город Омск |
|
18 ноября 2010 г. |
Дело N А46-9725/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 ноября 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иванова Н.Е.
судей Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8328/2010)
открытого акционерного общества "Облкоммунсервис"
на решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2010
по делу N А46-9725/2010 (судья Солодкевич И.М.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Облкоммунсервис"
к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска
о признании решения от 09.06.2010 N 25285 недействительным,
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Облкоммунсервис" - Камнева А.А. по доверенности от 14.09.2010 сроком действия 3 года;
от инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Голушкова Д.А. по доверенности от 11.01.2010 сроком действия по 31.12.2010;
УСТАНОВИЛ:
решением от 20.08.2010 по делу N А46-9725/2010 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Облкоммунсервис" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество, ОАО "Облкоммунсервис") о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по КАО г. Омска, налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) от 09.06.2010 N 25285 отказано.
В апелляционной жалобе ОАО "Облкоммунсервис", ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя апелляционной жалобы, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю, не была определена в установленном законом порядке, в связи с чем налоговая база по земельному налогу за 2009 год была определена инспекцией с нарушением норм законодательства о налогах и сборах.
Общество считает, что налоговая база по земельному налогу должна определяться на основании сведений Государственного кадастра недвижимости, предоставляемых Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, при этом сведения о кадастровой стоимости земельного участка в государственном земельном кадастре находились в период с 28.12.2007 по 06.07.2009 незаконно, что подтверждается решением арбитражного суда от 13.03.2009 по делу N А46-2165/2009 и сведениями о его исполнении. Следовательно, по состоянию на 01.01.2009 кадастровая стоимость земельного участка общества в размере 232 933 332 руб. 06 коп. в названном кадастре отсутствовала, что лишило общество возможности самостоятельно определить размер налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ИФНС России по КАО г. Омска в устном выступлении в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Облкоммунсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.03.2007 ИФНС России по КАО г. Омска за основным государственным регистрационным номером 1075507009841 (л.д. 45).
Заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 87846 кв.м с кадастровым номером 55:36:19 01 39:1004, что подтверждается свидетельством, выданным 06.08.2007 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области (л.д. 24).
Налогоплательщиком в инспекцию 01.02.2010 представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2009 год (л.д. 121-126).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка на основе указанной декларации, ответа Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее - Управление Роснедвижимости по Омской области) от 15.10.2009 N 07-06/5948 (л.д. 116), кадастрового плана земельного участка N 5536/220/09-2164 от 14.10.2009 (л.д. 117-118) и свидетельства о государственной регистрации права от 06.08.2007 серии 55 АВ N 501500 (л.д. 119), по окончании которой 12.05.2010 составлен акт камеральной налоговой проверки N 24584 (л.д. 109-115), копия которого вручена 13.05.2010 генеральному директору общества.
07.06.2010 в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного налогоплательщика рассмотрены материалы налоговой проверки и возражения ОАО "Облкоммунсервис" от 18.05.2010 N 011333, представленные на акт проверки, и принято решение за N 25285, полный текст которого изготовлен 09.06.2010 (л.д. 12-18).
Данным решением заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), за неполную уплату земельного налога за 2009 год в виде штрафа в сумме 317 918 руб., доначислен земельный налог за 2009 год в сумме 1 199 800 руб. и пени за его несвоевременную уплату по состоянию на 09.06.2010 в сумме 39 271 руб. 02 коп., предложено уплатить указанные штраф, налог и пени.
Основанием для принятия решения послужили следующие обстоятельства, установленные проверкой.
В налоговой декларации по земельному налогу заявитель исчислил к уплате налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в размере 40 626 650 руб., определенном Указом Губернатора Омской области N 110 от 19.06.2003, что, по мнению инспекции, изложенном в оспариваемом решении, не соответствует данным о кадастровой стоимости земельного участка, указанным в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п), в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п "О внесении изменения в постановление Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее - постановление Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п).
В соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 39:1004 составляет 23 2933 332 руб. 06коп.
Исполнение Управлением Роснедвижимости по Омской области решения Арбитражного суда Омской области от 13.03.2009 по делу N А46-2165/2009 путем исключения и включения вновь сведений о кадастровой стоимости земельного участка заявителя, не повлияло на налоговую базу, поскольку на 01.01.2009 в государственном земельном кадастре содержались сведения о данном земельном участке, необходимые для определения налогооблагаемой базы по земельному налогу, внесенные на основании постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193, опубликованного в газете "Омский вестник" от 30.11.2008 N 141.
Реализуя право, предоставленное налогоплательщику статьей 101.2 НК РФ, общество обратилась с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области на решение инспекции от 09.06.2010 N 25285, по результатам рассмотрения которой 12.07.2010 принято решение N 16-17/09573 (л.д. 19-23), оставившее решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Полагая, что вышеупомянутое решение ИФНС России по КАО г. Омска является незаконным и нарушает права и интересы ОАО "Облкоммунсервис", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
20.08.2010 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющиеся предметом апелляционного обжалования по данному делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу абзаца 1 пункта 1 и абзаца 1 пункта 2 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с указанной статьей решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска" на территории города Омска был установлен земельный налог.
В соответствии со статьей 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 1 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, в соответствии с ними государственную кадастровую оценку земель проводит Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальные органы, а также находящиеся в их ведении предприятия и организации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты работы по определению кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 утверждены постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данным постановлением утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по 15 группам видов разрешенного использования в разрезе кадастровых кварталов города Омска для расчета кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков города Омска в границе кадастрового района 55:36.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.03.2009 по делу N А46-2165/2009 удовлетворены требования ОАО "Облкоммунсервис" о признании незаконными действий Управления Роснедвижимости по Омской области, совершенных 28.12.2007, по внесению в государственный земельный кадастр кадастровой стоимости в размере 232 933 332 руб. 06 коп. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 651 руб. 61 коп. за 1кв.м. земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 39:1004. На Управление Роснедвижимости возложена обязанность исключить указанные экономические характеристики (кадастровую стоимость и удельные показатель кадастровой стоимости) из государственного кадастра недвижимости.
В ходе судебного разбирательства по делу N А46-2165/2009 было установлено, что действия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка совершены без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации - постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не утверждены результаты оценки кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 39:1004, а утверждены лишь усредненные удельные показатели кадастровой стоимости кварталов, и тем самым нарушен порядок, установленный действующим законодательством. В силу чего, действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области по внесению данных сведений признаны незаконными.
Постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П в постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п внесены изменения, а именно: результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 дополнены таблицей "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов г. Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году", содержащий сведения о кадастровой стоимости каждого земельного участка, в том числе принадлежащего заявителю. Данный нормативный акт был опубликован в установленном порядке.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, применение для определения налоговой базы по земельному налогу с 01.01.2009 сведений о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, является правомерным и обоснованным.
Учитывая, что инспекцией при доначислении обществу оспариваемым решением земельного налога за 2009 год применена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 39:1004 в размере 232 933 332 руб. 06 коп., соответствующая утвержденной постановлением Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования заявителя.
Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что сведения о кадастровой стоимости, в соответствии с которыми инспекцией исчислен земельный налог, в государственном кадастре недвижимости находились незаконно до момента исполнения решения по делу N А46-2165/2009 расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная, исходя из следующего.
При рассмотрении дела N А46-2165/2009 судом оценивались действия по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка без утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельного участка субъектом Российской Федерации и были признаны незаконными на момент их совершения - 28.12.2007.
Налоговым органом исчислен земельный налог исходя из кадастровой стоимости на спорный земельный участок на 01.01.2009 года, содержащейся в государственном кадастре недвижимости.
В соответствии с решением от 06.07.2009 N 36/09-11475 территориального отдела N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области (л.д. 39) на основании вышеназванного решения Арбитражного суда Омской области из государственного кадастра недвижимости исключены сведения о кадастровой стоимости земельного участка. Этим же решением в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:19 01 39:1004 в размере 232 933 332 руб. 06 коп. согласно постановлению Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-П, соответствующем исключенному.
Следовательно, сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка на 01.01.2009 года имелись в размере 232 933 332 руб. 06 коп. Данные сведения исключены только 06.07.2009 и тогда же внесены в том же размере, но с другим обоснованием. Законность нахождения этих сведений в государственном кадастре недвижимости на 01.01.2009 не оспорена в установленном порядке.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного ОАО "Облкоммунсервис" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.08.2010 по делу N А46-9725/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9725/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Облкоммунсервис"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8328/2010