г. Москва |
|
29.11.2010 г. |
Дело N А40-61816/10-84-331 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.11.2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: Свиридова В.А., Гончарова В.Я.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Манохиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г.
по делу N А40-61816/10-84-331, судьи Бородули Т.С.,
по заявлению ООО "Лидер"
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы
о признании незаконным отказа и обязании
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ
ООО "Лидер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов города Москвы от 04.03.2010 г. N 33-1-1589/10-(0)-1 в предоставлении обществу в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002025:33 по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, вл. 8, стр.1, обязании Департамента земельных ресурсов города Москвы передать в собственность заявителю за плату в порядке приватизации земельный участок с кадастровым номером 77:01:0002025:33 по адресному ориентиру г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, вл. 8, стр.1, по цене 12 198 454,73 руб., на котором расположено административное здание, принадлежащее заявителю на праве собственности.
Решением суда от 19.08.2010 г. заявленные требования удовлетворены частично: признан незаконным отказ Департамента земельных ресурсов города Москвы от 04.03.2010 г. N 33-1-1589/10-(0)-1 в предоставлении обществу в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002025:33 по адресному ориентиру: ул. Верхняя Радищевская, вл., стр.1; на Департамент земельных ресурсов города Москвы возложена обязанность подготовить и направить в течение десяти дней с даты вступление решения в законную силу в адрес ООО "Лидер" проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. В. Радищевская, вл. 8, стр. 1, площадью 497 кв. м., с кадастровым номером 77:01:0002025:33. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ответчик - Департамент земельных ресурсов г.Москвы, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на возможность применения к спорным правоотношениям Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП. Ссылается на несоответствие фактического и разрешенного использования испрашиваемого земельного участка.
Представители сторон, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как видно из материалов дела, 31.01.2007 г. ООО "Лидер" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением за N Ш/959-07 о предоставлении ему в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, вл.8 , стр.1, на котором расположено административное здание, принадлежащее заявителю на праве собственности.
04.03.2010 г. Департамент земельных ресурсов города Москвы письмом за N 33-1-1589/10-(0)-1 отказал обществу в предоставлении в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002025:33 по адресному ориентиру: ул. Верхняя Радищевская, вл. 8, стр.1.
Отказ ответчика мотивирован несоблюдением обществом требований Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Как установлено ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч.ч. 5,6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
При этом перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В спорный период перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, был утвержден Постановлением Правительства Москвы 27.06.2006 г. N 431- ПП "О передаче земельного участка на территории г. Москвы в частную собственность".
Как установлено апелляционным судом и не оспорено ответчиком, заявитель к регистрации представил все предусмотренные Постановлением Правительства Москвы 27.06.2006 г. N 431- ПП "О передаче земельного участка на территории г. Москвы в частную собственность" документы, в том числе, свидетельство о государственной регистрации права собственности здания, расположенного по адресу: ул. Верхняя Радищевская, д.8, стр.1 площадью 654,5 кв.м., а также решения Окружной комиссии имущественно-земельного комплекса ЦАО г. Москвы от 23.10.2008 г., от 15.01.2009 г., Распоряжением Префекта ЦАО г. Москвы N 5798-р от 12.12.2008 г. "Об утверждении решения Окружной комиссии имущественно-земельного комплекса ЦАО г. Москвы от 23.10.2008 г. N 31" о предоставлении заявителю земельного участка площадью 0,0497 га, расположенного по адресу :г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, вл.8, стр.1, для эксплуатации принадлежащего ему здания.
Доказательств обратного в нарушение ч. 1 ст. 65 ч. 5 ст. 200 АПК РФ ответчиком не представлено.
Таким образом, оснований для отказа в предоставлении обществу в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002025:33 по адресному ориентиру: ул. Верхняя Радищевская, вл. 8, стр.1, у ответчика не имелось.
Ссылки апелляционной жалобы ответчика на несоблюдение обществом требований Постановления Правительства Москвы от 30.06.2009 г. N 643-ПП "Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2008 году и мерах по реализации задач в сфере земельных отношений на 2009 год" необоснованны, поскольку на дату обращения заявителя к ответчику с заявлением о регистрации действовало Постановление Правительства Москвы 27.06.2006 г. N 431- ПП "О передаче земельного участка на территории г. Москвы в частную собственность"
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии фактического и разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные обстоятельства не указаны оспариваемом по деле решении в качестве оснований для отказа отбществу в предоставлении земельного участка.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку оспариваемое решение Департамента земельных ресурсов города Москвы от 04.03.2010 г. N 33-1-1589/10-(0)-1 об отказе в предоставлении обществу в собственность в порядке приватизации земельного участка с кадастровым номером 77:01:0002025:33 по адресному ориентиру: г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, вл. 8, стр. 1, не соответствует действующему Земельному кодексу Российской Федерации, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, возложив на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка, расположенного по указанному выше адресу.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы сторон и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 по делу N А40-61816/10-84-331 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Л.А. Москвина |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-61816/10-84-331
Истец: ООО "Лидер"
Ответчик: Департамент земельных ресурсов города Москвы