Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 декабря 2010 г. N 09АП-26455/2010
город Москва |
Дело N А40-4817/10-20-57 |
16.12.2010 |
N 09АП-26455/2010-АК |
резолютивная часть постановления объявлена 14.12.2010.
постановление изготовлено в полном объеме 16.12.2010
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей П.В. Румянцева, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2010
по делу N А40-4817/10-20-57, принятое судьей А.В. Бедрацкой
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АВИОНИКА МАИ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по г. Москве
третье лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару
о признании недействительными решений;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Терещенко А.В. по дов. б/н от 08.11.2010, Голубицкой Е.Б. по дов. б/н от 08.11.2010;
от заинтересованного лица - Егоровой Е.А. по дов. б/н от 11.06.2010, Базановой Е.М. по дов. б/н от 11.01.2010, Мохова П.Е. по дов. б/н от 11.01.2010;
от третьего лица - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АВИОНИКА МАИ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы N 34 по г. Москве от 20.10.2009 N 1083 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в размере 381.215.255 руб., отказа в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета за 3 квартал 2008 в сумме 50.736.515 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 76.243.051 руб., внесения исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета; N 199 об отказе суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета за 3 квартал 2008 в сумме 50.736.515 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 26.04.2010 дело объединено в одно производство с делом N А40-33047/10-99-186 для совместного рассмотрения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.08.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, извещенного о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в порядке ст.ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 17.05.2009 обществом представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2008.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки инспекцией составлен акт от 31.08.2009 N 1628 и приняты решения от 20.10.2009 N 1083 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, N 199 об отказе суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
Решением от 20.10.2009 N 1083 обществу отказано в применении налоговых вычетов по сумме налога предъявленной налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав в сумме 224.160.044 руб., отказано в применении налоговых вычетов по сумме налога, исчисленной с сумм оплаты, частичной оплаты, подлежащей вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказанных услуг) в сумме 207.791.726 руб., доначислен налог на добавленную стоимость за 3 квартал 2008 в сумме 381.215.255 руб., отказано в возмещении налога на добавленную стоимость из бюджета за 3 квартал 2008 в сумме 50.736.515 руб., общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 76.243.051 руб., предложено уплатить сумму неуплаченного налога на добавленную стоимость 381.215.255 руб., штраф, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением от 20.10.2009 N 199 обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 50.736.515 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 14.12.2009 поданная обществом апелляционная жалоба на решение инспекции от 20.10.2009 N 1083 оставлена без удовлетворения, решение инспекции утверждено и признано вступившим в законную силу.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы исходя из следующего.
В апелляционной жалобе инспекция указывает на то, что обществом на момент подписания акта камеральной налоговой проверки не были представлены следующие документы, перечисленные в требовании об их представлении от 19.06.2009 N 18-05/07506: копии полученных счетов-фактур за 3 квартал 2008, копии актов выполненных работ, копии товарных накладных, копии договоров с основными покупателями и продавцами, документы, подтверждающие оплату товаров (работ, услуг) в 3 квартале 2008, документы на складские помещения (договор аренды, платежные поручения на оплату аренды), книга продаж за периоды, в которых сумма полученных авансов включена в оборот по реализации, копии платежных документов на перечисление авансов, по которым произведена отгрузка товаров (услуг) в 3 квартале 2008. Камеральной налоговой проверкой установлены расхождения между данными книги покупок и книги продаж за 3 квартал 2008 с данными налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2008.
Обществом 02.10.2009 представлены копия книги покупок и продаж за 3 квартал 2008 с приложением счетов-фактур, первичных документов.
06.10.2009 при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки налогоплательщик указал причину повторного представления книги покупок и книги продаж за 2008, объясняя данный факт технической ошибкой, а именно, компьютерным сбоем. Однако, дату технического сбоя налогоплательщик затруднился назвать, документальное подтверждение представлено не было. Налогоплательщик пояснил, что в инспекции уже имелись книги покупок и продаж за 3 квартал 2008, запрошенные инспекцией в связи с проведением налоговой выездной проверкой, которая сформирована налогоплательщиком 18.05.2009.
В этой связи, доводы налогоплательщика признаны инспекцией необоснованными, поскольку данные книги покупок оформлены с нарушением правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, дополнительные листы к книге покупок представлены не были.
Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В силу п. 4 ст. 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки. При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены налогоплательщиком в налоговый орган с нарушением сроков, установленных настоящим Кодексом, полученные налоговым органом документы (информация) не будут считаться полученными с нарушением настоящего Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются среди прочих доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов.
С учетом указанных норм налогоплательщик одновременно с возражениями на акт проверки имеет право представить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность своих возражений, а налоговый орган обязан проверить представленные хозяйствующим субъектом возражения и документы и дать им соответствующую правовую оценку.
В соответствии со ст. 88 НК РФ если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок.
В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, возражения налогоплательщика с приложением копий книг покупок и продаж, счетов-фактур, первичных и платежных документов должны быть исследованы налоговом органом в качестве доказательства до принятия оспариваемого решения.
Вместе с тем, данные документы инспекцией не исследовались, решение принято налоговым органом с нарушением вышеуказанных норм Налогового кодекса Российской Федерации.
Как правильно установлено судом первой инстанции, обществом представлены все необходимые документы, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: счета-фактуры, первичные документы (товарные накладные, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ), платежные поручения, выписки из книг продаж за соответствующие налоговые периоды, подтверждающие обоснованность заявленных налоговых вычетов по ранее исчисленному налогу на добавленную стоимость по полученным авансам и предоплатам, договоры с поставщиками. Представленные документы подтверждают обоснованность и правомерность заявленных вычетов.
Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой с соответствии с положениями ст. 146 НК РФ, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6 - 8 ст. 171 НК РФ.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу п. 8 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). П. 6 ст. 172 НК РФ установлен порядок применения налоговых вычетов согласно статьи 171 НК РФ, а именно: вычеты сумм налога, указанных в п. 8 ст. 171 НК РФ, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Материалами дела установлено, что обществом не были представлены дополнительные листы к книгам покупок и продаж (в связи с внесением изменений в декларацию по НДС за 3 квартал 2008), а внесены изменения в сами книги покупок и продаж. Кроме того, правомерность и обоснованность налоговых вычетов подтверждается счетами-фактурами, первичными учетными документами, платежными документами.
В ходе рассмотрения возражений на акт камеральной проверки заявитель объяснил факт несоответствия представленных к камеральной проверке книг покупок и продаж и к возражениям неоднократными техническими сбоями. Технические сбои объясняются тем, что внесенные самостоятельно изменения в программное обеспечение были некорректны и часть данных (информации) была частично утеряна, впоследствии восстановлена заявителем.
Как правильно установлено судом первой инстанции, заявителем 02.10.2009 представлялись в налоговый орган копии счетов-фактур и товарных накладных по товару, приобретенному в ООО "Техкомтрейдинг": счет-фактура N 1410067-1 от 01.08.2008 (товарная накладная N 141067-1 от 01.08.2008) на сумму 202.686.250 руб., в том числе НДС 30.918.241,53 руб.; счет-фактура N 14100814/1-1 от 11.09.2008 (товарная накладная N 14100814/1-1 от 11.09.2008) на сумму 24.153.871,35 руб., в том числе НДС 3.684.488,85 руб.; счет-фактура N 120703591 от 29.09.2008 (товарная накладная N 120703591 от 29.09.2008) на сумму 23.844.000 руб., в том числе НДС 3.637.220,34 руб.; счет-фактура N 11954-50/1-1 от 29.09.2008 (товарная накладная N 11954-50/1-1 от 29.09.2008) на сумму 334.079.108,50 руб., в том числе НДС 50.961.219,94 руб.
Указанные счета-фактуры и товарные накладные подписаны генеральным директором ООО "Техкомтрейдинг" А.В. Бегининым, который на основании решения единственного участника ООО "Техкомтрейдинг" от 28.05.2007 N 2 является генеральным директором ООО "Техкомтрейдинг" с 28.05.2007.
В этой связи, доводы инспекции о том, что данные документы подписаны неуполномоченным лицом, являются необоснованными и не соответствующими представленными в налоговый орган документами.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.10.2003 N 329-О разъяснил, что истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Каждый налогоплательщик самостоятельно несет ответственность за выполнение своих обязанностей и независимо друг от друга пользуется своими правами, в том числе правом на налоговые вычеты и возмещение НДС. Заявитель не может нести ответственности за действия третьих лиц, в том числе своих контрагентов.
В отношении вычетов НДС по ООО "АББ Электроинжиниринг" в сумме 113.525.956,37 руб., ООО "ТехпромГрупп" в сумме 2.796.660 руб., ООО "Рекламное агентство Урбан" в сумме 1.275.761,70 руб., ООО "Финекс групп" в сумме 17.345.825,73 руб., по контрагентам ОАО "Территориальная генерирующая компания", ООО "Бизнес-Контакт", ООО "Петроком", ООО "Авента" на общую сумму 3.651.889,88 руб. инспекцией не приняты возражения заявителя, поскольку п. 3 ст. 169 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж; налогоплательщиком в ходе камеральной проверки представлены два экземпляра книги покупок и продаж, что свидетельствует о нарушении Правил ведения учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, а также со стороны налогоплательщика не представлено доказательства технического сбоя; по представленным налогоплательщиком выпискам из книг продаж не представляется возможным сопоставить начисление налога с налоговыми декларациями за предыдущие периоды в отношении авансовых платежей в сумме 207.791.726 руб.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету.
В соответствии с п. 8 ст. 169 НК РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) установлено: покупатели ведут книгу покупок, предназначенную для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке (пункт 7); продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению).
Таким образом, книги покупок и продаж предназначены лишь для регистрации счетов-фактур, но не могут служить основанием для оценки правомерности и обоснованности заявленных налоговых вычетов по НДС.
Судом первой инстанции правильно установлено, что обществом предоставлены книги продаж в полном объеме за соответствующие периоды, подтверждающие правомерность и обоснованность заявленных налоговых вычетов суммы налога, исчисленные налогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Таким образом, согласно представленных документов, заявителем выполнены все требования, установленные ст.ст. 171, 172 НК РФ, для подтверждения правомерности заявленных итоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2008.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2010 по делу N А40-4817/10-20-57 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Е.А. Солопова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-4817/10-20-57
Истец: ООО"АВИАОНИКА МАИ", ООО"АВИАОНИКА МАИ"
Ответчик: ИФНС России N 34 по г. Москве
Третье лицо: ИФНС России N2 по г.Краснодару
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26455/2010