город Омск |
|
07 декабря 2010 г. |
Дело N А70-8103/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2010 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-9229/2010)
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области (далее - МИФНС России N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области; налоговый орган; Инспекция; заинтересованное лицо)
на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2010
по делу N А70-8103/2010 (судья Свидерская И.Г.), принятое
по заявлению открытого акционерного общества "Сибирский научно-аналитический центр" (далее - ОАО "Сибирский научно-аналитический центр"; Общество; заявитель)
к МИФНС России N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области,
о признании недействительным сообщения от 16.07.2010 N 914,
при участии в судебном заседании:
от МИФНС России N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области - представитель не явился, лицо о времени и месте рассмотрения настоящего спора извещено надлежащим образом;
от ОАО "Сибирский научно-аналитический центр" - Кармацких Е.Н. по доверенности от 21.01.2010 N 24, действительной по 31.12.2010 (личность удостоверена паспортом гражданина РФ),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Сибирский научно-аналитический центр" обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к МИФНС России N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области, в котором просило признать недействительным сообщение от 16.07.2010 N 914.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16.09.2010 заявление Общества удовлетворено.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции сослался на то, что налоговым органом не представлены доказательства, свидетельствующие о выявлении факта несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у Инспекции.
Не согласившись с принятым судебным актом, МИФНС России N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Податель жалобы считает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Изложенные в решении выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения настоящего спора, явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке апелляционного производства в свое отсутствие. Названное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено.
ОАО "Сибирский научно-аналитический центр" в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде апелляционной инстанции просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв Общества, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "Сибирский научно-аналитический центр" представлена в МИФНС России N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области налоговая декларация по налогу на прибыль организации за 3 месяца 2010 года.
16.07.2010 налоговый орган составил документ, названный сообщение N 914, в котором предложил Обществу представить соответствующие письменные пояснения по поводу несоответствия между показателями декларации по налогу на прибыль, декларации по налогу на добавленную стоимость и бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2010 года.
Полагая, что вышеупомянутое сообщение заинтересованного лица нарушает права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
16.09.2010 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены и прекращения производства по делу, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под ненормативным актом понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретного лица.
Подведомственность дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных и иных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражным судам установлена пунктом 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое заявителем сообщение от 16.07.2010 N 914 не является ненормативным правовым актом, поскольку не содержит каких-либо предписаний, не изменяет и не отменяет прав ОАО "Сибирский научно-аналитический центр", а лишь содержит в себе предложение представить письменные пояснения в связи с определенными обстоятельствами.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" установлено, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Аналогичное по смыслу понятие ненормативного правового акта закреплено в пункте 48 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
С учетом изложенного под правовым актом индивидуального характера (ненормативным правовым актом), подлежащим обжалованию (оспариванию) в арбитражном суде, понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как уже было отмечено выше, из содержания оспариваемого сообщения Инспекции не усматривается, что оно устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности Общества в сфере предпринимательской деятельности, в том числе возлагает на него какие-либо обязанности, и, следовательно, само по себе не нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить следующее.
В обжалуемом сообщении налоговый орган, в частности, просит представить письменные пояснения в связи с выявлением несоответствия показателей декларации по налогу на прибыль, декларации по налогу на добавленную стоимость и бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2010 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса (пункт 5 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации).
По результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, налоговый орган выносит соответствующее решение.
Из смысла пункта 5 названной статьи Налогового кодекса Российской Федерации вытекает, что, если налоговый орган в отсутствие запрошенных пояснений налогоплательщика все же полагает, что последним совершено налоговое правонарушение, он составляет соответствующий акт.
При несогласии с данным актом налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право представить письменные возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговый орган может вынести решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо о привлечении к таковой (пункт 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации), которое и будет являться нормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в суде.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что сообщение от 16.07.2010 N 914 не является ненормативным актом, согласуется с вышеприведенными правовыми нормами, поскольку непредставление пояснений на сообщение налогового органа в порядке статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации непосредственно не влечет для налогоплательщика негативных правовых последствий.
Что касается указания в обжалуемом сообщении на то, что неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Частью 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 3 статьи 1 названного акта положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля и т.д.
Таким образом, указание в обжалуемом сообщении Инспекции на ответственность по части 1 статьи 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом изложенных выше правовых норм, не имеет правового значения.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемое заявителем сообщение от 16.07.2010 N 914 не обладает признаками ненормативного правового акта, оспаривание которого отнесено действующим арбитражным процессуальным законодательством к подведомственности арбитражных судов, поскольку оно непосредственно не влечет для заявителя каких-либо правовых последствий.
Согласно части 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.
Однако действующим законодательством к компетенции арбитражных судов не отнесено оспаривание вышеназванного сообщения.
Таким образом, настоящее дело неподведомственно арбитражному суду ни в силу части 2 статьи 29, ни в силу части 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271, статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.09.2010 по делу N А70-8103/2010 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Производство по делу N А70-8103/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Сибирский научно-аналитический центр" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области о признании недействительным сообщения от 16.07.2010 N 914 прекратить.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сибирский научно-аналитический центр" государственную пошлину, уплаченную платежным поручением от 02.08.2010 N 3218 в размере 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-8103/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Сибирский научно-аналитический центр"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N5 по крупнейшим налогоплательщикам по Тюменской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9229/2010