город Омск |
|
02 декабря 2010 г. |
Дело N А70-5745/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Солодкевич Ю.М.,
судей Рожкова Д.Г., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Айвазян Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8843/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Калинов мост"
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 08 сентября 2010 года, принятое
по делу N А70-5745/2010 (судья Л.Е. Багатурия),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Калинов мост"
к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал"
о понуждении заключить договор,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Калинов мост" - представителя Мокроусова А.А. по доверенности от 23.11.2010 сроком действия до 31.12.2010,
от общества с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" - представителя Курманбакиева Р.М., по доверенности N 109 от 21.12.2009 сроком действия до 31.12.2010,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Калинов мост" (далее - ООО "Калинов мост", истец) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал" (далее - ООО "Тюмень Водоканал", ответчик) о понуждении заключить договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения N 103/09 от 12.10.2009 в редакции протокола разногласий от 02.12.2009.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 08.09.2010 по делу N А70-5745/2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, ООО "Калинов мост" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что суд первой инстанции не применил нормы действующего законодательства, предусматривающие основания для невзимания платы за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжения и водоотведения), а именно: пункт 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83) и подпункт 3 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
ООО "Тюмень Водоканал" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на неё, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не нашёл оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Тюмень Водоканал" 02.10.2009 выданы ООО "Калинов мост" условия подключения жилого дома по адресу ул. Котельщиков, 19, к сетям водоснабжения и водоотведения г. Тюмени N 1140-т, в которых указано, в том числе на необходимость обеспечения водоснабжения от водопроводного ввода в жилой дом на ул. Котельщиков, 17, корп. 2 и отвода хоз-бытовых стоков в канализацию диаметром 300 мм от жилого дома на ул. Котельщиков, 17, корп. 2 (том 1 л. 92-94).
Между ООО "Калинов мост" (заказчик) и ООО "Тюмень Водоканал" (исполнитель) подписан договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения от 12.10.2009 N 103/09 (том 1 л. 18-24), по условиям которого исполнитель принимает на себя обязательства по обеспечению возможности подключения жилого дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Котельщиков, 19, к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя в соответствии с выданными условиями подключения, а заказчик обязуется внести плату за подключение согласно графику, указанному в пункте 5.3 договора (пункт 1.1 договора N 103/09 от 12.10.2009).
Стоимость платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя по настоящему договору составляет 3 125 199 руб. 91 коп. Размер платы за подключение определён как произведение тарифа на подключение, установленного Постановлением Администрации г. Тюмени от 08.12.2006 N 25-пк "Об утверждении тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов)", и размера заявленной потребляемой нагрузки, представленной в расчёте водопотребления и водоотведения, выполненного лицензированной проектной организацией, являющегося обязательным приложением к письменной заявке заказчика (пункт 5.1 договора N 103/09 от 12.10.2009).
При изменении тарифа на подключение размер платы за подключение пересчитывается в части неоплаченных сумм на момент изменения тарифов (пункт 5.2 договора N 103/09 от 12.10.2009).
Заказчик производит исполнителю оплату по настоящему договору в соответствии с графиком путём перечисления на расчётный счёт исполнителя. Днём оплаты считается день поступления денежных средств на расчётный счёт исполнителя. Указан график оплаты (пункт 5.3 договора N 103/09 от 12.10.2009).
Истец подписал указанный договор с протоколом разногласий от 02.12.2009, направил их ответчику, который, в свою очередь, подготовил протокол согласования разногласий от 31.12.2009 (том 1 л. 9-11).
В связи с тем, что стороны не достигли согласия относительно условий договора о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения на тех условиях, на которых настаивали, ООО "Калинов мост" обратилось в суд с настоящим иском о понуждении ООО "Тюмень Водоканал" заключить договор о подключении к сетям водоснабжения и водоотведения с протоколом разногласий от 02.12.2009 в соответствии с которым плата за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения с истца не взимается.
Отказ в удовлетворении исковых требований явился поводом для подачи ООО "Калинов мост" апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учёл следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в порядке, установленном настоящим Кодексом. В силу статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в данной статье, иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со статьёй 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Порядок установления платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, размер и основания её внесения регулирует статья 12 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно подпункту 11 статьи 2 указанного Федерального закона плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения - это плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, иного объекта, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
В силу пункта 1 статьи 12 этого же Федерального закона плата за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, входящим в систему коммунальной инфраструктуры муниципального образования, устанавливается для лиц, осуществляющих строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, в случае, если данная реконструкция повлечет за собой увеличение потребляемой нагрузки реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта.
Размер платы за подключение определяется как произведение тарифа на подключение к соответствующей системе коммунальной инфраструктуры и размера заявленной потребляемой нагрузки (увеличения потребляемой нагрузки для реконструируемого объекта), обеспечиваемой системой коммунальной инфраструктуры для строящегося или реконструируемого здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 2 статьи 12 Закона).
Плата за подключение вносится на основании публичного договора, заключаемого организацией коммунального комплекса с обратившимися к ней лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта (пункт 3 статьи 12 Закона).
Указанный договор определяет порядок и условия подключения здания, строения, сооружения, иного объекта к системе коммунальной инфраструктуры, порядок внесения платы за подключение лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию здания, строения, сооружения, иного объекта, и порядок распределения указанной платы между организациями коммунального комплекса, реализующими программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном ГК РФ, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
Согласно пункту 12 Правил N 360 в договоре о подключении должно найти отражение соглашение сторон по следующим существенным условиям: размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения; местоположение точек подключения на границах земельного участка; условия подключения внутриплощадочных и (или) внутри домовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства; размер платы за подключение и порядок ее внесения.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 360 размер платы за подключение определяется одним из следующих способов:
1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении (далее - инвестиционная программа исполнителя) включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства (далее - тариф на подключение), размер платы за подключение определяется расчётным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства (увеличения потребляемой нагрузки - для реконструируемого объекта капитального строительства) и тарифа на подключение.
2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка;
3) если для подключения объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения не требуется проведения мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети, плата за подключение не взимается.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательность внесения платы за подключение в случае, если для подключения к сетям коммунальной инфраструктуры требуется создание или реконструкция таких сетей и (или) проведение мероприятий по увеличению мощности сетей.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявляя о том, что при подключении жилого дома, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. Котельщиков, 19, к сетям водоснабжения и водоотведения ответчика плата за подключение взиматься не должна, истец в силу приведенных норм федерального законодательства должен представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что не требуется проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности указанных сетей.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" система коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Правил N 83 "сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения; "подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
Исходя из пункта 1 Правил N 360 сети инженерно-технического обеспечения, включающие тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод входят в систему коммунальной инфраструктуры.
Из анализа указанных норм прав следует, что к объектам сетей инженерно-технического обеспечения (системе коммунальной инфраструктуры) можно отнести сети водопровода и канализации, водозаборные сооружения, канализационно-насосные станции, очистные сооружения и другие объекты, обеспечивающих в совокупности водоснабжение конкретных объектов.
Решением Тюменской городской думы от 27.10.2006 N 456 утверждена Инвестиционная программа ООО "Тюмень Водоканал" по развитию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод города Тюмени на 2007-2011 годы (далее - Инвестиционная программа).
Из содержания Инвестиционной программы усматривается, что ею предусмотрены меры по увеличению мощностей и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения (системы коммунальной инфраструктуры) города Тюмени, связанных в частности с водоснабжением и водоотведением жилого дома по адресу г. Тюмень, ул. Котельщиков, 19.
Как указано выше, условия подключения жилого дома по адресу ул. Котельщиков, 19, к сетям водоснабжения и водоотведения г. Тюмени N 1140-т, предусматривают необходимость обеспечения водоснабжения от водопроводного ввода в жилой дом на ул. Котельщиков, 17, корп. 2 и отвода хоз-бытовых стоков в канализацию диаметром 300 мм от жилого дома на ул. Котельщиков, 17, корп. 2.
Согласно техническим условиям N 24 от 21.02.1997 (том 1 л. 140) на водопровод и канализацию жилого дома в районе ул. Котельщиков (технические условия подключения жилого дома на ул. Котельщиков, 17, корп. 2) водоснабжение и приём стоков жилого дома будет обеспечен при реконструкции Велижанского водозабора. Таким образом, водоснабжение и отвод хоз-бытовых стоков жилого дома по адресу г. Тюмень, ул. Котельщиков, 19 осуществляется за счёт Велижанского водозаборного узла.
Инвестиционная программа водоснабжения города Тюмени предусматривает мероприятия по модернизации Велижанского водозаборного узла (пункт 5.1 Инвестиционной программы), а также модернизации водопроводов диаметром 200-300 миллиметров (пункт 4.22 Перечня мероприятий).
Истец не представил доказательств того, что обеспечение водоснабжения строящегося им объекта в Калининском административном округе г. Тюмень возможно за счёт иного водозаборного узла, чем Велижанский водозаборный узел, а также иных водопроводов, чем те, модернизация которых предусмотрена в Инвестиционной программе.
Поскольку Инвестиционной программой, утвержденной для ООО "Тюмень Водоканал", предусматриваются мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться жилой дом по адресу г. Тюмень, ул. Котельщиков, 19, достаточных оснований считать, что к правоотношениям сторон не подлежит применению подпункт 1 пункта 14 Правил N 360, предусматривающий внесение платы за подключение, определяемой как произведение тарифа на нагрузку, не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в силу Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за подключение является источником финансирования Инвестиционной программы, реализация которой направлена на обеспечение потребителей соответствующих услуг надлежащего качества.
Истцом не представлено бесспорных доказательств тому, что при подключении жилого дома по адресу г. Тюмень, ул. Котельщиков, 19, к сетям водоснабжения и водоотведения ООО "Тюмень Водоконал" не понадобится увеличение мощности и пропускной способности указанных сетей. Из представленных условий подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения и водоотведения г. Тюмени N 1140-т, в которых предусмотрен необходимый размер нагрузки по водоснабжению и водоотведению, такие сведения не усматриваются.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленный истцом проект договора о подключении жилого дома по адресу г. Тюмень, ул. Котельщиков, 19 к сетям водоснабжения и водоотведения, об обязании заключить который он ходатайствовал перед судом, содержащий положение о не взимании с заказчика (лица, осуществляющего строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства) платы за подключение к сетям водоснабжения и водоотведения исполнителя (организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения) по договору, не соответствует действующему законодательству, в связи с этим, не может быть заключен с ООО "Тюмень Водоканал" на указанных условиях.
Доводы апелляционной жалобы, несостоятельны в силу вышеизложенного.
Отказав в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Судебные расходы по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 08 сентября 2010 года по делу N А70-5745/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.М. Солодкевич |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5745/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Калинов мост"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Тюмень Водоканал"
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4178/11
23.03.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4178/11
03.02.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N А70-5745/2010
02.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8843/2010