город Омск |
|
03 декабря 2010 г. |
Дело N А81-3494/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8744/2010)
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.2010
по делу N А81-3494/2010 (судья Каримов Ф.С.),
принятое по заявлению заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа,
при участии третьего лица: муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница",
об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 24.06.2010 N 46,
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;
от заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления исполняющего обязанности начальника инспекции Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа N 46 от 24.06.2010 о привлечении к административной ответственности муниципального учреждения здравоохранения "Городская больница" (далее - МУЗ "Городская больница", больница) по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.2010 по делу N А81-3494/2010 признано незаконным и отменено постановление исполняющего обязанности начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа N 46 от 24.06.2010 о привлечении к административной ответственности МУЗ "Городская больница" по статье 14.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, признавая незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания N 46 от 24.06.2010, исходил из того, что не имеется надлежащих доказательств наличия в действиях МУЗ "Городская больница" объективной стороны административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, а именно: ни в одном из документов не зафиксирован конкретный факт оказания услуг больницей конкретному покупателю без применений контрольно-кассовой техники.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган, инспекция) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В обоснование поданной апелляционной жалобы налоговый орган указал, что сумма неучтенных денежных средств в размере 580 руб. свидетельствует о неприменении больницей контрольно-кассовой техники в расчетах с покупателями, документов, подтверждающих внесение в кассу денежных средств в качестве разменной монеты, больницей не представлено, в связи с чем является правомерным привлечение МУЗ "Городская больница" к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ. Кроме того, считает, что отсутствие ссылки на часть статьи 14.5 КоАП РФ в протоколе и постановлении налогового органа не является нарушением норм процессуального права, влекущим отмену оспариваемого постановления.
От МУЗ "Городская больница" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое приобщено к материалам дела.
Заявленное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела. Из представлено отзыва следует, что заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа согласен с принятым судебным актом, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От МУЗ "Городская больница" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу. Указанный отзыв на апелляционную жалобу не приобщен к материалам дела, поскольку отсутствуют доказательства его направления или вручения лицам, участвующим в деле. Отзыв МУЗ "Городская больница" остается в материалах дела, но оценке не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу заместителя прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, установил следующие обстоятельства.
Постановлением исполняющего обязанности начальника инспекции Федеральной налоговой службы по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.06.2010 N 46 МУЗ "Городская больница" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужила проверка соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) в МУЗ "Городская больница", проведенная 16.06.2010 государственным налоговым инспектором Апреловой Д.А. совместно с сотрудниками органов внутренних дел.
В результате проверки установлены излишки денежных средств в сумме 580 руб. Указанное обстоятельство было зафиксировано в акте серии 89 N 005455 проверки выполнения Закона N 54-ФЗ.
По результатам проверки административным органом в отношении МУЗ "Городская больница" составлен протокол от 17.06.2010 N 46 об административном правонарушении и вынесено постановление от 24.06.2010 N 46 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа, считая постановление о назначении административного наказания от 24.06.2010 N 46 незаконным, обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением о его отмене.
17.08.2010 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое решение.
Означенное решение обжаловано налоговым органом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены или изменения, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
В силу пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" под неприменением контрольно-кассовых машин следует понимать, в частности, фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Наличие или отсутствие указанных обстоятельств подтверждается доказательствами, к которыми в силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными названным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Вывод о неприменении контрольно-кассовой техники сделан налоговым органом на основании факта обнаружения в кассе больницы излишек денежных средств в сумме 580 руб., однако излишек денежных средств в кассе МУЗ "Городская больница" сам по себе не может свидетельствовать о неприменении им контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями.
Из объяснения главного врача Боровковой С.Н. следует, что денежные средства были внесены в кассовый аппарат лично бухгалтером-кассиром в качестве разменной монеты. Налоговым органом данные обстоятельства не опровергнуты.
При этом в материалах проверки, проведенной налоговым органом, не имеется надлежащих доказательств наличия в действиях больницы объективной стороны административного правонарушения, квалифицируемого по статье 14.5 КоАП РФ, ни в одном из документов не зафиксирован конкретный факт оказания услуг больницей конкретному покупателю без применения контрольно-кассовой машины.
Доказательства того, что излишки денежных средств образовались по причине неприменения привлекаемым лицом контрольно-кассовой техники при оказании услуг налоговой инспекцией в ходе проверки надлежащими доказательствами не закреплены.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" статья 14.5 КоАП РФ изложена в новой редакции, состоящей из двух частей, каждая из которых содержит самостоятельный состав правонарушения. Указанные изменения вступили в законную силу с 01.01.2010.
Неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), является административным правонарушением, ответственность за которое установлена в части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Как верно установил суд первой инстанции, ни в протоколе об административном правонарушении от 17.06.2010 N 46, ни в постановлении о назначении административного наказания от 24.06.2010 N 46 налоговым органом не отражена ссылка на конкретную часть статьи 14.5 КоАП РФ, на основании которой инспекция привлекла МУЗ "Городская больница" к административной ответственности и применила назначенную меру наказания.
В силу статьи 29.10 КоАП РФ привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, в постановлении налогового органа не определена юридическая квалификация правонарушения, что, как правильно указал суд первой инстанции, является основанием для признания данного постановления незаконным.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное заместителем прокурора требование, признав незаконным и отменив спорное постановление Инспекции о назначении административного наказания.
Доводы заявителя жалобы отклоняются, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами и установленными по делу обстоятельствами.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое постановление о назначении административного наказания от 24.06.2010 N 46 правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба налогового органа удовлетворению не подлежит.
Поскольку за рассмотрение заявления об оспаривании постановления привлечении к административной ответственности не предусмотрена уплата государственной пошлины, то не облагается государственной пошлиной и апелляционная жалоба по таким заявлениям, вопрос распределения судебных расходов судом не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.08.2010 по делу N А81-3494/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3494/2010
Истец: Первый заместитель прокурора Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Губкинский Ямало-Ненецкого автономного округа
Третье лицо: Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8744/2010