город Омск |
|
17 ноября 2010 г. |
Дело N А81-2040/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-7830/2010)
Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.07.2010
по делу N А81-2040/2010 (судья Садретинова Н.М.),
принятое по заявлению Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
3-е лицо: Администрация муниципального образования Пуровский район
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, извещен;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, извещено;
от Администрации муниципального образования Пуровский район - не явился, извещена;
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - заявитель, Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу, заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Пуровского отдела Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу в государственной регистрации права собственности автономного округа на недвижимое имущество: Ветеринарная лечебница, расположенная по адресу: Пуровский район, пгт. Уренгой, мкрн. 1, дом 2 и об обязании Пуровского отдела осуществить государственную регистрацию права собственности автономного округа на недвижимое имущество: Ветеринарная лечебница, расположенная по адресу: Пуровский район, пгт. Уренгой, мкрн. 1, дом 2 в установленный законом срок.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.07.2010 по делу N А81-2040/2010 в удовлетворении требований Департамента отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Департамент обжаловал его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
31.07.2008 Администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа вынесено распоряжение N 375-РА "О принятии в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа объектов муниципальной собственности муниципального образования Пуровский район".
В соответствии с приложением к указанному распоряжению от 31.07.2008 N 375-РА в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа подлежала передаче, в том числе Ветеринарная лечебница, расположенная по адресу: Пуровский район, пгт. Уренгой, мкрн. 1, дом 2.
28.10.2008 оформлен акт приема-передачи имущества муниципальной собственности муниципального образования Пуровский район в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором в том числе указано на передачу Ветеринарной лечебницы.
14.12.2009 в Пуровский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу обратились представители Ямало-Ненецкого автономного округа и Муниципального образования Пуровский район с заявлениями о государственной регистрации права собственности на объект: Ветеринарная лечебница, расположенная по адресу: Пуровский район, пгт. Уренгой, мкрн. 1, дом 2.
В качестве документов-оснований для государственной регистрации представлены: распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2008 N 375-РА "О принятии в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа объектов муниципальной собственности Муниципального образования Пуровский район"; акт приема-передачи N 4 имущества, муниципальной собственности муниципального образования Пуровский район в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа от 28.10.2008.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (Пуровский отдел) государственная регистрация права была приостановлена на том основании, что не представлено документов, подтверждающих право собственности муниципального образования Пуровский район на Ветеринарную лечебницу, а также, что отсутствуют сведения о регистрации права собственности муниципального образования Пуровский район на данный объект. О приостановлении государственной регистрации права Департаменту было сообщено уведомлением от 11.01.2010 N 04/004/2009-043/04-05.
В связи с не устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управлением Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу было отказано в государственной регистрации права собственности.
Об отказе в государственной регистрации Департамент был уведомлен сообщением от 09.02.2010 N 04/004/2009-044/04-117.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, Департамент оспорил его законность в арбитражном суде, указав на то, что основанием для возникновения прав на имущество является распоряжение от 31.07.2008 N 375-РА "О принятии в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа объектов муниципальной собственности муниципального образования Пуровский район".
Суд первой инстанции, проанализировав законодательство о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, пришел к выводу о том, что для государственной регистрации права Ямало-Ненецкого автономного округа на объект недвижимого имущества к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, подтверждающие право собственности муниципального образования Пуровский район на данный объект недвижимости, а также, что должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре право собственности муниципального образования Пуровский район.
Поскольку указанных документов к заявлению о государственной регистрации приложено не было, а также, поскольку за муниципальным образованием Пуровский район не зарегистрировано Едином государственном реестре право собственности на передаваемый в собственность Ямало-Ненецкого автономного округа объект недвижимости, суд первой инстанции посчитал правомерным спорный отказ Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу в государственной регистрации права собственности на Ветеринарную лечебницу.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов указывает, что решение о передаче имущества является достаточным основанием и надлежащим документом, на основании которого должна быть произведена регистрация права собственности. В данном случае таким решением о передаче имущества является распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2008 N 375-РА "О принятии в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа объектов муниципальной собственности муниципального образования Пуровский район". При таких обстоятельствах заявитель считает незаконным отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущество.
Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало позицию об отсутствии оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Администрация муниципального образования Пуровский район, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Судебное заседание апелляционного суда по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проведено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела и не заявивших ходатайства о его отложении. От Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, которое апелляционный суд счел возможным удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует понимать юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ установлен порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, который, в том числе, включает в себя прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрацию таких документов, правовую экспертизу документов и проверку законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Не допускается истребование дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 17 этого Закона).
Согласно абзацу 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Из указанных норм следует, что для государственной регистрации права собственности у нового собственника на объект недвижимого имущества, в том числе должны быть представлены документы, подтверждающие право собственности на такой объект недвижимости у прежнего собственника имущества.
Как установлено материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, на государственную регистрацию не были представлены документы, подтверждающие наличие права собственности на Ветеринарную лечебницу у муниципального образования Пуровский район.
Кроме того, на основании абзаца 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
В рассматриваемом случае, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации права собственности на спорный объект за Муниципальным образованием Пуровский район.
Следовательно, для государственной регистрации права собственности Ямало-Ненецкого автономного округа на спорный объект недвижимости вначале следовало зарегистрировать право собственности на спорный объект за Муниципальным образованием Пуровский район, а затем уже осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимого имущества за Ямало-Ненецким автономным округом.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся во втором абзаце пункта 3 постановления от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", действовавшим в период возникших спорных правоотношений (утратил силу в связи с изданием Постановления Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 23) документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты является соответствующий реестр федерального, государственного и муниципального имущества.
Вместе с тем, Департаментом при подаче заявления о регистрации перехода права собственности не была представлена выписка из реестра Муниципальной собственности Пуровского района.
Таким образом, Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу имело все основания для отказа в государственной регистрации права собственности на Ветеринарную лечебницу.
В апелляционной жалобе Департаментом выражена позиция, согласно которой в соответствии с абзацем пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение о передаче имущества, которым является распоряжение Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 31.07.2008 N 375-РА, служит достаточным основанием и надлежащим документом, на основании которого должна быть произведена регистрация права собственности.
Отклоняя данный довод, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с абзацем 9 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.
В силу абзаца 31 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями. К правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона N 122-ФЗ, в том числе, определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи (абзац 33 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Таким образом, в силу прямого указания положений части 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в предусмотренных случаях имущество, находящееся в собственности одного публичного образования, подлежит передаче в собственность другого, при этом решение о передаче имущества является основанием возникновения права.
На данное обстоятельство обращено внимание суда первой инстанции в тексте судебного акта, однако податель апелляционной жалобы не дал своей оценки на указанный вывод суда первой инстанции.
Между тем, как уже ранее было указано, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть представлены доказательства наличия права собственности у лица, передавшего имущество новому собственнику.
Вышеуказанные нормы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ иных правил не устанавливают, а лишь указывают, что принятие имущества в том числе в государственную собственность осуществляется на основании решения компетентного органа. В связи с этим, Департаменту в любом случае следовало представить на государственную регистрацию доказательства наличия права собственности на объект недвижимости у муниципального образования Пуровский район.
При таких обстоятельствах, поскольку Управление Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу правомерно отказало в осуществлении государственной регистрации права собственности Ямало-Ненецкого автономного округа на Ветеринарную лечебницу, расположенную по адресу: Пуровский район, пгт. Уренгой, мкрн. 1, дом 2, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Департаментом требований.
На основании изложенного и при отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.07.2010 по делу N А81-2040/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2040/2010
Истец: Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Админист рация муниципального образования Пуровский район
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7830/2010