г. Москва |
Дело N А40-170610/09-61-1184 |
02 декабря 2010 г. |
N 09АП-27827/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Катунова В.И.., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Грибановой М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургавтотранс"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2010г.
по делу N А40-170610/09-61-1184 принятое единолично судьёй Зверевой О.Н.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Екатеринбургавтотранс"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Свердловской области в лице Министерства финансов Свердловской области
о взыскании 17 065 253, 30 руб. убытков
при участии представителей сторон:
от истца - Кемишев А.Н. по доверенности N 15 от 20.11.2009г.;
от 1-го ответчика - Королёва Е.С. по доверенности N 01-06-08/183 от 31.12.2009г.;
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Екатеринбургавтотранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 34 024 123 руб. 11 коп. убытков, возникших в результате обеспечения в 2007, 2008, январе 2009 года равной доступности услуг автобусного транспорта в городе Екатеринбурге для отдельных категорий граждан (с учётом принятого судом увеличения размера исковых требований).
Определением от 04.08.2010г. по ходатайству истца к участи в деле в качестве второго ответчика привлечена Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2010г. по делу N А40-170610/09-61-1184 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец полагает, что при вынесении оспариваемого решения судом первой инстанции были нарушены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные пояснения, просил оставить решение без изменения.
Министерство финансов Свердловской области, надлежащим образом извещённое о времени и месте проведения судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от Министерства финансов Свердловской области не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства финансов Свердловской области в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским автобусным транспортом и получение прибыли.
В 2007, 2008, январе 2009 года истец оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок на автобусах гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем, понес расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определённой расчётным методом.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что из материалов дела не следует, что истцу причинены заявленные в иске убытки в результате обеспечения в 2007, 2008, январе 2009 года равной доступности услуг общественного транспорта в г. Екатеринбурге для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Таким образом, в случае принятия субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта, меры социальной поддержки вышеназванной категории граждан относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
На федеральном уровне закреплено лишь положение о предоставлении межбюджетных трансфертов в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации. Между тем, в соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации Федеральные законы сами по себе не порождают, не изменяют и не прекращают расходных обязательств Российской Федерации.
Статьей 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в составе раздела "Межбюджетные трансферты" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждены субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 250 735,2 тыс. руб., предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006г. N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми распределены бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление указанных расходов.
В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2008г. N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2007 год" Российская Федерация исполнила свои обязательства по перечислению межбюджетного трансферта на обеспечение равной транспортной доступности услуг общественного транспорта в полном объеме.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" было предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам на обеспечение равной доступности общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению российской Федерации в размере 4 548 286 700 рублей.
Данные обязательства исполнены в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 28.12.2009г. N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год".
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" были предусмотрены межбюджетные трансферты бюджетам на обеспечение равной доступности общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению российской Федерации в размере 5 053 700 000 рублей.
Данные обязательства также исполнены в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 03.10.2010г. N 255-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2009 год".
Других обязательств у Российской Федерации перед субъектом Российской Федерации и истцом в области обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта в спорный период не возникало.
Наличие в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год и о его исполнении указания на обязанность Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации не порождает обязанности Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов. При этом межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и отношения к денежным средствам, перечисляем транспортным организациям в качестве возмещения выпадающих доходов от перевозки отдельных категорий граждан по ЕСПБ, не имеют.
При этом в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума ВАС РФ N 23 возмещение убытков транспортным организациям производится за счет бюджета публично-правового образования, чьим нормативно-правовым актом предусмотрены льготы.
Таким образом, бездействие Российской Федерации, выразившееся в неисполнении обязанности по возмещению транспортной организации выпадающих доходов, возникших в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, отсутствует.
Поэтому, с учётом указанных нормативных актов и фактических обстоятельств дела, иск, предъявленный на основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса РФ, удовлетворению не подлежит.
Во исполнение Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ субъектом Российской Федерации - Свердловской областью были приняты нормативные правовые акты.
Постановлением Правительства Свердловской области от 15.12.2006г. N 1054-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2007 году" (далее - Постановление 1054-ПП), Постановлением Правительства Свердловской области от 22.11.2007г. N 1148-ПП "О реализации прав отдельных категорий граждан на бесплатный проезд в 2008 году" (далее - Постановление N 1148-ПП) установлено обязательство по обеспечению в 2007, 2008 и январе 2009 года бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроем такси), пригородных и междугородних маршрутов на территории Свердловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления 1054-ПП и пунктом 1 Постановления 1148-ПП обеспечение бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта общего пользования (кроем такси), пригородных и междугородних маршрутов на территории Свердловской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производится в порядке, установленном областным законодательством для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.
Возмещение расходов проезда по территории Свердловской области отдельным гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, производилось в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004г. N 1178-ПП (далее Постановление N 1178-ПП).
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по бесплатному проезду и оплате в размере 50% стоимости проезда по территории Свердловской области и возмещения расходов, связанных с их предоставлением, утвержденным Постановлением N 1178-ПП общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, предоставляющим меры социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов, определяется отдельно для каждого муниципального образования по финансовому показателю на организацию транспортного обслуживания населения с учетом количества граждан, пользующихся мерами социальной поддержки в данном муниципальном образовании. Общий плановый объем расходов, подлежащих возмещению транспортным организациям, определяется исходя из финансового показателя на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании; количества граждан пользующихся мерами социальной поддержки, по данным отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения на дату, определенную нормативным правовым актом Правительства Свердловской области по подготовке проекта областного бюджета на очередной финансовый год; индексов-дефляторов, утверждаемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Финансовый показатель на организацию транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании определяется исходя из фактических отчетных расходов транспортных организаций по перевозке пассажиров за последний отчетный год, представленные в территориальный финансовый орган, численности постоянного населения муниципального образования по состоянию на 1 января года, предшествующего планируемому.
Плановая сумма возмещения расходов для каждой транспортной организации определяется исходя из общего планового объема расходов для каждой транспортной организации в общем объеме перевозок по муниципальному образованию.
Расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Свердловской области на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов по территории Свердловской области производится транспортными организациями, в том числе истцом, ежемесячно исходя из годовой плановой суммы возмещения расходов определяемой в соответствии с пунктом 8 вышеуказанного Порядка, и фактически отработанного времени транспортной организацией.
Указанные расчеты направляются транспортными организациями в территориальные финансовые органы в муниципальных образованиях в Свердловской области по месту их нахождения. К расчету прилагаются документы, подтверждающие осуществление указанных в нем расходов (пункт 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области N 1178-ПП).
Таким образом, на территории Свердловской области разработаны и утверждены нормативные акты, предусматривающие возмещение расходов транспортным организациям.
Возмещение расходов по финансовому показателю предполагает учет фактических, документально подтвержденных расходов транспортной организации по пассажирским перевозкам с использованием официальных сведений о количестве жителей муниципального образования и количестве льготных категорий граждан по данным уполномоченных государственных органов.
Рассчитанный таким образом по финансовому показателю объем финансирования из областного бюджета предполагает полное возмещение расходов транспортных организаций по льготным пассажирским перевозкам.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции РФ социальная защита находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Таким образом, постановления правительства Свердловской области изданы в рамках компетенции субъекта РФ в сфере регулирования отношений в области социального обеспечения. Поскольку федеральным законодательством не установлен порядок определения такого рода компенсаций, субъект РФ вправе определить порядок возмещения убытков транспортных предприятий. Эта же позиция нашла свое отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2005г. N 18-Г05-12, определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2009г. N 59-Г09-2.
В соответствии с письмом Министерства финансов Свердловской области от 18.01.2010г. N 16-16/7 плановая сумма возмещении расходов истцу, рассчитанная в соответствии Постановлением N 1178-ПП составила в 2007 году - 16 84 000 руб. Объем средств, полученных истцом, составил в 2007 году - 1 807 000 руб. В 2008 году и январе 2009 года финансирование произведено с учетом простоя автотранспорта в соответствии с фактически отработанным временем. Согласно письмам Министерства финансов Свердловской области от 23.04.2010г. N 16-16/38, от 23.04.2010г. N 16-16/39 размер компенсации в 2008 году составил 1 700 500 руб., за январь 2009 года - 169 200 руб. Таким образом, убытки истца были компенсированы в полном объеме.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2010г. по делу N А40-36861/09-56-181.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.09.2010г. по делу N А40-170610/09-61-1184 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Екатеринбургавтотранс" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий |
И.Н. Банин |
Судьи |
В.И. Катунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170610/09-61-1184
Истец: ООО"Екатеринбургавтотранс"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Свердловская область в лице Министерства финансов Свердловской области