город Омск |
|
24 декабря 2010 г. |
Дело N А70-4290/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Леоновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-5328/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Азарт"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.06.2010
по делу N А70-4290/2010 (судья Коряковцева О.В.),
принятое по заявлению старшего инспектора Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Главного управления внутренних дел по Тюменской области Колесникова Э.О.
к обществу с ограниченной ответственностью "Азарт"
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Азарт" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от старшего инспектора Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Главного управления внутренних дел по Тюменской области Колесникова Э.О. - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
старший инспектор Центра по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Главного управления внутренних дел по Тюменской области Колесников Э.О. (далее - заявитель, административный орган) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Азарт" (далее по тексту - ООО "Азарт", Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.06.2010 по делу N А70-4290/2010 Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. и конфискацией лотерейного оборудования в количестве 56 терминалов, изъятых согласно протоколу изъятия вещей и документов от 09.04.2010.
Суд первой инстанции, привлекая Общество к административной ответственности, на основании установленных в ходе проверки обстоятельств и правовых актов, регулирующих отношения в сфере осуществления деятельности по организации азартных игр, пришел к выводу, что используемое Обществом оборудование является игровым, а осуществляемая им деятельность представляет собой деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейных терминалов под прикрытием деятельности по реализации полиграфической продукции и проведению стимулирующей лотереи. Суд посчитал, что имеющиеся в материалах дела документы являются достаточным доказательством осуществления ООО "Азарт" деятельности по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Азарт" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 25.05.2010 по делу N А70-4547/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных административным органом.
В апелляционной жалобе ООО "Азарт" выражает свое несогласие с выводами суда первой инстанции. Указывает, что оно не осуществляет ни организацию и проведение азартных игр, ни какой-либо другой вид предпринимательской деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия), что используемое им лотерейное оборудование не может быть отнесено к игровым автоматам, а стимулирующая лотерея не является азартной игрой.
Таким образом, по мнению подателя жалобы, административный орган не доказал следующие существенные для настоящего дела обстоятельства: 1) то, что помещение, занимаемое ООО "Азарт" является игровым заведением; 2) то, что деятельность, которой занимается ООО "Азарт" является организацией и проведением азартных игр; 3) то, что оборудование ООО "Азарт" является игровыми автоматами; 4) факт получения обществом дохода от предпринимательской деятельности по проведению азартных игр.
Определением от 17.08.2010 по делу N А70-4290/2010 Восьмой арбитражный апелляционный суд приостановил производство по делу N А70-4290/2010 до вступления в законную силу судебного акта Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А62-7647/2009.
Определением от 18.11.2010 апелляционный суд возобновил производство по настоящему делу, поскольку обстоятельства, вызвавшие приостановление производства по делу устранены, рассмотрение апелляционной жалобы было назначено на 17.12.2010.
Административный орган и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не представлены. Административным органом письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о дате и времени судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
На основании договора от 08.07.2009 ООО "Азарт" арендует нежилое помещение по адресу: г. Тюмень, ул. Пермякова, д. 52, корпус 1 (л.д. 35-40).
Уполномоченным должностным лицом органов внутренних дел 9 апреля 2010 года осуществлен осмотр данного нежилого помещения, в ходе которого выявлено, что в нем функционирует 56 единиц оборудования по проведению региональной тиражной стимулирующей лотереи "Счастливый билет плюс", схожего по визуальным признакам с игровыми автоматами (л.д.12).
Протоколом от 09.04.2010 должностным лицом заявителя было осуществлено изъятие оборудования в количестве 56 единиц и передача его на ответственное хранение генеральному директору ООО "Азарт" Белослудцеву А.А. до принятия судебного решения (л.д. 13-15).
При этом из условий проведения лотереи следует и объяснениями директора Белослудцева А. А. подтверждается, что Обществом в данном помещении реализуется определенный товар - полиграфическая продукция (календари, открытки и т.д.), размер уплаченных клиентом денег за приобретенный товар приравнивается к количеству баллов, дающих право на участие в розыгрыше стимулирующей лотереи, воспользовавшись оборудованием с установленной на нем игровой программой, и возможность выиграть определенную денежную сумму. Клиент, который не приобрел полиграфическую продукцию, участвовать в розыгрыше, т.е. играть на оборудовании, не может (л.д. 18-21 и 31-34).
Пунктом 6 Условий негосударственной стимулирующей лотереи "Счастливый билет плюс" устанавливается, что розыгрыш призов лотереи осуществляется на лотерейном оборудовании, выигрыш является случайным и зависит от того, что покажет оборудование.
По данному факту осуществления деятельности без специального разрешения и со ссылкой на нарушение требований статьи 13 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении по признакам части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 11).
На основании данного протокола административный орган обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении ООО "Азарт" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 07.06.2010 по делу N А70-4290/2010 заявленные административным органом требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется Обществом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Правовое регулирование деятельности в области проведения лотереи осуществляется Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", правовое регулирование деятельности по проведению азартных игр с использованием игровых автоматов - Федеральным законом от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях":
- лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях");
- выигрыш - часть призового фонда лотереи, определяемая согласно условиям лотереи, выплачиваемая в денежной форме участнику лотереи, передаваемая (в натуре) в собственность или предоставляемая участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями лотереи; (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях");
- розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях");
- проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8 статьи 2);
- лотерейное оборудование - оборудование, специально изготовленное и используемое для проведения лотереи, или оборудование, оснащенное лотерейными программами (пункт 14 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях").
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации":
- азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
- ставка - это денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры или другому участнику азартной игры и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
- выигрыш - денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры (пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
- деятельность по организации и проведению азартных игр - деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
- участник азартной игры - физическое лицо, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры (пункт 10 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
- игровое оборудование - устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр (пункт 16 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации");
- игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников (пункт 18 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Исходя из изложенных положений, определяющих понятие лотереи и азартной игры, а также, определяющих понятия лотерейного оборудования и игрового автомата суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Игровые автоматы предназначены для проведения азартных игр, в которых основными операциями являются прием ставок, проведение игры и выплата выигрыша.
Лотерейные автоматы предназначены для проведения лотереи, а не азартной игры, их функции ограничены продажей лотерейных билетов и (или) выдачей денежного приза по выигрышным билетам.
В отличие от игрового автомата на лотерейном нет устройства, определяющего случайным образом выигрыш, он определяется до проведения лотереи по правилам организатора лотереи.
Игровой автомат предполагает непосредственное участие игрока, его управление процессом игры, комбинацией символов. Суть азартной игры состоит в случайном выпадении последовательности условных символов, в зависимости от комбинации которых клиент либо теряет денежные средства, зачисленные на его баланс, либо его баланс увеличивается, то есть клиент получает выигрыш. Лицо самостоятельно управляет игрой при помощи нажатия клавиши клавиатуры. Сумма, оставшаяся на балансе клиента после окончания игры, выплачивается оператором клиенту. Клиент имеет право забрать зачисленные им средства в любое время, если на счете будет положительный баланс.
Напротив, проведение лотереи не допускает участие физического лица в качестве лица, определяющего условия выпадения выигрышной комбинации, данное лицо не может влиять на проведение лотереи, не может управлять лотерейным оборудованием.
Игровой автомат предполагает наличие в его корпусе устройства, определяющее выигрыш случайным образом без участия организатора азартных игр или его работников.
Как следует из материалов дела и по существу не оспаривается ООО "Азарт":
- клиент самостоятельно определяет денежную сумму, подлежащую внесению в автомат, в качестве бонусных балов по соотношению 1 рубль - 1 балл. Количество таких бонусных баллов определяется стоимостью приобретенного физическим лицом товара;
- введение в автомат бонусных баллов осуществляется работниками общества, после чего определение выигрышной комбинации символов и размера выигрыша не зависит от работников общества. Физическое лицо после зачисления бонусных баллов лично путем неоднократного нажатия клавиш управления может фиксировать определенные комбинации, увеличивать количество бонусных баллов и суммы выигрыша.
Следовательно, управление процессом определения выигрышной комбинации участником лотереи, а не работником общества, зачисление баллов в автомат, которые в последующем формируют сумму выигрыша и непосредственно влияют на его размер, а также возможность участника забрать выигрыш в любой момент, свидетельствуют о наличии признаков азартной игры.
Таким образом, учитывая изложенное, указанную деятельность Общества суд первой инстанции правомерно отнес к деятельности по организации азартных игр.
Кроме того, деятельность, которую фактически осуществляет Общество в арендуемом помещении, не отвечает понятию бестиражной, стимулирующей лотереи, установленному Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", бестиражная лотерея - лотерея, в которой выигрышные лотерейные билеты определяются на стадии их изготовления, то есть до распространения среди участников лотереи. При проведении бестиражной лотереи участник такой лотереи может непосредственно после внесения платы за участие в лотерее и получения лотерейного билета определить, является его лотерейный билет выигрышным или нет.
Стимулирующая лотерея - это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по факту же посетители заведения Общества, приобретают полиграфическую продукцию (календари, открытки, блокноты) за установленную цену (200 руб., 500 руб., 1000 руб.), получают соответственное количество баллов (200, 500, 1000), которые дают право получить денежный выигрыш при использовании установленного в помещении оборудования.
Обществом не представлено доказательств определения организатором или оператором лотереи размера призового фонда и какой-либо связи в работе каждого отдельного терминала с остатком призового фонда в процессе круглосуточной работы игрового зала.
Учитывая приведенные обстоятельства, привлечение ООО "Азарт" административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правомерным.
Вина Общества установлена материалами дела и ООО "Азарт" не обосновало невозможность соблюдения требований действующего законодательства в области организации азартных игр на территории Российской Федерации.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности апелляционным судом не установлены.
Довод апелляционной жалобы о том, что протокол об административном правонарушении N 308 от 15.04.2010 составлен с нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку указанный протокол по своему содержанию соответствует требованиям действующего законодательства.
Правовая позиция, в соответствии с которой запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игровой зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 05.11.2010 N 5889/10 по делу N А62-7647/2009.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.06.2010 по делу N А70-4290/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4290/2010
Истец: Центр по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства при ГУВД по ТО
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Азарт", общество с ограниченной ответственностью "Азарт", ООО "Азарт"
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5328/2010