город Омск |
|
16 декабря 2010 г. |
Дело N А46-7564/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7850/2010)
индивидуального предпринимателя Ниязовой Марии Ивановны (далее - заявитель)
на решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2010
по делу N А46-7564/2010 (судья Стрелкова Г.В.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Ниязовой М.И.
к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по ОАО г. Омска; Инспекция; налоговый орган; заинтересованное лицо)
о признании частично недействительным решения от 13.04.2010 N 2060,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Ниязовой М.И. ? Каныгиной Е.Ю. по доверенности от 01.06.2010, сохраняющей силу в течение трех лет (личность удостоверена паспортом гражданина РФ);
от ИФНС России по ОАО г. Омска - Макарова А.В. по доверенности от 09.11.2010 N 03/7473 (удостоверение N 339184),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ниязова М.И. обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ИФНС России по ОАО г. Омска о признании недействительным решения от 13.04.2010 N 2060 в части доначисления суммы авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 146 299 руб. и пени в сумме 18 837 руб. 46 коп., а также предложения к уплате указанных сумм.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.08.2010 по делу N А46-7564/2010 в удовлетворении заявленного предпринимателем требования отказано.
В апелляционной жалобе индивидуальный предприниматель Ниязова М.И. просила решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2010 по делу N А46-7564/2010 отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права.
ИФНС России по ОАО г. Омска в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
11.10.2010 определением Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-7564/2010 производство по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Ниязовой М.И. было приостановлено до официального опубликования судебного акта Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по пересмотру в порядке надзора постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.02.2010 по делу Арбитражного суда Омской области N А46-9432/2009.
Определением суда от 11.11.2010 производство по делу N А46-7564/2010 было возобновлено, поскольку отпали основания для приостановления производства по делу, ввиду опубликования 21.10.2010 на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10. Апелляционная жалоба назначена к рассмотрению в судебном заседании Восьмого арбитражного апелляционного суда на 09.12.2010 на 15 час. 50 мин.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы по основаниям, изложенным выше.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Индивидуальному предпринимателю Ниязовой М.И. на праве собственности принадлежит:
- 1/2 доли на земельный участок, имеющий кадастровый номер 55:36:04 01 09:0067, из земель населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно здания цеха ТНП, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда, д. 97 (свидетельство серии 55 АВ N 725355 от 18.08.2008) ;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 55:36:04 01 09:0068, из земель поселений, расположенный относительно здания цеха ТНП, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда, д. 97 (свидетельство серии 55 АВ N 343665 от 06.10.2006) ;
- земельный участок, имеющий кадастровый номер 55:36:04 01 09:0069, из земель поселений, расположенный относительно здания цеха ТНП, имеющего почтовый адрес: г. Омск, Центральный административный округ, ул. 22-го Партсъезда, д. 97 (свидетельство серии 55 АВ N 343666 от 06.10.2006) .
24.11.2009 индивидуальный предприниматель Ниязова М.И. представила в налоговый орган уточненный расчет по авансовым платежам по земельному налогу за 1 квартал 2009 года, согласно которому сумма земельного налога рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, установленной Указом Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003, сумма авансового платежа составила 60 999 руб.
Налоговым органом проведена камеральная проверка налоговой декларации, по итогам которой принято решение от 13.04.2010 N 2060 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным ненормативным правовым актом налогоплательщику налоговым органом доначислены авансовые платежи по земельному налогу за 1 квартал 2009 года в сумме 146 299 руб., начислены пени в сумме 18 837 руб. 46 коп., а также предложено уплатить сумму авансового платежа и пени.
Основанием для начисления налога и пени явилось несоответствие кадастровой стоимости земельного участка, указанной в налоговом расчете, данным Постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
Реализуя право, предоставленное налогоплательщику статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель Ниязова М.И. обратилась с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области на решение инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска от 13.04.2010 N 2060.
Решением вышестоящего налогового органа от 21.05.2010 N 16-18/0099зг по результатам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя, решение ИФНС России по ОАО г. Омска от 13.04.2010 N 2060 было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Полагая, что вышеупомянутое решение ИФНС России по ОАО г. Омска является незаконным и нарушает охраняемые законом права и интересы индивидуального предпринимателя Ниязовой М.И., последняя обратилась в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
05.08.2010 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу абзаца первого пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с указанной статьей решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" на территории города Омска был установлен земельный налог.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в соответствии с ними государственную кадастровую оценку земель проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты работы по определению кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данным постановлением утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по 15 группам видов разрешенного использования в разрезе кадастровых кварталов города Омска для расчета кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков города Омска в границе кадастрового района 55:36.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.04.2009 по делу N А46-2734/2009 удовлетворены требования предпринимателя Ниязовой М.И. о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенных 28.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 2 030 6887 руб. 90 коп., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 946 руб. 15 коп. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0068 площадью 5 146 кв.м., кадастровой стоимости в размере 58 091 105 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 938 руб. 38 коп. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0067 площадью 14 750 кв.м., кадастровой стоимости в размере 31 609 760 руб., удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 951 руб. 22 коп. за один кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:0069 площадью 8000 кв.м. На Управление Роснедвижимости возложена обязанность исключить указанные экономические характеристики (кадастровую стоимость и удельные показатель кадастровой стоимости) из государственного кадастра недвижимости.
В ходе рассмотрения арбитражного дела N А46-2734/2009 установлено, что действия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков субъектом Российской Федерации - постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не утверждены результаты оценки кадастровой стоимости данных земельных участков, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, и тем самым нарушен порядок, установленный действующим законодательством. В силу чего, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению данных сведений признаны незаконными.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п внесены изменения, а именно: результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 дополнены таблицей "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году", содержащий сведения о кадастровой стоимости каждого земельного участка, в том числе принадлежащего заявителю. Данный нормативный акт был опубликован в установленном порядке.
Следовательно, как верно пришел к выводу суд первой инстанции, применение для определения налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, является обоснованным.
Таким образом, учитывая, что налоговым органом при доначислении предпринимателю оспариваемым решением авансового платежа по земельному налогу за 1 квартал 2009 года применена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 55:36:04 01 09:67 в размере 17 112 213 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:68 в размере 5 970 132 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:69 в размере 9 281 200 руб., соответствующие утвержденным постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то, что сведения о кадастровой стоимости, в соответствии с которыми Инспекцией исчислен авансовый платеж по земельному налогу, в государственном кадастре недвижимости находились незаконно до момента исполнения решения по делу N А46-2734/2009 расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная, в силу следующего.
При рассмотрении дела N А46-2734/2009 судом оценивались действия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участках без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации и были признаны незаконными на момент их совершения - 28.12.2007.
Налоговым органом исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости на спорные земельные участки по состоянию на 01.01.2009, содержащийся в государственном кадастре недвижимости.
На основании вышеназванного решения Арбитражного суда Омской области из государственного кадастра недвижимости 04.08.2009 исключены сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Этой же датой в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 09:67 в размере 17 112 213 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:68 в размере 5 970 132 руб., с кадастровым номером 55:36:04 01 09:69 в размере 9 281 200 руб. согласно постановлению Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, соответствующим исключенным.
Следовательно, сведения о кадастровой стоимости спорных земельных участков на 01.01.2009 имелись в указанном выше размере. Данные сведения исключены только 04.08.2009 и тогда же внесены в том же размере, но с другим обоснованием. Законность нахождения этих сведений в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2009 не оспорена в установленном порядке.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного предпринимателем требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 информационного письма от 11.05.2010 N 139, предпринимателем при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 100 руб., а фактически им была уплачена в сумме 2000 руб., то 1900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.08.2010 по делу N А46-7564/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ниязовой Марии Ивановне из федерального бюджета 1900 руб. излишне уплаченной по платежному поручению N 172 от 31.08.2010 на сумму 2000 руб. при подаче апелляционной жалобы государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7564/2010
Истец: Индивидуальный предприниматель Ниязова Мария Ивановна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7850/2010