Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 30 декабря 2010 г. N 14АП-8307/2010
г. Вологда |
|
30 декабря 2010 года |
Дело N А05-8723/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Кудина А.Г.,
судей Мурахиной Н.В. и Чельцовой Н.С.
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Коробовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2010 года
по делу N А05-8723/2010 (судья Панфилова Н.Ю.),
УСТАНОВИЛ:
правительство Архангельской области (далее - Правительство области) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области (далее - арбитражный суд) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 07.07.2010 N 05-03/3179 и предписания от 07.07.2010 N 05-03/3179.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и общество с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Двинское".
Решением арбитражного суда от 01 октября 2010 года заявленные требования удовлетворены, на управление возложена обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов заявителя.
Управление обжаловало названное решение арбитражного суда в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе управление ссылается на неполное установление обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
В отзыве заявитель с апелляционной жалобой не согласился, ссылаясь на законность и обоснованность решения арбитражного суда, отсутствие оснований для отмены его в апелляционном порядке.
Отзывы на апелляционную жалобу третьими лицами не представлены.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Ознакомившись с письменными доказательствами, проверив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, управлением в отношении Правительства области 20.04.2010 возбуждено дело N 25-10 по признакам нарушения требований статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции).
Нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции согласно оспариваемому решению комиссии управления от 07.07.2010 N 05-03/3179, выразилось в установлении Правительством области противоречащих антимонопольному законодательству критериев Порядка отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012гг.", утвержденной постановлением администрации Архангельской области от 11.03.2009 N 62-па/9.
По мнению управления, установив в качестве критериев допуска к участию в отборе требование о вхождении в объединения, Правительство области ограничило доступ к участию в областной программе и, как следствие, к получению субсидий для хозяйствующих субъектов, не входящих в объединения, а также предоставило преимущества организациям агропромышленного комплекса, чьи акции (доли) приобрело ОАО "Агрохолдинг".
На основании названного решения управлением выдано предписание от 07.07.2010 N 05-03/3179 о внесении в срок до 02.08.2010 изменений в Порядок отбора участников долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 гг.", утвержденный постановлением Правительства области от 10.11.2009 N 154-пп, направленных на обеспечение доступа к участию в отборе хозяйствующим субъектам вне зависимости от организационно-правовой формы и от вхождения в объединения.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о недоказанности вмененного нарушения.
Апелляционная инстанция находит решение суда обоснованным, принятым на основе правильного применения норм материального и процессуального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в силу части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и приведенных норм возможность наступления негативных последствий для конкуренции на определенном товарном рынке имеет квалифицирующее значение и подлежит доказыванию антимонопольным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06.11.2008 N 495 утверждена отраслевая целевая программа "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы".
В названной программе в качестве механизма реализации предусмотрен отбор региональных программ по развитию молочного скотоводства и софинансирование их из федерального бюджета.
Согласно статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -БК РФ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Постановлением администрации Архангельской области от 11.03.2009 N 62-па/9 утверждена долгосрочная целевая программа Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы".
В целях реализации областной программы постановлением
Правительства области от 10.11.2009 N 154-пп утвержден Порядок отбора участников областной программы.
В отборе в соответствии с пунктом 2 раздела 1 Порядка отбора участников принимают участие зарегистрированные на территории Архангельской области:
- открытые акционерные общества, в состав которых на правах акционера входит Архангельская область в лице уполномоченного органа в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Архангельской области и которые на правах акционера (участника) входят в организации агропромышленного комплекса Архангельской области, осуществляющие производственную и финансовую деятельность по производству, переработке и сбыту молока и (или) молочной продукции (далее - объединения);
- организации агропромышленного комплекса, осуществляющие производство и переработку и сбыт молока и (или) молочной продукции и входящие в объединения.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.
Законами Архангельской области от 03.12.2008 N 637-32-ОЗ "Об областном бюджете на 2009 год" и от 15.12.2009 N 118-9-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" предусмотрено выделение бюджетных ассигнований из областного бюджета на предоставление субсидий участникам долгосрочной целевой программы Архангельской области "Развитие молочного скотоводства в Архангельской области на 2009-2012 годы".
Следовательно, положения бюджетного законодательства Российской Федерации позволяют оказывать государственную поддержку, в том числе в форме субсидий отдельным категориям производителей, отвечающим критериям участников соответствующих целевых программ и отобранным в качестве получателей субсидий. При этом утверждение долгосрочных целевых программ находится в компетенции высшего исполнительного органа Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования соответственно.
Из понятия целевой программы, а также положений статей 78, 179 БК РФ следует, что утверждение программы имеет определенные цель и задачи, участниками программы могут быть как все производители определенного товара, так и определенные категории производителей, в том числе отобранные на конкурсной основе.
В рассматриваемом случае предоставление субсидий участникам целевой программы, прошедшим конкурсный отбор, предусмотрено законами о бюджете Архангельской области на 2009, 2010 годы.
Таким образом, заявителем нормативно мотивирована его компетенция на установление критериев отбора участников. С другой стороны антимонопольным органом не представлено доказательств, что установленные пунктом 2 раздела 1 Порядка отбора участников областной программы критерии сами по себе приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Управление усмотрело нарушение законодательства о защите конкуренции в ограничении доступа к участию в программе и получению субсидии, при этом, как правильно указал суд, каким образом это отразилось на соответствующем товарном рынке, решение управления не содержит. Антимонопольный контроль осуществляется на товарных рынках, оценка целесообразности включения тех или иных категорий хозяйствующих субъектов в программу господдержки не относится к полномочиям антимонопольного органа при отсутствии каких-либо доказательств того, что предоставление такой господдержки нарушит конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Антимонопольным органом не доказано, что предоставление субсидий, отобранным на конкурсной основе в соответствии со спорными положениями Порядка отбора, участникам программы приведет к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке сельхозпроизводителей.
В ходе проверки управлением не установлена зависимость возможности осуществлять деятельность на товарном рынке от получения субсидии в рамках названной программы, иными словами, неполучение такой субсидии не препятствует хозяйствующему субъекту осуществлять деятельность в качестве сельхозпроизводителя.
При таких обстоятельствах у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемых ненормативных актов. Апелляционная жалоба не содержит оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 октября 2010 года по делу N А05-8723/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-8723/2010
Заявитель: Правительство Архангельской области
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
Третье лицо: министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, ООО "Агропредприятие Двинское"