/013/2009-115, 116, 121
УСТАНОВИЛ
Централизованная религиозная организация Российская Церковь Христиан веры евангельской (далее - Заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с учетом уточненных требований с заявлением о признании незаконными и нарушающими права Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6 (N 12/012/2009-716, 12/012/2009-893, 12/012/2009-896, 12/013/2009-115, 12/013/2009-116, 12/013/2009-121 от 13.11.2009); обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить допущенные нарушения прав Централизованной религиозной организации Российская Церковь Христиан веры евангельской путем государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: Москва, ул.Оренбургская, д.10А, стр.1,2,3,4,5,6.
Решением суда от 02.08.2010 заявленные требования удовлетворены. Также суд обязал Управление Росреестра по г.Москве в месячный срок со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В решении суд указал на отсутствие законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на нежилые помещения, поскольку заявитель представил на регистрацию необходимые документы, предусмотренные нормами действующего законодательства.
Управление Росреестра по Москве и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не согласились с решением суда и обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности соответствует действующему законодательству и не нарушает прав заявителя. Указал, что заявитель не представил правоустанавливающих документов. Полагает, что свидетельство о праве собственности не подтверждает ранее зарегистрированного права. Также не представлены документы, свидетельствующие о приобретении в собственность недвижимого имущества. Пояснил, что представленное заявителем свидетельство удостоверяет факт регистрации, а не является основанием для регистрации права. Поддержал апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Представитель заявителя в судебном заседании и в отзыве на апелляционные жалобы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать. Считает, что оспариваемый отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости является незаконным и нарушает права заявителя. Полагает, что заявителем были представлены все необходимые документы для регистрации права собственности. Указал, что представленное на регистрацию свидетельство подтверждает права заявителя на имущество и является основанием для государственной регистрации. При получении представленного свидетельства была проверена законность совершенной сделки по отчуждению имущества в пользу заявителя.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав доказательства по делу, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела, Заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями о государственной регистрации ранее возникшего (до 31.01.1998) права собственности на объект недвижимости по адресу г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А, с.1, 2, 3, 4, 5, 6.
Решением Управления от 13.11.2009, оформленным письмами N 12/013/2009-115, 116, 121, 12/012/2009-896, 12/012/2009-893, 12/012/2009-716, в регистрации права собственности отказано на основании абз.4 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что в соответствии с представленными в качестве оснований для регистрации договором от 10.06.1992 N120 и Актом передачи здания от 28.07.1992 Российской Церкви Христиан веры евангельской было передано в пользование недвижимое имущество по адресу: ул.Оренбургская, д.10А, однако документы, свидетельствующие о приобретении Российской Церковью христиан веры евангельской в собственность данного недвижимого имущества не представлены.
Кроме того, регистрирующий орган указал на то, что свидетельство на право собственности от 20.01.1994 серия АП N 00-00035/20.01.94, выданное Комитетом по управлению имуществом Москвы, также не может быть рассмотрено в качестве правоустанавливающего документа.
Статья 20 Федерального закона от 21.07.0997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым в государственной регистрации прав на недвижимое имущество может быть отказано.
В том числе абз.4 п.1 ст.20 указанного Федерального закона предусматривает, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, у регистрирующего органа отсутствовали предусмотренные Федеральным законом "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на указанные выше нежилые помещения.
В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.0997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для регистрации.
Согласно абз.3 п.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.0997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 21.07.0997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу указанного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 10.06.1992 заявитель заключил с Совхозом имени Моссовета договор о передаче здания СПТУ по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д.10А за плату и о праве пользовании земельным участком, расположенным в г.Москве N 120, в соответствии с которым Совхоз передал Церкви за плату здание СПТУ, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Оренбургская, д. 10А, общей стоимостью пятнадцать миллионов рублей, на основании чего между указанными лицами 28.07.1992 был подписан акт передачи здания, и здание было передано Церкви.
Довод Федерального агентства по управлению государственным имуществом о том, что заявителем не представлены в материалы дела документы, свидетельствующие об оплате по договору от 10.06.1992 N 120, является не состоятельным, поскольку, в соответствии с актом передачи здания от 28.07.1992 обязанности по договору исполнены сторонами этого договора в полном объеме.
Согласно п.5 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории Москвы и государственной регистрации имущественных прав" считать действующими и не требующими переоформления ранее выданные Фондом имущества Москвы Свидетельства на право собственности на здания, сооружения и нежилые помещения, право собственности на которые возникло в результате приватизации (выкупа) государственной или муниципальной собственности в установленном законом и нормативными актами порядке.
Кроме того, в п.6 Постановления Правительства Москвы от 25.04.1994 N 58 "О формировании реестра собственности на территории г.Москвы" указано, что в целях упорядочения процесса учета и разграничения прав собственности на нежилые помещения, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов" от 05.11.1993 N 116, Комитету по управлению имуществом г.Москвы вносить в реестр государственной собственности г.Москвы как отдельные объекты учета следующие нежилые помещения (независимо от ведомственной принадлежности предприятий, на балансе которых они находятся), в том числе, находящиеся на балансе приватизируемых предприятий оздоровительные детские сады и лагеря, объекты и учреждения здравоохранения, объекты инженерной инфраструктуры (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов (по месту расположения).
Согласно Распоряжению Мэра Москвы от 23.12.1993 N 754-РМ "Об утверждении положения о Комитете по управлению имуществом Москвы", действовавшему в момент спорных отношений, Комитет по управлению имуществом Москвы (далее - Москомимущество) является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению объектами государственной собственности Москвы и межотраслевую координацию в процессе приватизации и управления государственной собственностью. В силу возложенным полномочий Москомимущество управляет и распоряжается в установленном порядке объектами государственной собственности на территории г.Москвы и собственности г.Москвы, находящейся за ее пределами; оформляет закрепление государственного и муниципального имущества, находящегося в собственности г.Москвы, в хозяйственное ведение и оперативное управление, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении; организует продажу недвижимости, находящейся в собственности г.Москвы, юридическим лицам; ведет реестр федерального, государственного, муниципального и частного недвижимого имущества на территории г.Москвы; оформляет документы, связанные с изменением имущественных прав и обязанностей в отношении государственного и муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного 20.01.1994 заявитель получил Свидетельство на право собственности серии АП N 00-00035/20.01.94, то есть право собственности было официально признано, уполномоченным на то государственным органом Комитетом по управлению имуществом Москвы (Москомимуществом).
Таким образом, до введения в действие Закона о регистрации, право собственности заявителя на спорный объект недвижимого уже было зарегистрировано Комитетом по управлению имуществом Москвы, что подтверждается вышеуказанным свидетельством о внесении в реестр собственности на территории г.Москвы. Указанная регистрация в соответствии с п.8 Постановления Правительства Москвы от 18.04.1995 N 327 "О разграничении государственной собственности на территории г.Москвы и государственной регистрации имущественных прав", п.1 ст.6 Закона о регистрации является юридически действительной, то есть подтверждает наличие у субъекта регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что представленное на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа свидетельство серии АП N 00-00035/20.01.94, является документом, подтверждающими ранее возникшее право собственности заявителя на объект недвижимого имущества.
При указанных обстоятельствах требования Общества о признании незаконным решения ответчика и обязании его произвести государственную регистрацию права удовлетворены судом правомерно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2010 г. по делу N А40-6723/10-149-104 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
Л.А. Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-6723/10-149-104
Истец: Центральная религиозная организация Российская церковь Христиан веры евангельской, Центральная религиозная организация Российская церковь Христиан веры евангельской
Ответчик: Управление Росреестра по Москве
Третье лицо: Совхоз им. Моссовета, Департамент имущества города Москвы, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
12.07.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7109/11
20.06.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7109/11
26.05.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7109/11
27.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24615/2010