Город Москва |
|
01 декабря 2010 г. |
Дело N А40-85093/10-140-433 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 декабря 2010 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Л.Г. Яковлевой
судей Е.А. Солоповой, Т.Т. Марковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Чайка,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2010
по делу N А40-85093/10-140-433, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании недействительным решения в части, обязании возместить НДС
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Вилковой Т.М. по дов. от 29.12.2009 N 19670/16-01, Хафизовой А.Г. по дов. от 19.03.2010 N 4383/16-01
от заинтересованного лица - Зверева Е.А. по дов. от 03.09.2010 N 214
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 26.04.2010 N 52-16-14/671р "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части п.1.3.2, 1.3.3 и обязании возвратить НДС в сумме 1 663 296,56 руб. и соответствующие суммы пени путем возврата на расчетный счет.
Решением суда от 17.09.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда от 17.09.2010 и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 г.
По материалам камеральной налоговой проверки инспекцией 26.04.2010 вынесено решение N 52-16-14/671р, в соответствии с которым обществу начислены пени в размере 120 346,42 руб.; доначислен НДС в размере 1 708 455 руб.; предложено уплатить пени, сумму налога, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением ФНС России от 27.09.2010 N АС-37-9/14258@, представленным обществом в суд апелляционной инстанции, указанное решение изменено путем отмены в резолютивной части доначисления НДС в сумме 1 074 088,46 руб. (п.1.3.3 решения) и соответствующих пени; в остальной части оставлено без изменения, утверждено и вступило в силу.
В апелляционной жалобе инспекция приводит доводы, аналогичные содержащимся в оспариваемом решении и заявленным в суде первой инстанции.
Так, инспекция указывает на то, что в уточненных налоговых декларациях по НДС за февраль 2007 г. общество неправомерно заявило налоговые вычеты по НДС, право на применение которых возникло в 2006 г., т.е. в более ранних периодах, чем период, в котором данные вычеты заявлены. Данные нарушения произведены обществом по обособленным подразделениям НГДУ "Лениногорскнефть", НГДУ "Джалильнефть" и НГДУ "Альметьевнефть". В ходе налоговой проверки установлено, что в результате несвоевременного отражения операций принятия к учету (оприходования) товаров (работ, услуг) общество применило вычеты по НДС по счетам-фактурам за пределами трехлетнего срока, установленного п.2 ст.173 НК РФ (далее - Кодекс).
Данные доводы не могут быть приняты судом и подлежат отклонению.
В соответствии с п.1 ст.172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст.171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.3, 6-8 ст.171 Кодекса.
Согласно п.1 ст.173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 Кодекса, в том числе налоговых вычетов, предусмотренных п.3 ст.172 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст.166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с настоящей главой Кодекса.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п.3 ст.170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп.1 и 2 п.1 ст.146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст.176 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Начало течения трехлетнего срока возникает с момента возникновения права на вычеты (возмещение) у налогоплательщика.
Из анализа положений ст.ст.80, 153, 154, 161, 166, 171, 172, 173 Кодекса следует, что соответствующим налоговым периодом в ст.173 Кодекса является период возникновения права на налоговые вычеты, т.е. наличие всех документов у налогоплательщика, предусмотренных ст.ст.171, 172 Кодекса, и начало течения трехлетнего срока возникает с момента возникновения права на вычеты у налогоплательщика.
Материалами дела установлено, что в адрес НГДУ "Альметьевнефть" выставлены счета-фактуры от ООО "Технопром" от 29.09.2006 N 67, от 31.10.2006 N 76, N 78 по устройству временных подъездных путей и от ООО "Шешмастройсервис" от 30.09.2006 N 461, N 462, N 463, N 464, N 465, N 466, N 467, N 468, N 470, N 471, N 472 по отсыпке временных подъездных путей.
НГДУ "Альметьевнефть" приняло суммы по указанным счетам-фактурам к учету как расходы будущих периодов.
Суммы НДС по указанным счетам-фактурам представлены в таблице "Хронология отражения суммы НДС по счетам-фактурам в книгах покупок НГДУ "Альметьевнефть".
В 2006 г. суммы НДС по затратам, относящимся к расходам будущих периодов, включались в налоговые вычеты по мере отнесения данных расходов на издержки производства, в связи с чем первоначально НГДУ "Альметьевнефть" отразило налоговые вычеты по указанным счетам-фактурам в книге покупок и в налоговой декларации по НДС по мере отнесения расходов на издержки производства.
Расходы по устройству временных подъездных путей списываются в целях налогообложения в течение 5 лет (60 месяцев) с момента подписания акта о приемке выполненных работ.
Акты о приемке выполненных работ по счетам-фактурам датированы 29.09.2006, 30.09.2006 и 31.10.2006; счета-фактуры поступили на предприятие 29.09.2006, 30.09.2006 и 31.10.2006; РБП приняты к учету в сентябре и октябре 2006 г.
С июля 2009 г. в ОАО "Татнефть" применяется новый подход в части сумм НДС по затратам, относящимся к расходам будущих периодов. Сумма НДС принимается к вычету единовременно при одновременном выполнении условий: имеется акт о приемке выполненных работ и счет-фактура, оформленный надлежащим образом; РБП осуществлены в рамках налогооблагаемой деятельности; РБП приняты к учету.
Таким образом, в 2009 г. все суммы НДС по счетам-фактурам от 29.09.2006 N 67, от 30.09.2006 N 461, N 462, N 463, N 464, N 465, N 466, N 467, N 468, N 470, N 471, N 472, отраженные ранее в книгах покупок, сторнированы. При этом сторнирование снятия с возмещения входного НДС в связи с отгрузкой на экспорт отражено.
Право принять к вычету НДС в полной сумме по счетам-фактурам от 29.09.2006 N 67, от 30.09.2006 N 461, N 462, N 463, N 464, N 465, N 466, N 467, N 468, N 470, N 471, N 472 возникло в сентябре 2006 г. - по дате акта, дате принятия к учету РБП и дате поступления счета-фактуры на предприятие.
Акты о приемке выполненных работ датированы сентябрем 2006 г.; РБП приняты к учету в сентябре 2006 г.; счета-фактуры поступили на предприятие в сентябре 2006 г., что подтверждается выпиской из журнала регистрации входящих счетов-фактур за сентябрь 2006 г.
В дополнительной книге покупок за сентябрь 2006 г. НДС отражен в полной сумме, а также отражена сторно сумма приходящегося на экспорт входного НДС, подлежащая возмещению по мере подтверждения факта экспорта.
Факт экспорта сентября 2006 г. подтвержден в октябре 2006 г. и в ноябре 2006 г.
За октябрь и ноябрь 2006 г. принята к вычету сумма НДС (отражена в дополнительной книге покупок) при подтверждении факта экспорта отгруженной нефти в сентябре 2006 г.
Право принять к вычету НДС в полной сумме по счетам-фактурам от 31.10.2006 N 76 и N 78 возникло в октябре 2006 г. - по дате акта, дате принятие к учету РБП и дате поступления счета-фактуры на предприятие.
Акты о приемке выполненных работ датированы 31.10.2006; РБП приняты к учету в октябре 2006 г.; счета-фактуры поступили на предприятие 31.10.2006, что подтверждается выпиской из журнала регистрации входящих счетов-фактур за октябрь 2006 г.
В дополнительной книге покупок за октябрь 2006 г. НДС отражен в полной сумме, а также отражена сторно сумма приходящегося на экспорт входного НДС, подлежащая возмещению по мере подтверждения факта экспорта.
Факт экспорта октября 2006 г. подтвержден в ноябре 2006 г., декабре 2006 г. и январе 2007 г.
За ноябрь, декабрь 2006 г., январь 2007 г. принята к вычету сумма НДС (отражена в дополнительной книге покупок) при подтверждении факта экспорта отгруженной нефти в октябре 2006 г.
Расчет налоговых вычетов за февраль 2007 г. с указанием периодов отгрузки на экспорт отражен в справочной информации за февраль 2007 г.
Представленная дополнительная книга покупок за февраль 2007 г. для подтверждения заявленных сумм по разделу 3 декларации по НДС за февраль 2007 г. позволяет определить заявленные суммы НДС по счетам-фактурам от 29.09.2006 N 67, от 31.10.2006 N 76, N 78, от 30.09.2006 N 461, N 462, N 463, N 464, N 465, N 466, N 467, N 468, N 470, N 471, N 472.
Сумма НДС по указанным счетам-фактурам составляет по книге покупок к разделу 3 декларации по НДС 18 041,84 руб. (вычет сторнирован).
Как правильно установлено судом первой инстанции, НДС по счетам-фактурам указан в оспариваемом решении ошибочно в сумме 30 275,90 руб., поскольку учтено только сторнирование снятия с возмещения входного НДС в связи с отгрузкой на экспорт.
Таким образом, по данным счетам-фактурам НДС к вычету в дополнительном расчете за февраль 2007 г. не принимался, а был сторнирован.
По НГДУ "Джалильнефть" спорные счета-фактуры датированы сентябрем и октябрем 2006 г., на что указывает инспекция и подтверждается выпиской журнала регистрации входящих счетов-фактур за соответствующие месяцы 2006 г.
Согласно методики ОАО "Татнефть" сумма НДС, подлежащая вычету в отчетном периоде, состоит из двух составляющих: сумма НДС, подлежащая вычету на внутреннем рынке, и сумма НДС, подлежащая вычету по экспорту.
Сумма НДС, подлежащая вычету на внутреннем рынке, возмещается в отчетном периоде и отражается в разделе 3 налоговой декларации по НДС.
При расчете суммы НДС, приходящейся на отгруженную на экспорт продукцию, общество определяло долю отгруженной на экспорт продукции из общего количества отгруженной продукции.
Сумма НДС, приходящейся на отгруженную на экспорт продукцию подлежит налоговому вычету в том периоде, когда производится оплата отгруженной на экспорт продукции (180 дней).
Таким образом, по счетам-фактурам, которые участвуют в расчете экспорта, сумма НДС возмещается из бюджета в течение 180 дней по мере оплаты отгруженной на экспорт продукции. Доля НДС, заявленная к налоговому вычету в том или ином периоде определяется пропорционально коэффициенту оплаты отгруженной на экспорт нефти.
Так, согласно представленной хронологии отражения суммы НДС по счетам-фактурам в книге покупок по строкам 1, 19, 35, 52, 68, 86, 102, 116, 130 в основной книге покупок заявлена сумма НДС, пропорциональная доле списания РБП на себестоимость. По строкам 2, 20, 36, 53, 69, 87, 103, 117, 131 уменьшена сумма НДС строки 1 в размере отгруженной, но не оплаченной экспортной нефти текущего месяца, которая рассчитывается произведением коэффициента отгруженной нефти и суммы НДС к вычету. По мере оплаты нефти сторнированная сумма НДС восстанавливается.
Счета-фактуры зарегистрированы в журнале учета полученных счетов-фактур и затраты отнесены на бухгалтерский счет 97 "Расходы будущих периодов".
Как следует из пояснений представителя заявителя, далее началось списание затрат по устройству временных подъездных путей на себестоимость, срок списания 60 месяцев. По строке 1 с октября 2006 г. началось возмещение суммы НДС.
В феврале 2007 г. заявлено к возмещению 1/60 доля НДС по счету-фактуре, что отражено в книге покупок, оплачена экспортная нефть, которая отгружена в ноябре, декабре 2006 г. и в январе 2007 г. Сумма НДС рассчитана по коэффициенту и поставлена к возмещению.
Таким образом, рассчитана сумма НДС, подлежащая налоговому вычету по мере списания доли расходов будущих периодов на затраты. НДС мог быть принят к вычету на основании выставленных счетов-фактур после отражения стоимости фактически оказанных услуг на бухгалтерском счете 97.
В 2009 г. произведен перерасчет, суммы НДС, рассчитанные по счетам-фактурам, в долях сторнированы.
Одновременно с этим полная сумма НДС по счету-фактуре ставится к вычету в момент оприходования на бухгалтерском счете 97 и регистрации счета-фактуры в журнале учета полученных счетов-фактур.
По спорным счетам-фактурам вся сумма НДС поставлена к вычету и отражена в книге покупок.
По строкам 8, 25, 42, 58, 75, 93, 108, 122, 136 сторнирована сумма, пропорциональная отгруженной неоплаченной экспортной нефти рассчитанная по коэффициенту.
Нефть, отгруженная в сентябре 2006 г., оплачена в октябре, ноябре 2006 г.
Все корректировки внесены в книгу покупок и уточнены налоговые декларации по НДС раздел 3 и раздел 5 за указанный период.
Таким образом, представленные счета-фактуры подтверждают правильность определения суммы НДС, предъявленные к налоговому вычету после корректировок суммы НДС в части расходов будущих периодов, приходящейся на отгруженную на экспорт продукцию.
По НГДУ "Лениногорскнефть" счета-фактуры N 22, N 1511, N 32, N 37, N 38, N 58, N 59, N 61, N 64, N 40, N 41, N 45, N 49 на сумму 552 976,76 руб. датированы июнем, июлем, августом, сентябрем и октябрем 2006 г., а поступили в НГДУ "Лениногорскнефть" в ноябре и декабре 2006 г., что подтверждается выпиской из журнала регистрации входящих счетов-фактур за соответствующие месяцы 2006 г.
Согласно методики ОАО "Татнефть" сумма НДС, подлежащая вычету (отраженная в книге покупок) в отчетном периоде, состоит из двух составляющих: сумма НДС, подлежащая вычету на внутреннем рынке; сумма НДС, подлежащая вычету по экспорту.
В свою очередь сумма НДС, подлежащая вычету на внутреннем рынке равна сумме НДС по счетам-фактурам, которые не участвуют в расчете НДС по экспорту, и доли НДС по счетам-фактурам, участвующим в расчете экспорта.
Доля НДС к вычету на внутреннем рынке по счетам-фактурам, которые участвуют в расчете экспорта, определяется как сумма НДС по счетам-фактурам, участвующим в расчете экспорта x отгружено всего - отгружено на экспорт/отгружено всего.
Сумма НДС, подлежащая вычету по экспорту определяется как сумма НДС по счетам-фактурам, участвующим в расчете экспорта x отгружено на экспорт/отгружено всего x коэф. оплаты.
Сумма НДС, подлежащая вычету на внутреннем ранке, возмещается единовременно в том периоде, когда соблюдены следующие такие условия: наличие счета-фактуры, надлежащим образом оформленного в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914; принятие к учету товаров (работ, услуг) указанных в счете-фактуре; участие принятых товаров (работ, услуг) в операциях, признанных объектом обложения по НДС.
Сумма НДС, подлежащая возмещению по экспорту, принимается к вычету в том периоде, когда производится оплата нефти, отгруженной на экспорт.
По счетам-фактурам, которые участвуют в расчете экспорта, сумма НДС может возмещаться в течение последующих 180 дней по мере оплаты нефти, отгруженной на экспорт. Доля НДС, заявленная к вычету в том или ином периоде, определяется пропорционально коэффициенту оплаты отгруженной нефти.
Таким образом, за февраль 2007 г. заявлены (указаны в книге покупок) счета-фактуры за ноябрь-декабрь 2006 г. и январь 2007 г., т.е. за те периоды, в которых нефть отгружалась на экспорт и была оплачена в феврале 2007 г. Если же отгрузка за эти месяцы еще оплачивалась и в других периодах, то счета-фактуры за ноябрь-декабрь 2006 г. и январь 2007 г. отражаются в книгах покупок за те периоды, когда производилась оплата отгруженной нефти.
Судом первой инстанции проверены периоды и порядок возмещения НДС по спорным счетам-фактурам и правильно установлено, что затраты по спорным счетам-фактурам представляют собой расходы, классифицируемые как расходы будущих периодов, в связи с чем общество правомерно предъявило к вычету НДС по ним в феврале 2007 г.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что обществом не пропущен трехлетний срок для принятия к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным обособленными подразделениями общества НГДУ "Лениногорскнефть", НГДУ "Джалильнефть" и НГДУ "Альметьевнефть".
В апелляционной жалобе инспекция также указывает на то, что в уточненных налоговых декларациях по НДС за февраль 2007 г. общество неправомерно заявило налоговые вычеты по НДС, которые не подтверждены документально, поскольку не представлены документы, подтверждающие принятие к учету товаров (работ, услуг). Данные нарушения произведены по обособленным подразделениям НГДУ "Азнакаевскнефть", НГДУ "Бавлынефть", аппарат ОАО "Татнефть" и НГДУ "Альметьевнефть".
Данный довод является необоснованным и подлежит отклонению.
По НГДУ Альметьевскнефть" суммы НДС по счетам-фактурам от 06.09.2006 N 258, от 25.10.2006 N 221, от 25.12.2006 N 90, от 30.06.2006 N 52, от 30.10.2006 N 58, от 02.10.2006 N 62, от 11.12.2006 N 86, от 11.12.2006 N 95 относятся к корректировке сторно НДС в доле отгрузки на экспорт.
Счета-фактуры от 06.09.2006 N 258 и от 25.10.2006 N 221 представлены обществом по п.5 требования от 19.10.2009 N 11643 для подтверждения заявленных сумм по разделу 3 декларации по НДС за февраль 2007 г. Иные первичные документы для подтверждения налоговых вычетов по разделу 3 налоговой декларации инспекцией не запрашивались.
Счета-фактуры от 25.12.2006 N 90, от 30.06.2006 N 52, от 30.10.2006 N 58, от 02.10.2006 N 62, от 11.12.2006 N 86, от 11.12.2006 N 95 представлены по п.6 требования от 19.10.2009 N 11643 для подтверждения заявленных налоговых вычетов по операциям реализации товаров (работ, услуг), обоснованность ставки 0% по которым подтверждена.
По п.6 указанного требования также запрошены акты о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3.
Уточнения, сделанные обществом в налоговой декларации, не требовали предоставления в обязательном порядке определенных документов. Документы, подтверждающие экспорт и предусмотренные ст.165 Кодекса, представлены в полном объеме в январе 2007 г.
В связи с изменением расчета входного НДС, поставленного на возмещение, общество представило именно те документы, которые перечислены в требовании.
Инспекция в п.6 требования истребовала расчет налоговых вычетов, приходящихся на экспортную продукцию, согласно методике, утвержденной в учетной политике; счета-фактуры; акты приемки законченного строительством объекта (КС-14, КС-11); акты о приеме-передаче основных средств (ОС-1); акты о приемке выполненных работ (КС-2); справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).
Форма КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденная указанным постановлением.
Применение данных унифицированных форм юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность в отраслях экономики, является обязательным.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 в составе альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве утверждены две формы актов приемки объектов в эксплуатацию Акт приемки законченного строительством объекта (КС-11) и Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (КС-14).
Форма КС-11 разработана во исполнение Временного положения по приемке законченных строительством объектов, введенного письмом Госстроя России от 09.07.1993 N БЕ-19-11/13, которое предусматривало приемку объектов на основании предоставления перечня специальной документации. Указанное Временное положение отменено письмом Госстроя России от 31.10.2001 N СК-5969/9.
При этом унифицированная форма КС-11 не отменялась.
Таким образом, указанные унифицированные формы используются только при определенных видах строительных работ.
Согласно графе 1 счетов-фактур, по которым обществу отказано в возмещении, по окончании работ, услуг указанные унифицированные формы не заполняются, поскольку работы не строительные.
В ходе камеральной проверки инспекцией затребованы акты о приемке выполненных работ КС-2, применяемых для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ.
Согласно описи представленных документов, а также наименованию выполненных работ (оказанных услуг) в счетах-фактурах, указанные счета-фактуры оформлены по работам и услугам, не имеющим отношения к строительно-монтажным работам. В случаях выполнения работ по оцифровке и переинтерпретации материалов ГИС и оказания услуг по подготовке земельных участков для производства земельных работ акт выполненных работ КС-2 не составляется.
Согласно Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100, акт о приемке выполненных работ (КС-2) применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений; справка КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).
Формы КС-2 и КС-3 по требованию инспекции представлены по счетам-фактурам, относящимся к договорам подряда.
Из содержания граф 1 представленных по требованию счетов-фактур следует, что счета-фактуры от 25.12.2006 N 90, от 30.09.2006 N 52, от 30.10.2006 N 58, от 02.10.2006 N 62, от 11.12.2006 N 86, от 11.12.2006 N 95 не относятся к строительным работам, монтажным работам, работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, другим подрядным работам, в связи с чем формы КС-2 и КС-3 к ним не оформлялись.
Указанные счета-фактуры выставлены на основании актов оказания услуг, актов сдачи-приемки выполненных работ.
Поскольку инспекцией запрошены только акты о приемке выполненных работ КС-2, акты оказания услуг, акты сдачи-приемки выполненных работ не представлялись.
Представленные счета-фактуры по требованию от 19.10.2009 N 11643 подтверждают правомерность налоговых вычетов по счетам-фактурам от 06.09.2006 N 258, от 25.10.2006 N 221, от 25.12.2006 N 90, от 30.09.2006 N 52, от 30.10.2006 N 58, от 02.10.2006 N 62, от 11.12.2006 N 86, от 11.12.2006 N 95.
Согласно описи представленных на проверку документов, наименованию выполненных работ (оказанных услуг), счета-фактуры от 30.11.2006 N 2636 и от 06.12.2006 N 325 по НГДУ "Азнакаевскнефть" оформлены по работам и услугам, не имеющим отношения к строительно-монтажным работам. В случаях выполнения работ по оцифровке и переинтерпретации материалов ГИС и оказания услуг по подготовке земельных участков для производства земельных работ акт выполненных работ по форме КС-2 не составляется.
Представление иных актов выполненных работ указанным требованием N 11643 не предусматривалось, в связи с чем акты выполненных работ по данным счетам-фактурам не представлены.
По требованию от 19.10.2009 N 11643 по НГДУ "Бавлынефть" общество представило акты приемки законченного строительством объекта по форме КС-11, КС-14, акты о приеме-передаче объекта основных средств ОС-1, акты о приемке выполненных работ КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3.
Данные формы первичных документов применяются при учете работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работах.
В требовании о представлении документов инспекция не истребовала первичные документы по другим работам и услугам, не относящимся к капитальному строительству и ремонтно-строительным работам.
Поскольку приобретенные работы и услуги по счетам-фактурам от 30.11.2006 N 2612, от 30.11.2006 N 2613, от 30.11.2006 N 2628, от 01.11.2006 N 305, от 21.12.2006 N 255, от 31.12.2006 N 3003, от 31.12.2006 N 3009, от 20.12.2006 N 5669, от 30.12.2006 N 1511 не относятся к капитальному строительству и ремонтно-строительным работам, запрашиваемые по требованию инспекции формы первичных документов ОС-1, КС-2, КС-3, КС-11, КС-14 на данные услуги не оформляются.
Первичными документами для подтверждения работ и услуг являются акты выполненных работ, оформленные в соответствии с требованиями, предусмотренными ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ.
Все необходимые документы для подтверждения налоговых вычетов по НДС обществом представлены.
Таким образом, обществом выполнены все условия, предусмотренные ст.ст.171, 172, 173 Кодекса для применения налогового вычета: затраты фактически произведены и приняты к учету; фактически произведенные затраты предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС; имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры поставщика с выделенной суммой НДС.
Приобретенные работы и услуги по счетам-фактурам от 15.06.2006 N 32, от 31.07.2006 N 38, от 31.07.2006 N 39, N 41, от 31.08.2006 N 45, от 06.09.2006 N 49, от 30.09.2006 N 52, от 30.10.2006 N 59, от 02.10.2006 N 61, N 62, от 01.11.2006 N 76, от 21.11.2006 N 78, от 28.11.2006 N 80, N 81, от 11.12.2006 N 95, от 31.07.2006 N 40 по Исполнительному Аппарату общества не относятся к капитальному строительству и ремонтно-строительным работам, в связи с чем запрашиваемые по требованию формы первичных документов ОС-1, КС-2, КС-3, КС-11, КС-14 на данные услуги не оформляются.
Первичными документами для подтверждения данных работ и услуг являются надлежащим образом оформленные акты выполненных работ, которые в требовании N 11643 инспекцией не запрашивались.
Таким образом, налоговые вычеты по НДС в исполнительном аппарате включены правомерно.
В апелляционной жалобе инспекция утверждает, что суд первой инстанции неправомерно взыскал в пользу общества государственную пошлину в размере 33 288 руб., поскольку в соответствии с п.1 ст.333.37 Кодекса налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Кроме того, общество не просило взыскать судебные расходы в виде уплаченной госпошлины.
Данный довод отклоняется апелляционным судом.
Согласно ст.110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (ч.1 ст.110 АПК РФ).
Аналогичные выводы сделаны в информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно взыскал с инспекции в пользу общества расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в сумме 33 288 руб.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.09.2010 по делу N А40-85093/10-140-433 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-85093/10-140-433
Истец: ОАО "Татнефть" им. В.Д, Шашина
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29357/2010