город Омск |
|
02 ноября 2010 г. |
Дело N А70-5135/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7595/2010)
индивидуального предпринимателя Суслаева Дмитрия Александровича
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.07.2010
по делу N А70-5135/2010 (судья Минеев О.А.),
принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Суслаева Дмитрия Александровича
к Администрации г. Тобольска
о признании незаконным отказа Администрации г. Тобольска предоставить земельный участок в аренду для сооружения эвакуационного выхода, об обязании Администрации г. Тобольска подготовить акт выбора земельного участка и издать решение о предварительном согласовании места размещения объекта для предоставления индивидуальному предпринимателю Суслаеву Дмитрию Александровичу земельного участка площадью 69,39 м2 по адресу Тюменская область, г. Тобольск, 8 микрорайон, участок N 41/82а (у дома N 41) для сооружения эвакуационного выхода из нежилого помещения по адресу Тюменская область, г. Тобольск, 8 микрорайон, дом 41/82,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Суслаева Дмитрия Александровича - Семенова А.А. (паспорт, доверенность от 08.07.2010 сроком действия на 3 года);
от Администрации г. Тобольска - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Суслаев Дмитрий Александрович (далее - Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением (л.д.3) к Администрации г. Тобольска (далее - Администрация, ответчик) о признании незаконным отказа Администрации предоставить земельный участок в аренду для сооружения эвакуационного выхода; об обязании Администрации подготовить акт выбора земельного участка и издать решение о предварительном согласовании места размещения объекта для предоставления Предпринимателю земельного участка площадью 69,39 м2 по адресу Тюменская область, г.Тобольск, 8 микрорайон, участок N 41/82а (у дома N 41) для сооружения эвакуационного выхода из нежилого помещения по адресу Тюменская область, г.Тобольск, 8 микрорайон, дом 41/82.
Решением от 21.07.2010 по делу N А70-5135/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация выразила свою волю на последующее предоставление земельного участка площадью 8 кв.м., о чем заявитель был осведомлен, получив для согласования акт о выборе земельного участка, в то время как в материалах дела отсутствуют доказательства наличия согласия Администрации на предоставление земельного участка под строительство объекта большей площадью - 69,39 кв.м.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что не дожидаясь принятия в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта, решения о предоставлении земельного участка для строительства и до заключения договора аренды земельного участка предприниматель осуществил строительство объекта на спорной территории, что является неправомерным и влечет отказ в удовлетворении требований заявителя.
В апелляционной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование своей позиции податель жалобы отмечает, что суд первой инстанции при рассмотрении дела по существу не исследовал правомерность действий Главы г.Тобольска выразившихся в непринятии более позднего решения комиссии по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельных участков о предоставлении земельного участка большей площадью.
Также податель жалобы отмечает, что решение комиссии Администрации г. Тобольска, выраженное в протоколе заседания комиссии от 15.02.2008 является решением исполнительного органа местного самоуправления об отводе земельного участка Сулаеву Д.А. в соответствии с представленным эскизным проектом, то есть площадью не менее 69,39 кв.м., и является основанием для выдачи акта о выборе земельного участка площадью 69,39 кв.м.
Администрация г. Тобольска отзыв на апелляционную жалобу Предпринимателя не представила, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.
Суд апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрации, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не заявившего ходатайства об его отложении.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
Предпринимателю принадлежит на праве собственности нежилое помещение -назначение: нежилое, этаж 1; площадь: общая - 131,4 кв.м.; расположенное по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 8 микрорайон, 41/82 (л.д.4). Данное нежилое помещение используется заявителем в предпринимательской деятельности для размещения магазина.
Предписанием Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Тюменской области от 10.04.2007 N 196 на заявителя возложена обязанность выполнить эвакуационные выходы из помещений магазина непосредственно на прилегающую территорию (л.д.5).
В связи с этим заявитель обратился в Комиссию по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством (далее также - Комиссия) с заявлением о предоставлении земельного участка для сооружения эвакуационного выхода.
ООО "М Арт" по заданию Предпринимателя был подготовлен проект планируемого к строительству эвакуационного выхода (л.д.6-16), согласно которому площадь проектируемого земельного участка составила 69,39 кв.м. (л.д.8).
На заседании Комиссии было принято решение отвести заявителю испрашиваемый земельный участок, выполнить эвакуационные выходы согласно представленного эскиза (выписка от 18.03.2008 N 11 из протокола от 15.02.2008 N 6 совещания Комиссии) (л.д.17).
Приказом Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации от 19.05.2008 N А-1058/08 земельному участку под строительство второго эвакуационного выхода магазина присвоен адрес: Тюменская область, г.Тобольск, 8 микрорайон, участок N 41/82а (л.д.9).
Полагая, что решением Комиссии (протокол от 15.02.2008 N 6) заявителю на законном основании отведен земельный участок площадью 69,39 кв.м., Предприниматель осуществил на спорном земельном участке строительство эвакуационного выхода согласно указанному выше проекту, выполненному ООО "М Арт".
27.02.2010 Предприниматель, ссылаясь на указанное выше решение Комиссии, обратился в Администрацию с заявлением (вх.N 01-02/04-686) о предоставлении земельного участка под эвакуационный выход и о заключении договора аренды земельного участка по адресу: Тюменская область, г.Тобольск, 8 микрорайон, участок N 41/82а (л.д.18).
Письмом "О рассмотрении обращения" от 09.04.2010 N 01-01/02-946 (л.д.19) ответчик отказал заявителю в отводе и предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на не представление согласованного в установленном порядке акта о выборе земельного участка, а также на то, что на земельном участке Предпринимателем возведено самовольное строение. Кроме того, ответчик указал на то, что, испрашивая земельный участок под существующий эвакуационный выход, заявитель не предоставил необходимые для этого документы в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Несогласие заявителя с отказом в предоставлении в аренду земельного участка под эвакуационный выход площадью 69,39 кв.м., расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тобольск, 8 микрорайон, участок N 41/82а, послужило основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Решением от 21.07.2010 по делу N А70-5135/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 названной статьи установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела, заявитель в целях предоставления земельного участка под эвакуационный выход магазина площадью 69,39 кв.м. обратился в Комиссию при администрации по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством с заявлением об отводе земельного участка согласно эскизному проекту (выписка от 18.03.2008 N 11 из протокола от 15.02.2008 N 6 совещания Комиссии) (л.д.17).
Между тем МУП "Архитектура и градостроительство" был подготовлен проект границ земельного участка под строительство второго эвакуационного выхода магазина, площадью 8 кв.м. (л.д.29). Проект границ утвержден Первым заместителем Главы Администрации и Председателем Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации.
Согласно журналу регистрации актов о выборе земельных участков, 28.05.2008 заявителю был выдан акт о выборе земельного участка под строительство от 27.05.2008 N 113, для соответствующих согласований для издания распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства (л.д.27-28).
Таким образом, администрацией был реализован первый этап, предусмотренный частью 5 стать 30 ЗК РФ, процедуры предоставления предпринимателю земельного участка в аренду под строительство эвакуационного выхода.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Таким образом, положения названных норм свидетельствуют о том, что выбор земельного участка производится исполнительным органом по согласованию с заявителем, при том что границы земельного участка не всегда могут совпадать с границами, определенными заявителем. Границы земельного участка подлежат определению с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Поскольку предприниматель не представил суду доказательств неправомерного определения Администрацией площади испрашиваемого земельного участка - 8 кв.м., апелляционный суд не может согласиться с правомерностью требования заявителя об обязании Администрации подготовить акт выбора земельного участка и издать решение о предварительном согласовании места размещения объекта для предоставления Предпринимателю земельного участка площадью 69,39 м2 по адресу Тюменская область, г.Тобольск, 8 микрорайон, участок N 41/82а (у дома N 41).
Важно отметить, что согласно пункту 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не связанных с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Поскольку предпринимателем не было представлено доказательств определения Администрацией в акте о выборе земельного участка площади испрашиваемого земельного участка не в соответствии с требованиями статьи 33 ЗК РФ, апелляционный суд не принимает доводы подателя жалобы о неправомерном непринятии Главой администрации при выборе земельного участка более позднего решения комиссии по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о выборе земельных участков о предоставлении земельного участка большей площадью.
Названный довод не может быть рассмотрен в рамках настоящего дела и по той причине, что он не относится к предмету настоящего спора. Предпринимателем оспаривается решение Администрации об отказе предоставить земельный участок в аренду для сооружения эвакуационного выхода. Между тем требования о признании незаконным действия Администрации по выбору земельного участка меньшей площади, нежели было заявлено предпринимателем, последним в рамках настоящего спора не заявлялось.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что требования заявителя о признании незаконным отказа Администрации предоставить земельный участок в аренду для сооружения эвакуационного выхода не подлежат удовлетворению в силу несоблюдения предпринимателем процедуры предоставления земельного участка для строительства установленной Земельным кодексом Российской Федерации.
Как уже было отмечено выше, выбор земельного участка является первой стадией процедуры предоставления земельного участка для строительства, которая оканчивается вынесением решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Пунктом 1 статьи 32 ЗК РФ установлено, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 32 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Поскольку заявитель не согласовал проект границ земельного участка, в силу того, что указанная в нем площадь - 8 кв.м. значительно меньше той, на которую он рассчитывал - 69,39 кв.м., у Администрации г. Тобольска отсутствовали правовые основания для вынесения решения о предоставлении спорного земельного участка для строительства.
При этом как уже было отмечено выше, заявителю в целях получения спорного земельного участка площадью 69,39 кв.м. подлежало получить акт о выборе земельного участка именно названной площади. В случае же отказа Администрации выбрать земельный участок с испрашиваемыми предпринимателем границами, последний имел право на судебное обжалование действий администрации.
Кроме того, из материалов дела следует и подтверждается заявителем, что им осуществлено фактическое строительство эвакуационного выхода на спорном земельном участке. То есть, не дожидаясь принятия в установленном порядке решения о предварительном согласовании места размещения объекта, решения о предоставлении земельного участка для строительства и до заключения договора аренды земельного участка Предприниматель осуществил строительство объекта на спорной территории, что является неправомерным.
Поскольку на испрашиваемом земельном участке уже находится строение эвакуационного выхода, возведенное на не предоставленном для этого земельном участке, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.07.2010 по делу N А70-5135/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Суслаева Дмитрия Александровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5135/2010
Истец: Индивидуальный предприниматель Суслаев Дмитрий Александрович
Ответчик: Администрация г. Тобольска