город Омск |
|
09 ноября 2010 г. |
Дело N А46-4819/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Киричёк Ю.Н., Кливера Е.П.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7369/2010)
Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2010
по делу N А46-4819/2010 (судья Голобородько Н.А.),
по заявлению Департамента имущественных отношений Администрации города Омска
к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области
3-е лицо Бюджетное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", общество с ограниченной ответственностью "Торговый двор "Восточный", Министерство имущественных отношений Омской области
о признании недействительным распоряжения от 20.04.2009 N 1409р,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Галиаскарова М.Р. (удостоверение, по доверенности N 04/15294 от 07.05.2010 сроком действия 1 год);
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области - Карпенко О.А. (удостоверение, по доверенности N 06/11331 от 29.12.2009 сроком действия до 31.12.2010);
от бюджетного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от ООО "Торговый двор "Восточный" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от Министерства имущественных отношений Омской области - Пыхтеева Д.Л. (удостоверение, по доверенности N 03/11396 от 30.12.2009 сроком действия по 31.12.2010),
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Главного управления по земельным ресурсам Омской области (далее - Управление) от 20.04.2009 N 1409-р "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование бюджетному учреждению Омской области "Центр учёта и содержания собственности Омской области" земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске".
Решением арбитражного суда первой инстанции от 15.07.2010 в удовлетворении заявленных Департаментом требований отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на пропуск заявителем срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отсутствие уважительных причин для его восстановления.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции об отсутствии причин для восстановления срока, определенного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса судебное заседание проведено в отсутствие бюджетного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", общества с ограниченной ответственностью "Торговый двор "Восточный", надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания по делу.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителей лиц, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В 2004 году между Департаментом недвижимости администрации города Омска и ООО "Торговый двор "Восточный" были заключены договоры N Д-Ц-25-4743 и Д-Ц-35-4744 аренды земельного участка, в соответствии с условиями которого в аренду ООО "Торговый двор "Восточный" сроком на 10 лет передан земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 14:0013 площадью 48 224 кв.м, относящийся к категории земель поселений в границах города Омска, расположенный по адресу: в 500 метрах юго-восточнее ориентира - 3-этажного жилого дома с почтовым адресом: улица 5-я Северная, 199 (Центральный округ) для организации универсального открытого рынка и некоммерческой парковки.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 14:13 располагался на территории города Омска и относился к землям, находящимся в государственной собственности, собственность на которые не разграничена, в соответствии с нормами Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" с 01.07.2006 в связи с перераспределением собственником имущества полномочий права арендодателя по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 14:13 перешли к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области.
20.04.2009, реализуя предоставленные ему полномочия, Главное управление по земельным ресурсам Омской области издало распоряжение N 1409-р "О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование бюджетному учреждению Омской области "Центр учёта и содержания собственности Омской области" земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске".
Полагая, что издание указанного распоряжения противоречит нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, департамент имущественных отношений Администрации города Омска обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
15.07.2010 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же статьи Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 292 и 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предельные допустимые сроки для восстановления.
В Определении от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из содержания приведенных норм следует, что моментом, с которого начинается исчисление трехмесячного срока, признается день, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В суде первой инстанции Департаментом было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока со ссылкой на правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 3 Информационного письма от 20.12.1999, согласно которой имущественным правам должна быть обеспечена судебная защита, отказ в правосудии запрещён. Заинтересованное лицо должно иметь возможность добиться рассмотрения своего дела в суде - органе государственной власти системы правосудия.
Законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, следовательно, данный вопрос решается судом с учетом обстоятельств конкретного дела.
Как установлено судом первой инстанции, в данном случае из материалов дела следует, что о наличии обжалуемого распоряжения заявителю стало известно 21.04.2009, с заявлением в арбитражный суд Департамент обратился 02.04.2010.
При этом в обоснование уважительности пропуска срока заявитель ссылается лишь на нормы, не приводя каких-либо обстоятельств, что представляет восстановление срока судом первой инстанции как безосновательное.
Как уже было отмечено выше, уважительными причинами суд может признать обстоятельства, которые воспрепятствовали совершению лицом процессуальных действий в установленные сроки.
Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только привести правовое обоснование, но указать причины его пропуска, и представить суду доказательства того, что заявитель не имел возможности совершить соответствующее процессуальное действие в срок.
Объективных причин, которые препятствовали заявителю обратиться с настоящим требованием в арбитражный суд в установленный законом срок и могли бы быть признаны судом уважительными, последним не представлено.
В апелляционной жалобе Департаментом также не приведено доказательств уважительности причины пропуска срока на обращение в суд.
С учетом изложенного основания для восстановления срока, обоснованно не признаны судом первой инстанции уважительными. Суд правильно отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обращения в суд.
В силу части 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий по истечении процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иными федеральными законами либо арбитражным судом.
В силу правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 31.01.2006 N 9316/05, отсутствие причин к восстановлению срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда омской области от 15.07.2010 по делу N А46-4819/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4819/2010
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Третье лицо: Бюджетное учреждение Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области", Общество с ограниченной ответственностью "Торговый двор "Восточный", Министерство имущественных отношений Омской области
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7369/2010