Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2010 г. N 09АП-26048/2010
г. Москва |
Дело N А40-58359/10-152-317 |
15 ноября 2010 г. |
N 09АП-26048/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Якутова Э.В., Веклича Б.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Меркурий+"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2010
по делу N А40-58359/10-152-317 судьи Рогова А.Н.
по заявлению ООО "Меркурий+"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
об оспаривании решения и действий государственного органа
при участии:
от заявителя: Старобор В.В. по дов. от 01.11.2010, паспорт 12 01 262564
от ответчика: Ущеко С.С. по дов. от 29.10.2010 N 33-И-2535/10, уд. N 105
УСТАНОВИЛ
решением Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2010, принятым по данному делу, отказано в удовлетворении требования ООО "Меркурий+" (далее - заявитель, Общество) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (далее - ответчик, ДЗР г. Москвы) об оспаривании решения ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Василия Петушкова. вл.8 и обязании ТУ в СЗАО ДЗР г. Москвы возобновить исполнение действий по заявлению ООО "Меркурий+" о выкупе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005001:35, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Василия Петушкова, владение 8, поданному ООО "Меркурий+" 10.11.2009 в службу "одною окна" ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы; действий ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы по возврату ООО "Меркурий+" документов, ранее поданных ООО "Меркурий в соответствии с Регламентом ДЗР г.Москвы и по запросам ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы и обязании ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы принять у ООО "Меркурий+" возвращенные ему документы; бездействия ТУ в СЗАО ДЗР г. Москвы, выразившееся в невыполнении работ по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005001:35, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Василия Петушкова, владение 8, с исключением из него береговой полосы и внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета с соответствующей приостановкой срока исполнения до внесения соответствующих изменений и обязании ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы выполнить работы по образованию земельного участка из земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005001:35, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Василия Петушкова, владение 8, с исключением из него береговой полосы и внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета с соответствующей приостановкой срока исполнения до внесения соответствующих изменений.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что отказ ДЗР города Москвы в оформлении земельно-правовых отношений с ООО "Меркурий+" является законным, соответствует нормам и положениям Водного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, ППМ от 30.06.2009 N 643-ПП, приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 307, ППМ от 20.03.2001 N 270-ПП, ППМ от 18.11.2008 N 1058-ПП.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей сторон, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Меркурий+" 10.11.2009 обратилось в службу "одного окна" ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы с заявлением о выкупе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005001:35, расположенного по адресу: г. Москва, ул.Василия Петушкова, владение 8. Вместе с заявлением ООО "Меркурий+" подало в ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы комплект документов, что подтверждается выпиской из электронного журнала регистрации и контроля за обращениями заявителей в службу одного окна регистрационный N 33-5Т8-1044/9-(0)-0 от 10.11.2009 (т. 1 л.д. 10).
ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы 24.12.2009 направило в ООО "Меркурий+" уведомление N 33-5Т8-1044/9-(0)-1, в котором указывало на расхождения в площадях двух зданий, расположенных на земельном участке (строение 2 и строение 21) в выписках из ЕГРП и документах ТБТИ (т. 1 л.д. 11).
ООО "Меркурий+" 29.12.2009 сопроводительным письмом N ПФ-1/618 от 29.12.2009 направило в ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы письма МосгорБТИ об изменении площадей указанных строений (т. 1 л.д. 12).
ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы 12.02.2010 направило ООО "Меркурий+" письмо N 33-5Т8-1044/9-(0)-2 от 05.02.2010 с отказом в выкупе указанного земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка мотивирован тем, что часть запрашиваемого земельного участка расположена в границах береговой полосы (т. 1 л.д. 13).
Согласно данному письму, ООО "Меркурий+" необходимо произвести "переформирование земельного участка (с исключением территории, расположенной в пределах береговой полосы)". Указанным письмом ТУ в СЗАО ДЗР г. Москвы вернуло ООО "Меркурий+" большую часть документов, ранее поданных ООО "Меркурий+" в ТУ в СЗАО ДЗР г. Москвы.
ООО "Меркурий+" направило 18.03.2010 в ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы письмо N ПФ-1/61 от 17.03.2010 с приложением возвращенных ТУ в СЗАО ДЗР г. Москвы документов. Считая данное письмо ответчика не соответствующим нормам Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, ООО "Меркурий+" просило ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы выполнить требования Регламента Департамента земельных ресурсов - выполнить работы по образованию земельного участка с исключением из него береговой полосы и внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета с соответствующей приостановкой срока исполнения до внесения соответствующих изменений. Также, ООО "Меркурий+" выразило свое согласие на проведение указанных работ (т. 1 л.д. 14-16).
Письмом от 13.04.2010 N 33-2Т8-222/10-(0)-1 ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы указало, что ООО "Меркурий+" необходимо самостоятельно обратиться в ГУП НИиПИ Генплана для разработки линии градостроительного регулирования береговой полосы реки Сходни, а также вернуло ООО "Меркурий+" ранее поданные документы (т. 1 л.д. 1).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст.198 АПК РФ, суд первой инстанции обосновано счел соблюденным.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии необходимых условий для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно плану, запрашиваемый земельный участок находится в полосе земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) - реки Сходня. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров (п.6 ст. 6 Водного кодекса РФ).
В соответствии с п. 12 ст. 1 ГрК РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Данное обстоятельство подтверждено отрицательным заключением Москомархитектуры от 20.01.2010 N 001 -02-10821/9-1.
Согласно п. 8 ст.2 8 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участи в составе земель общего пользования.
В силу правовой позиции, изложенной в п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти является обязательным и в случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Из пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
Анализируя порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, суд обоснованно установил, что в соответствии с п. 2 ст. 10 ЗК РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Законом города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", предусмотрено, что решения о предоставлении земельных участков из земель, находящихся в собственности города Москвы, принимаются Правительством Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти города Москвы и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю (ст. ст. 3 - 4). Правомочия собственника земельных участков от имени города Москвы осуществляют Правительство Москвы и уполномоченный им орган исполнительной власти города Москвы в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно пунктам 2.2.3, 2.2.4 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП, Департамент земельных ресурсов города Москвы выполняет в установленном порядке функции уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы при возмездном и безвозмездном предоставлении земельных участков в частную собственность гражданам и юридическим лицам, владеющим этими участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, а также являющихся собственниками зданий (помещений в зданиях) или сооружений, заключает в соответствии с федеральным законодательством договоры купли-продажи, дополнительные соглашения к ним и оформляет акты приема-передачи земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 1.2 указанного Положения Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, законами и иными правовыми актами города Москвы.
Порядок подготовки, согласования и выдачи договора купли-продажи земельного участка с соответствующим правовым актом Департамента земельных ресурсов города Москвы о предоставлении земельного участка определен Регламентом подготовки документов Департаментом земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна" (приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП). Договор купли-продажи земельного участка входит в Единый реестр документов, подлежащих выдаче заявителям на территории города Москвы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями города Москвы в режиме "одного окна".
В соответствии с п. 2 Регламента, определяющего порядок работы службы "одного окна" при приеме заявлений на подготовку и выдачу документов заявителям, заинтересованные лица обращаются в соответствующее (по адресу земельного участка) территориальное подразделение службы "одного окна" Департамента и представляют заявление на подготовку и выдачу запрашиваемого договора и необходимый комплект документов, определенный в Регламентной таблице.
Заявление на оформление договора купли-продажи участка в собственность подается по установленной форме, содержащейся в приложении N 22 к Регламенту, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП, и должно содержать юридический, почтовый адрес организации, наименование банка, расчетный счет, корреспондентский счет, БИК, ИНН, ОКПО, КПП организации. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, также установлен в приложении N 22 к указанному Регламенту и в Приказе Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370, к заявлению должны быть приложены следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящееся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданной в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Исследуя материалы дела, суд правильно установил, что заявитель не приложил к заявлению, поданному в ДЗР полный комплект необходимых документов.
Ввиду отсутствия в ДЗР города Москвы информации о прохождении береговой полосы по границе запрашиваемого земельного участка заявителю было предложено обратиться в ГУП НИиПи Генплана для разработки соответствующих линий градостроительного регулирования.
План линий градостроительного регулирования - один из видов территориальных регламентов и составляет часть градостроительного регламента города Москвы, который содержит все действующие на территории города линии градостроительного регулирования, которые подлежат обязательному использованию при реализации градостроительной деятельности и земельно-правовых отношений (разд. II Положения о порядке установления линий градостроительного регулирования в городе Москве, утв. ППМ от 20.03.2001 N 270-ПП). План линий градостроительного регулирования является исходной информацией для осуществления деятельности в области земельно-правовых отношений (п. 4.12 Положения).
ГУП НИиПИ Генплана Москвы осуществляет учетную регистрацию утвержденного разбивочного чертежа-акта линий градостроительного регулирования и передает уведомления о его утверждении в ГУП ГлавАПУ, ГУП "Мосгеотрест", Москомзем (в настоящее время - ДЗР города Москвы). Копии плана линий градостроительного регулирования передаются пользователям в установленном порядке (п. 4.8, 4.13 Положения).
ГУП НИиПИ Генплана в обязательном порядке согласовывает соответствие линий градостроительного регулирования, содержащиеся в земельно-правовой документации, плану линий градостроительного регулирования.
Кроме того Постановлением правительства г.Москвы от 18.11.2008 N 1058-ПП "Об организации работ по установлению границ водоохранных зон, прибрежных защитных и береговых полос водных объектов в города Москве" функции государственного заказчика по выполнению работ по установлению границ прибрежных и береговых полос возложено на Москомархитектуру, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Довод заявителя о том, что Департамент земельных ресурсов не имел права принимать решение об отказе в приватизации участка, поскольку в соответствии с п. 3.12.3 Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" обращение в НИиПИ Генплана для разработки линии градостроительного регулирования береговой полосы реки Сходни выполняет Департамент земельных ресурсов судом апелляционной инстанции не принимается.
В соответствии с п. 3.12.3 Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год", в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений, если участок может быть предоставлен в частную собственность путем исключения отдельных его частей, не подлежащих приватизации, то в письме указывается, что в случае согласия заявителя Департамент выполняет работы по образованию земельного участка и внесению изменений в сведения государственного кадастрового учета с соответствующей приостановкой срока исполнения до внесения соответствующих изменений. В случае наличия письменного согласия заявителя на оплату геодезических работ специалисты соответствующего подразделения осуществляют действия по образованию земельного участка, который может быть предоставлен в частную собственность.
Как следует из материалов дела, письменного согласия от заявителя на оплату геодезических работ не поступало.
В случае отсутствия письменного согласия заявителя специалисты соответствующего подразделения готовят отказ в предоставлении земельного участка в частную собственность в границах согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка и передают его в службу "одного окна" для направления заявителю.
Таким образом, отказ Департамента земельных ресурсов в оформлении договора купли-продажи земельного участка соответствует нормам Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год".
Поскольку оспариваемые заявителем решение решения ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы об отказе в оформлении договора купли-продажи земельного участка по адресу: г.Москва, ул. Василия Петушкова. вл.8. и обязании ТУ в СЗАО ДЗР г. Москвы возобновить исполнение действий по заявлению ООО "Меркурий+" о выкупе земельного участка с кадастровым номером 77:08:0005001:35. расположенного по адресу: г.Москва, ул. Василия Петушкова, владение 8, поданному ООО "Меркурий+" 10.11.2009 в службу "одного окна" ТУ в СЗАО ДЗР города Москвы; действий ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы по возврату ООО "Меркурий+" документов, ранее поданных ООО "Меркурий в соответствии с Регламентом ДЗР г.Москвы и по запросам ТУ в СЗАО ДЗР г.Москвы является законными, соответствуют действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Нормы процессуального права применены судом первой инстанции правильно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 31.08.2010 по делу N А40-58359/10-152-317 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58359/10-152-317
Истец: ООО "Меркурий+", ООО "Меркурий+"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26048/2010