город Омск |
|
21 декабря 2010 г. |
Дело N А81-3913/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8759/2010)
открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт"
на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2010
по делу N А81-3913/2010 (судья Каримов Ф.С.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу
об оспаривании постановления от 21.07.2010 N 177 о назначении административного наказания,
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт" (далее -ОАО "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением об оспаривании постановления от 21.07.2010 N 177 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприродназора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - административный орган, Управление Росприроднадзора) о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2010 по делу N А81-3913/2010 в удовлетворении требования общества отказано.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из доказанности материалами дела факта совершения обществом нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе ОАО "НК "Роснефть" - Ямалнефтепродукт" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на то, что судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно: в период действия разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 45 от 25.01.2008 (сроком действия до 31.12.2009) общество заключило договор на оказание услуг по разработке проекта, с целью получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ. Поскольку исполнителем срок выдачи проекта неоднократно откладывался, то общество не имело возможности получить новое разрешение в срок до 31.12.2009.
Податель жалобы считает, что вина ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" в совершении правонарушения отсутствует.
До начала судебного заседания от ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя общества, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу Управление Росприроднадзора заявленные в апелляционной жалобе требования отклонило по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение арбитражного суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление Росприроднадзора, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Управлением Росприродназора проведена плановая выездная проверка по соблюдению ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт", расположенных в пос. Тазовском в период с 2008 года по 2009 год осуществлялись на основании разрешения N 45 от 25.01.2008.
В 2010 году ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" получено разрешение N 43 от 29.04.2010, действующее с 23.03.2010, а так как срок действия ранее выданного разрешения истек 31.12.2009, соответственно, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников расположенных в пос. Тазовский, в период с 01.01.2010 по 22.03.2010 осуществлялись в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В материалах дела имеется перечень объектов общества, в период с 2007 по 2010 годы, согласно которому в вышеуказанном периоде в эксплуатации находились следующие объекты ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" филиала "Тазовское предприятие по ОНП": КАЗС - 1 ед.; площадка нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов (количество резервуаров - 27 шт.).
В проекте нормативов предельно допустимых выбросов данные объекты учтены как стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В соответствии с разделом 1 "Источники выделения загрязняющих веществ" в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" филиала "Тазовское предприятие по ОНП", от АЗС и резервуаров с топливом осуществляется выброс следующих загрязняющих веществ: смесь углеводородов предельных С1-С5; смесь углеводородов предельных С6-С10; пентилены (Амилены - смесь изомеров); бензол; ксилол; толуол.
Кроме того, согласно разделу 1 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами" Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года, в результате деятельности ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ от источников расположенных в п. Тазовский в 1 квартале 2010 г. составил: углеводороды - 0,36 тонны; бензол - 0,009 тонн; ксилол - 0,001 тонн; толуол - 0,008 тонн. Плата за выбросы вышеуказанных веществ в связи с отсутствием разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух осуществлялась по сверхлимиту (сумма платы за сверхлимитный выброс от стационарных объектов составила - 34,47 руб.), что также подтверждается письмом ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" исх. N ВХ-1059 от 07.07.2010 г.
Таким образом, ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" совершено административное правонарушение, выразившееся в осуществлении в период с 01.01.2010 по 22.03.2010 выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт", расположенных в п. Тазовский.
Исследованные при рассмотрении дела материалы (перечень объектов Общества, в период с 2007 по 2010 годы, проект нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" филиала "Тазовское предприятие по ОНП", Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года) подтверждают осуществление обществом выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт", расположенных в п. Тазовский.
По указанному нарушению составлен протокол N 172 от 08.07.2010 об административном правонарушении.
На основании указанного протокола и других материалов дела ведущим специалистом-экспертом отдела экологического контроля Управления Росприроднадзора; государственным инспектором по охране природы Баркинхоевым А.Х. вынесено постановление N 177 от 21.07.2010, в соответствии с которым ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, а потому подлежащим отмене, ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с соответствующим требованиями.
02.09.2010 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Часть 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, а не за сам факт отсутствия специального разрешения.
Исследованные при рассмотрении дела материалы (перечень объектов общества, в период с 2007 по 2010 годы, проект нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" филиала "Тазовское предприятие по ОНП", Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1 квартал 2010 года) подтверждают осуществление обществом выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от стационарных источников ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт", расположенных в п. Тазовский.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.199 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.199 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно пункту 8 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти и области охраны окружающей природной среды.
Пунктом 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно статье 23 названного Закона нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Как следует из материалов дела, Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" было выдано на основании приказа Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу сроком действия с 01.01.2008 по 31.12.2009; после окончания срока действия разрешения, выброс загрязняющих веществ в атмосферу осуществлялся без соответствующего разрешения.
В период с 01.01.2010 по 22.03.2010 до получения нового разрешения ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" осуществляло выброс загрязняющих веществ от стационарных источников в п. Тазовский в отсутствие разрешения.
Постановлением Правительства Российской Федерации 02.03.2000 N 183 утверждено Положение о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.
Пунктом 6 данного Положения предусмотрено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальным и органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
В суде первой инстанции установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности обществом образуется источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ без специального разрешения. Разрешение на их выброс своевременно обществом не оформлено, данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
В апелляционной жалобе ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" указывает на отсутствие вины в действиях общества ввиду принятия им всех необходимых и достаточных мер для предотвращения административного правонарушения. В обоснование указанного довода общество ссылается на имеющиеся у ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" договор на оказание услуг по разработке проекта сроком до 31.12.2009.
Указанную позицию ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" суд апелляционной инстанции расценивает как несостоятельную и не соответствующую требованиям действующего законодательства.
Исходя из части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что данным лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух без специального разрешения. Квалифицирующим признаком состава правонарушения, предусмотренного частью первой, является наличие либо отсутствие разрешения на выброс.
Материалы дела свидетельствуют, 30.09.2009 между ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" и Маскаевой Н.В. заключен договор N б/н на оказание услуг (л.д. 52-53), из которого следует, что Маскаева Н.В. (исполнитель) обязуется в течение 120 дней с момента подписания договора и предоставления всей необходимой информации и документации разработать проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Из пункта 1.3 данного договора следует, что общество обязуется в тридцатидневный срок предоставить Маскаевой Н.В. всю необходимую информация. Таким образом, крайний срок выполнения работ Маскаевой Н.В. является январь 2010 года.
При этом каких-либо документальных доказательств, из которых можно было бы установить факт неисполнения исполнителем договора в установленный срок, а также факт переноса срока выполнения заказа по вине исполнителя обществом в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Таким образом, указанные обстоятельства не могут свидетельствовать о наличии всех необходимых и достаточных сведений относительного того, что общество предпринимало все зависящие от него меры для получения специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что наличие у ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" на оказание услуг б/н от 30.09.2009 ни в коей мере не освобождает общество от обязанности иметь разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, что прямо предусмотрено изложенными выше нормами.
В связи с этим суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции, что при должной степени осмотрительности ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт", зная о существовании обязанности по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, могло и должно было предпринять разумные и достаточные действия для исполнения обозначенной обязанности. Наличие таких действий не доказано ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции. Таким образом, риск неблагоприятных последствий неисполнения требований валютного законодательства лежит на ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт".
Исходя из установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод суда о доказанности совершения ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За совершение данного правонарушения обществу назначен штраф в сумме 40 0 000 руб., что соответствует размеру минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что осуществление проверочных действий, составление протокола об административном правонарушении и вынесение оспариваемого постановления осуществлены административным органом в рамках предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при проведении проверки и оформлении ее результатов требования, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Управлением Росприроднадзора соблюдены, порядок привлечения к административной ответственности нарушен не был.
Отказав в удовлетворении требования ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба ОАО "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.09.2010 по делу N А81-3913/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3913/2010
Истец: Открытое акционерное общество "НК "Роснефть"-Ямалнефтепродукт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8759/2010