город Омск |
|
15 декабря 2010 г. |
Дело N А46-10586/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2010 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Зиновьевой Т.А., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-9968/2010)
Департамента городского хозяйства Администрации города Омска
на решение Арбитражного суда Омской области, принятое от 13.10.2010
по делу N А46-10586/2010 (судья Шамгонова Ж.Г.),
по иску муниципального предприятия города Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2"
к ответчику Муниципальному образованию городского округа города Омска Омской области в лице Департамента городского хозяйства Администрации города Омска
о взыскании 107 713 руб. 49 коп,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, автономного учреждения города Омска "Управление благоустройства Ленинского административного округа",
при участии в судебном заседании:
от муниципального предприятия города Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" - представитель Канаева Л.М. (доверенность N 526 от 26.11.2009, действительна до 31.12.2010);
от автономного учреждения города Омска "Управление благоустройства Ленинского административного округа" - представитель Авдеев МФ (доверенность от 01.04.2010, действительна до 31.12.2010);
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие города Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2" (далее - МП г.Омска "ДРСУ-2", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о взыскании с Муниципального образования городской округ город Омск Омской области в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) 107 713 руб. 49 коп. задолженности за выполненные по муниципальному контракту от 07.04.2006 N 2-234/2006 работы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено автономное учреждение города Омска "Управление благоустройства Ленинского административного округа" (далее - АУ города Омска "УБ ЛАО").
Решением от 13.10.2010 по делу N А46-10586/2010 Арбитражный суд Омской области удовлетворил иск, взыскал с ответчика в пользу истца 107 713 руб. 49 коп. задолженности, а также 4 231 руб. 40 коп. расходов на уплате государственной пошлины.
Не соглашаясь с решением суда, Департамент городского хозяйства Администрации города Омска в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование податель жалобы указал:
согласно пункту 12 Положения о департаменте городского хозяйства Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 05.08.2005 N 380-п "О департаменте городского хозяйства Администрации города Омска", финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности департамента осуществляется за счет средств бюджета города Омска;
решением Омского городского Совета от 23.07.2008 N 170 "О департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска" создано структурное подразделение администрации города Омска с правами юридического лица - департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска, утверждено Положение о департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска. Основными целями деятельности департамента дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска являются проведение муниципальной политики, направленной на развитие дорожного хозяйства, объектов благоустройства и озеленения на территории города Омска, обеспечение надежного, устойчивого функционирования дорожного хозяйства и объектов благоустройства, создание условий безопасности эксплуатации автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений местного значения;
департамент городского хозяйства Администрации города Омска считает, что требования к нему являются необоснованными, в связи с тем, что департамент является ненадлежащим ответчиком.
МП г.Омска "ДРСУ-2" в письменном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению истца, суд правильно не принял во внимание доводы ответчика о предъявлении исковых требований к ненадлежащему ответчику; между истцом и ответчиком сложились гражданско-правовые отношения в рамках заключенного муниципального контракта от 07.04.2006 N 2-234/2006; ссылка ответчика на пункт 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 не имеет отношения к настоящему спору, поскольку данными актами регулируются вопросы, связанные с иными правоотношениями.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации города Омска, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явился (уведомление о вручении заказного письма приобщено к материалам дела). На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Представитель МП г.Омска "ДРСУ-2" в заседании суда апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы жалобы, проверив в порядке статей 266, 270 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов и установлено судом первой инстанции, между Департаментом городского хозяйства Администрации города Омска (плательщиком), АУ города Омска "УБ ЛАО" (заказчиком) и МП г.Омска "ДРСУ-2" (генподрядчиком) заключен муниципальный контракт на выполнение ремонта дорог и благоустройства скверов города Омска N 2-234/2006 от 07.04.2006 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 01.07.2008), согласно пункту 1.1 которого заказчик поручает, плательщик оплачивает, а генподрядчик принимает на себя обязательства по выполнению ремонта дорог и благоустройства скверов на территории Ленинского административного округа города Омска, согласно перечню дорог и скверов (приложение N 1) в объеме, определенном выделенным финансированием по контракту.
Разделом 3 контракта установлены сроки выполнения работ, а именно: начало - с момента подписания контракта; окончание работ - до 1 ноября 2006 года.
Цена контракта - 20 050 000 руб., в том числе НДС (пункт 2.1 контракта).
Неоплата работ на сумму 107 713 руб. 49 коп. явилась основанием для обращения МП г. Омска "ДРСУ-2" в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с изложенными в обжалуемом решении выводами, считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу статьи 307 ГК обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно статье 763 ГК РФ подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 37 ГК РФ, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
В силу статьи 711 ГК РФ заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы.
Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результаты), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику (статья 720 ГК РФ).
По правилам пункта 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Истцом в подтверждение факта выполнения работ на сумму107 713 руб. 49 коп. представлен акт о приемке выполненных работ (формы КС-2) N 236 от 17.07.2008 (л.д. 27-29), подписанный представителем МП г. Омска "ДРСУ-2" и АУ города Омска "УБ ЛАО" и скрепленный печатями организаций. Стоимость работ согласована в справке о стоимости работ (форма КС-3) N 236 от 17.07.2008 (л.д. 26), подписанная также представителем ответчика Департамента городского хозяйства Администрации г.Омска.
Принятие работ заказчиком свидетельствует о потребительской ценности выполненных подрядчиком работ и желании ими воспользоваться, а сдача результата работ заказчику является основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ (пункты 2, 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда").
Факт выполнения работ на заявленную установлен судом в ходе судебного разбирательства на основании представленных доказательств, не оспаривается ответчиком, поэтому как в силу закона, так в силу договора истец вправе требовать оплаты их стоимости.
В силу пункта 3 статьи 764 ГК РФ по муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Статья 29 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливает принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств.
Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства только при наличии собственных финансовых средств (части 1, 5 статьи 86 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ от 21.07.2005).
Данный закон определяет единый порядок размещения заказов, включает единство норм размещения заказов за счет средств бюджетов и внебюджетных источников на всей территории Российской Федерации, для всех ветвей и уровней власти.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков (статья 3 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005).
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд производится в порядке, установленном Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 (статья 5).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005, чтобы выполнять работы для удовлетворения государственных нужд за счет средств бюджета лицу, претендующему на заключение государственного или муниципального контракта, необходимо быть участником размещения заказа в порядке, установленном законом.
Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона (пункты 1,2 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005).
Предусмотренная законом процедура размещения заказов обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, гласность и прозрачность размещения заказов, направлена на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (статья 1 Федерального закона N 94-ФЗ).
Согласно условиям муниципального контракта N 2-234/2006 от 07.04.2006 Департамент городского хозяйства Администрации города Омска является плательщиком порученных генподрядчику (МП г.Омска "ДРСУ-2") работ и обязан оплатить их стоимость.
Подписывая договор, сторонами принимают на себя обязательства, которые должны исполнить. По правилам статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
Доказательств того, что Департамент городского хозяйства Администрации города Омска свои обязательства как плательщика по муниципальному контракту N 2-234/2006 от 07.04.2006 передал Департаменту дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска или иному лицу, в деле нет.
Цена контракта - 20 050 000 руб., в том числе НДС, в соответствии со сметами, согласованными заказчиком с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска (пункт 2.1 контракта). Расчеты с генподрядчиком производятся денежными средствами на расчетный счет генподрядчика в следующем порядке: - 30 % от суммы контракта в порядке предварительной оплаты; - за работы, выполненные в соответствующем периоде расчетов, в течение 10 дней после окончания расчетного периода на основании актов выполненных работ. Расчетным периодом является календарный месяц.
Основанием к оплате выполненных работ является подписанный заказчиком и генподрядчиком акт приемки выполненных работ.
Таким образом, наличие подписанного заказчиком и генподрядчиком акта приемки выполненных работ (формы КС-2) N 236 от 17.07.2008 является основанием для оплаты этих работ плательщиком, которым является согласно условиям муниципального контракта Департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
Доказательств того, что денежные средства на исполнение муниципального контракта из бюджета муниципального образования городской округ город Омск в деле нет.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 13.10.2010 по делу N А46-10586/2010 суд апелляционной инстанции не усматривает. Решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.10.2010 по делу N А46-10586/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.И. Еникеева |
Судьи |
Т.А. Зиновьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10586/2010
Истец: Муниципальное предприятие г. Омска "Дорожное ремонтно-строительное управление N 2"
Ответчик: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска
Третье лицо: Автономное учреждение города Омска "Управление благоустройства Ленинского административного округа"
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2010 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9968/2010