г. Москва |
Дело N А40-67725/10-92-332 |
26 октября 2010 г. |
N 09АП-24745/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.10.2010.
Постановление в полном объеме изготовлено 26.10.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: Гончарова В.Я., Якутова Э.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.08.2010
по делу N А40-67725/10-92-332 судьи Уточкина И.Н.,
по заявлению ООО "Система-Лизинг"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
об оспаривании решения от 01.03.2010 N 33-5ТЗ-104/10-104,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Гуннова В.Ю. по доверенности от 27.09.2010 N 58, паспорт 69 03 896404,
представителей ответчика Абдульмяновой Г.Х. по доверенности от 10.02.2010 N ЗЗ-и-211/10, удостоверение N 920, Краузова Р.А. по доверенности от 28.12.2009 N ЗЗ-и-3048/9, удостоверение N 610,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 26.08.2010, принятым по настоящему делу, удовлетворено заявление ООО "Система-Лизинг" о признании недействительным решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 01.03.2010 N 33-5ТЗ-104/10-104 об отказе в предоставлении (оформлении) в собственность ООО "Система-Лизинг" земельного участка кадастровый номер 77:03:06009:026 общей площадью 820 кв.м. по адресу: Москва, ул.1-я Владимирская, вл.26А. Суд также обязал Департамент земельных ресурсов г.Москвы издать распорядительный акт о предоставлении (оформлении) в собственность ООО "Система-Лизинг" земельного участка кадастровый номер 77:03:06009:026 общей площадью 820 кв.м. по адресу: Москва, ул.1-я Владимирская, вл. 26А в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным, поскольку заявителем в департамент представлены все необходимые документы в точном соответствии с перечнем документов, указанных в приложении к приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
Не согласившись с данным решением, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным. Указал, что арендатором не исполнен п.4.4 договора аренды земельного участка, согласно которому он был обязан в течение года снести находящееся на земельном участке металлическое ограждение и благоустроить территорию.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании возражал против изложенных в ней доводов и требований, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на то, что отказ ответчика в предоставлении (оформлении) в собственность земельного участка является незаконным. Приводит доводы о том, что невыполнение одним юридическим лицом - ООО "Система" условий п.4.4 данного договора, не является основанием для отказа другому юридическому лицу - ООО "Система-Лизинг" в оформлении в собственность указанного земельного участка.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником капитального нежилого здания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.06.2008 77АЖ 968423, расположенного на земельном участке по адресу: г.Москва, ул.Владимирская 1-я, вл.26А, с кадастровым номером 77:03:06009:026.
ООО "Система-Лизинг" обратилось в Департамент земельных ресурсов г.Москвы с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:03:06009:026, расположенный по адресу: г.Москва, ул.Владимирская 1-я, вл.26А.
По результатам рассмотрения заявления Территориальным управлением в Восточном административном округе Департамента земельных ресурсов г.Москвы вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Система-Лизинг", оформленное письмом от 01.03.2010 N 33-5Т3-104/10-104 (л.д.11).
Указанный отказ мотивирован тем, что земельный участок площадью 820 кв.м., расположенный по адресу г.Москва, ул.Владимирская 1-я, д.26А был предоставлен ООО "Система" по договору аренды от 31.10.2005 N М-03-025456 сроком действия до 28.02.2030 для эксплуатации административно-хозяйственного здания. На основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 190-03/-07 от 15.03.2007, дополнительного соглашения от 18.03.2008 к нему, заключенному между ООО "Система" и ООО "Система-Лизинг", последнему перешло право собственности на здание площадью 836 кв.м. по адресу: г.Москва, ул.Владимирская 1-я, д.26А.
При этом в соответствии с п.4.4 раздела 4 "Особые условия" договора аренды от 31.10.2005 N М-03-025456 арендатор - ООО "Система" в течение года был обязан снести металлическое ограждение и благоустроить территорию.
В связи с тем, что условия договора выполнены не были, проект распорядительного документа о предоставлении ООО "Система-Лизинг" земельного участка в собственность Префектурой Восточного административного округа г.Москвы не согласован.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности данного отказа.
Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения" установлен исчерпывающий перечень документов, прикладываемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания строения, сооружения.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно ст.29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города осуществляет город Москва в лице его Правительства, уполномоченного им органа исполнительной власти города Москвы, в данном случае - Департамента земельных ресурсов города Москвы, в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно ст.8 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, собственность гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков.
В настоящем случае из представленных доказательств следует, что к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка от 20.04.2009 N 52 Обществом были приложены все необходимые документы в точном соответствии с перечнем документов, указанных в приложении к вышеупомянутому Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
Данное обстоятельство ответчиком не отрицается и не оспаривается.
В силу п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, изъятым из оборота или ограниченных в обороте, содержится в п.п.2, 4 ст.27 Земельного кодекса РФ и является исчерпывающим.
Ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте, а также является зарезервированным для государственных и муниципальных нужд.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что ООО "Система", являющимся арендатором указанного земельного участка не выполнены условия договора аренды в части сноса металлического ограждения и благоустройства территории, не принят апелляционным судом как необоснованный.
Реализация установленного Земельным кодексом РФ исключительного права на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий на праве собственности ООО "Система-Лизинг" объект недвижимого имущества, не может быть поставлена в зависимость от выполнения заявителем условий договора аренды, заключенного с иным юридическим лицом.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что ООО "Система-Лизинг" при наличии действующего договора аренды земельного участка от 31.10.2005 N М-03-025456, заключенного ответчиком с ООО "Система", реализовало исключительное право на оформление земельно-правовых отношений, не подтверждает обоснованность его правовой позиции, поскольку указанное обстоятельство не исключает права Общества на приобретение земельного участка в собственность.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильно установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Поскольку у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в предоставлении (оформлении) в собственность ООО "Система-Лизинг" спорного земельного участка, представляется законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о необходимости признания недействительным оспариваемого решения Департамента земельных ресурсов г.Москвы от 01.03.2010.
Соответственно, в силу п.3 ч.5 ст.201 Арбитражного процессуального кодекса РФ является правомерным решение суда и в части обязания Департамента земельных ресурсов г.Москвы издать распорядительный акт о предоставлении (оформлении) в собственность земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.08.2010 по делу N А40-67725/10-92-332 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67725/10-92-332
Истец: ООО "Система-Лизинг", ООО "Система-Лизинг"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы, ТУ Департамента земельных ресурсов города Москвы в ВАО
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24745/2010