город Омск |
|
16 декабря 2010 г. |
Дело N А46-9652/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моисеенко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-8965/2010)
общества с ограниченной ответственностью "Брег"
на решение Арбитражного суда Омской области от 14.09.2010
по делу N А46-9652/2010 (судья Глазков О.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Брег"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в осуществлении действий по исправлению кадастровой ошибки и об обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Брег" - Василько Д.Э. (паспорт, доверенность от 02.08.2010 сроком действия на 1 год);
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Корнеев А.Г. (паспорт, доверенность N 174 от 31.08.2010 сроком действия до 31.12.2010);
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Брег" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Брег") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в осуществлении действий по исправлению кадастровой ошибки и об обязании совершить указанные действия.
Решением от 14.09.2010 по делу N А46-9652/2010 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из того, что внесение изменений в данные ГКН о виде разрешенного использования земельного участка является прерогативой собственника земельного участка, а процедура внесения указанных изменений, регламентированная законодателем носит заявительный характер. В связи с изложенным, внесение изменений о виде разрешенного использования земельного участка, последовавшее после обращения заявителя в регистрирующий орган в 2010 году, не порождает обязанности заинтересованного лица по распространению указанных изменений на предшествующий период (2008, 2009 г.)
Также суд исходил из того, что сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Поскольку Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области были утверждены решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201, Управление обоснованно внесло сведения о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:0085 на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (в соответствии с имеющим юридическую силу документом, которым устанавливается данное разрешенное использование).
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По утверждению подателя апелляционной жалобы, он не был самостоятелен при выборе вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка. Вид разрешенного использования земельного участка был определен Постановлением Правительства Омской области N 174-П от 19.12.2007г., соответственно, им же была определена кадастровая стоимость, исчисленная с применением указанного вида разрешенного использования. Наименование вида разрешенного использования было изменено только после соответствующего обращения в компетентный орган государственной власти заявителя. Таким образом, фактически имела место кадастровая ошибка в сведениях, обязанность по устранению которой в соответствии с п.2 ч.1 ст. 28 Федерального закона N 221-ФЗ возложена на органы Росреестра.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
ООО "Брег" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 01:0085, площадью 2 539 кв.м., разрешенное использование: для общественно-деловых целей, категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно кирпичного здания имеющего почтовый адрес: г. Омск, Ленинский административный округ, ул. Гашека, д. 14, что подтверждается договором купли - продажи земельного участка N 2030/2007 от 29.12.2007, свидетельством о государственной регистрации права серии 55 АВ N 694059, выданным 24.05.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 11.08.2008 N 36/08-33699 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:0085 составляет 18 087 099 руб. 69 коп. Разрешенное использование земельного участка установлено "для общественно-деловых целей".
26.04.2010 ООО "Брег" обратилось с заявлением в Управление Росреестра по Омской области об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования (рег. N 5536/110/10-210) и декларации от 26.04.2010.
На основании данного заявления 04.05.2010 были внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования - "магазины товаров первой необходимости" земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:0085.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из
государственного кадастра недвижимости) от 17.05.2010 N 5536/2 15/10-712 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:85 (55:36:17 01 01:0085) установлено "магазины товаров первой необходимости". Кадастровая стоимость земельного участка, рассчитана в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" и составила 5 131 750 руб. 63 коп.
17.06.2010 ООО "Брег" обратилось в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о признании технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости в части размера кадастровой стоимости земельного участка
кадастровым номером 55:36:17 01 01:85 в сумме 18 087 099 руб. 69 коп. и ее изменении на кадастровую стоимость указанного земельного участка составляющую 5 131 750 руб. 63 коп. согласно кадастрового паспорта от 17.05.2010 N 5536/2 15/10-712 для перерасчета земельного налога за 2008, 2009, 2010 годы.
Письмом от 16.07.2010 N 52/23241 Управление Росреестра по Омской области отказало обществу в исправлении кадастровой стоимости указанного земельного участка указав, что работы по государственной кадастровой оценке земель города Омска проведены в 2007 году. При проведении оценки данный земельный участок имел вид разрешенного использования "для общественно деловых целей", который относится к седьмому виду разрешенного использования. В связи с тем, что 12.05.2010 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об измененном виде разрешенного использования, установленном на основании декларации от 26.04.2010 в соответствии с пунктом 2 статьи 13 решения Омского городского совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области", изменилась кадастровая стоимость данного земельного участка в сторону уменьшения с 18 087 099 руб. 69 коп. до 5 131 750 руб. 63 коп.
Полагая, что действия Управления Росреестра по Омской области, выразившиеся в отказе в исправлении кадастровой ошибки, изложенном в письме от 16.07.2010 N 52/23241, являются незаконными и нарушает охраняемые законом права и интересы заявителя, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
14.09.2010г. Арбитражным судом Омской области вынесено решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по делу.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены.
Как следует из существа рассматриваемого спора, настаивая на незаконности бездействия Управления Роснедвижимости по Омской области, выразившегося в отказе внести соответствующие изменения в данные Государственного реестра в отношении вида разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка за период, предшествующий подаче соответствующего заявления, Общество утверждает, что содержащиеся в кадастре сведения (с момента проведения государственной кадастровой оценки земельного участка) были недостоверными, следовательно, при формировании указанных сведений была допущена кадастровая ошибка.
Отклоняя указанный довод заявителя суд перовой инстанции правомерно исходит из следующего.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до принятия Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ) государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.
Статьей 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрена возможность исправления воспроизведенных в государственном кадастре недвижимости ошибок в документах, представленных для внесения сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости", ошибками в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости; воспроизведенная в
государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
В соответствии с пунктом 47 Порядка основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства с учетом вышеперечисленных норм права суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для квалификации действий Управления по внесению сведений о разрешенном использовании земельного участка заявителя, в качестве совершенных неправомерно, обусловивших выявленную впоследствии кадастровую ошибку.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 55:36:17 01 01:85 был поставлен на кадастровый учет с указанием разрешенного использования (назначения) - "для общественно-деловых целей".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221- ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Пунктом 5 статьи 4 данного Федерального закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Сведения по разрешенному использованию вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Из материалов дела следует, что сведения в государственный кадастр недвижимости о разрешенном использовании "для общественно-деловых целей" земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:85 были внесены Управлением Роснедвижимости по Омской области на основании распоряжения Департамента недвижимости Администрации города Омска от 08.06.2006 N 1697-р "О предоставлении Обществу с ограниченной ответственностью "Брег" в собственность земельного участка в Ленинском административном округе города Омска".
Данным распоряжением ООО "Брег" был представлен в собственность за плату земельный участок, относящийся к категории земель поселений, с кадастровым номером 55:36:17 01 01:0085, площадью 2 538 кв.м. для общественно-деловых целей под здание (одноэтажное кирпичное здание с почтовым адресом: г. Омск, ул. Гашека, д. 14 в Ленинском административном округе города Омска).
С учетом сведений содержащихся в указанных документах при проведении государственной кадастровой оценки указанный земельный участок был отнесен к седьмому виду разрешенного использования в соответствии с таблицей 1 приказа Роснедвижимости от 14.08.2008 N П/0284 "О внесении изменений в технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов". Кадастровая стоимость данного земельного участка в соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N174-п составила 18 087 099 руб. 69 коп. и была внесена в государственный земельный кадастр 27.12.2007.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции не установлено нарушений, допущенных заинтересованным лицом при проведении процедуры внесения сведений в данные кадастра недвижимости в отношении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:0085, принадлежащего заявителю.
Правомерным также является вывод суда о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка, выявленное после внесения соответствующих сведений в кадастр, производится по инициативе правообладателя.
В соответствии с абзацем 2 части 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 13 решения Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования.
Таким образом, собственник земельного участка самостоятельно выбирает вид разрешенного использования и осуществляет все необходимые действия, связанные со сменой вида разрешенного использования, в том числе и обращение в Управление Росреестра за осуществлением государственного кадастрового учета таких изменений.
Из материалов дела следует, что 26.04.2010 ООО "Брег" обратилось с заявлением в Управление Росреестра по Омской области об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования (рег. N 5536/110/10-210) и декларации от 26.04.2010. На основании данного заявления 04.05.2010 были внесены в государственный кадастр недвижимости сведения о виде разрешенного использования - "магазины товаров первой необходимости" земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:0085.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из Государственного кадастра недвижимости) от 17.05.2010 N 5536/2 15/10-712 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:85 (55:36:17 01 01:0085) установлено "магазины товаров первой необходимости". Кадастровая стоимость земельного участка, рассчитана в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" и составила 5 131 750 руб. 63 коп.
Указанные выше обстоятельства, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, свидетельствуют о том, что у Управления Росреестра по Омской области отсутствовали основании для внесения государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:17 01 01:85 в размере 5 131 750 руб. 63 коп. за периоды за 2008, 2009, 2010 (до момента изменения вида разрешенного использования на основании заявления ООО "Брег") годы.
При таких обстоятельствах, действия заинтересованного лица не противоречат какому-либо нормативному правовому акту, в связи с чем не могут нарушать права и законные интересы заявителя и, соответственно, не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, выразившихся в отказе в исправлении кадастровой ошибки, изложенном в письме от 16.07.2010 N 52/23241, и соответственно признания обоснованными изложенных в апелляционной жалобе доводов.
Таким образом, судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованны.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на Общество.
Обществом при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 11.10.2010 N 142 уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., то есть в большем размере, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 14.09.2010 по делу N А46-9652/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Брег" - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Брег" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 11.10.2010 N 142 государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9652/2010
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Брег"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8965/2010