13 января 2011 года |
Дело N А65-6979/2010 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года
В полном объеме постановление изготовлено 13 января 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С.,
cудей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13.12.2011 г. в помещении суда по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции,
заявление Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г. Лаишево Республики Татарстан, и Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан, г.Лаишево Республики Татарстан,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП "Земля", г.Лаишево Республики Татарстан,
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
29.03.2010 г. Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями об оспаривании решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 16.02.2010г. N ЛШ-06/1684 и N ЛШ-06/1686 (т. 1, л.д. 2, 3; т. 2, л.д. 2, 3).
01.04.2010 г. в Арбитражный суд Республики Татарстан поступили заявления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании указанных решений антимонопольного органа (т. 1, л.д. 4; т. 2, л.д. 4).
09.04.2010 г. Арбитражный суд Республики Татарстан вынес определения о принятии к производству указанных заявлений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района, о возбуждении производств по делам N А65-6979/2010 и N А65-6984/2010 и о назначении по этим делам предварительных судебных заседаний.
В отношении заявлений Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района об оспаривании указанных решений антимонопольного органа Арбитражным судом Республики Татарстан не были приняты определения о принятии к производству в порядке, предусмотренном статьей 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, или определения о возвращении в порядке, предусмотренном статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определениями от 27.04.2010г. к участию в делах N А65-6979/2010 и N А65-6984/2010 в качестве третьего лица было привлечено муниципальное унитарное предприятие "Земля" (далее - МУП "Земля") (т. 1, л.д. 37; т. 2, л.д. 34).
Как видно из протоколов судебных заседаний от 26.05.2010г., Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района заявлялись ходатайства о привлечении к участию в делах N А65-6979/2010 и N А65-6984/2010 Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района (т. 1, л.д. 44; т. 2, л.д. 42).
Эти ходатайства Арбитражный суд Республики Татарстан в порядке, предусмотренном статьей 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не разрешил.
Определением от 31.05.2010г. Арбитражный суд Республики Татарстан объединил дела N А65-6979/2010 и N А65-6984/2010 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера А65-6979/2010.
Решением от 15.07.2010г. по делу N А65-6979/2010 Арбитражный суд Республики Татарстан отказал Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района в удовлетворении заявленных требований.
При этом требования, предъявленные Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района, Арбитражный суд Республики Татарстан не рассмотрел.
Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просил отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт.
МУП "Земля" в отзыве просило отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации от 31.01.2006г. серии 16 N 004884064 Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района является юридическим лицом (т. 1, л.д. 11).
Из материалов дела видно, что Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района, в частности, разработала проект информационного сообщения о проведении открытых конкурсных торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды помещений в объектах, находящихся в муниципальной собственности (т. 1, л.д. 25-27), заключила от своего имени договор поручения с МУП "Земля" от 29.07.2009г. (т. 1, л.д. 28-31).
В соответствии с частью 1 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск может быть предъявлен в арбитражный суд совместно несколькими истцами (процессуальное соучастие). Согласно части 2 статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждый из истцов по отношению к другой стороне выступает в процессе самостоятельно.
Между тем, как уже указано, при принятии решения Арбитражный суд Республики Татарстан не разрешил ходатайства о привлечении Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района к участию в деле и не рассмотрел ее требования об оспаривании решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Частью 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
В данном случае нарушение судом первой инстанции норм процессуального права привело к принятию неправильного решения, не соответствующего установленным процессуальным правилам, поскольку в нарушение требований части 5 статьи 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения суда первой инстанции не содержится выводов об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части требований, заявленных Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района.
Более того, в силу пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие судом решения о правах и об обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По настоящему делу суд первой инстанции фактически не обеспечил участие в деле заявителя - Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района, которая, посчитав, что ее права нарушены, подала от своего имени заявления об оспаривании решений Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
С учетом изложенного и в соответствии с частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции определением от 11.11.2010г. перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и назначил рассмотрение заявлений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района и Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района об оспаривании решений антимонопольного органа в судебном заседании 12.01.2011г.
Все лица, участвующие в деле, были надлежащим образом извещены о проведении судебного заседания 12.01.2011г., однако не направили своих представителей для участия в деле.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В связи с нарушением судом первой инстанции вышеуказанных норм процессуального права суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отменяет решение суда первой инстанции от 15.07.2010г.
Рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, антимонопольным органом были приняты решения от 16.02.2010г. N ЛШ-06/1684 по делу N 06-440/2009 и N ЛШ-06/1686 по делу N 06-435/2009.
Указанными решениями антимонопольный орган признал Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части отбора без проведения публичных процедур (открытого конкурса, аукциона) специализированной организации. Антимонопольный орган также указал Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района на необходимость совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно: на необходимость в срок до 31.05.2010г. провести открытый конкурс или открытый аукцион по привлечению специализированной организации, оказывающей услуги в проведении торгов (аукционов), либо в срок до 01.04.2010г. представить в антимонопольный орган письмо с указанием причин отсутствия необходимости привлечения специализированной организации, оказывающей услуги в проведении торгов (аукционов).
Из материалов дела следует, что руководителем Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района было принято постановление от 11.08.2009г. N 1386 "О проведении торгов в форме конкурса по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда Лаишевского муниципального района", которым Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района дано поручение организовать торги в форме конкурса с установлением стартовой цены права на заключение договоров аренды на объекты муниципального района, указанные в приложении к данному постановлению, а также заключить договор поручения с МУП "Земля" на проведение конкурса.
Постановлением руководителя Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 10.08.2009г. N 1377 "О проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда Лаишевского муниципального района" Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района дано поручение организовать торги в форме аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда, указанные в приложении к данному постановлению, а также заключить договор поручения с МУП "Земля" на проведение аукциона.
В соответствии с указанными постановлениями МУП "Земля" было привлечено в качестве специализированной организации с целью проведения конкурса и аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда Лаишевского муниципального района.
По мнению суда апелляционной инстанции, Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района допустил нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку, являясь органом местного самоуправления, принял акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции путем введения ограничений в отношении деятельности по организации конкурсов и аукционов по реализации прав аренды на муниципальное имущество.
МУП "Земля", согласно его учредительным документам, является коммерческой организацией; основные виды деятельности МУП "Земля": предоставление посреднических услуг при оценке недвижимого имущества, топографо-геодезическая деятельность, покупка и продажа земельных участков, деятельность агентств по операциям с недвижимым имуществом, подготовка к продаже недвижимого имущества.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующим субъектом признается организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, согласно Закону о защите конкуренции, МУП "Земля" является хозяйствующим субъектом.
Материалами дела подтверждается, что Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района на внеконкурсной основе привлек хозяйствующий субъект -МУП "Земля" к организации торгов в форме аукциона и конкурса по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товаром признается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта не подразумевают предоставления ему органом местного самоуправления конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами посредством заключения с ним договоров без проведения публичных процедур, основываясь на субъективном мнении об этом хозяйствующем субъекте. Предоставление конкурентного преимущества одному хозяйствующему субъекту может ущемить интересы иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на том же рынке товаров.
Публичность и открытость процедуры заключения договора органом местного самоуправления с хозяйствующим субъектом являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, а экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.
В рассматриваемом случае Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района должен был провести открытый конкурс или открытый аукцион по отбору специализированной организации по оказанию услуг от имени и за счет собственника или обладателя имущественного права, в том числе услуг по организации и проведению торгов.
Между тем Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района привлек МУП "Земля" к организации торгов по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда без проведения открытого аукциона либо открытого конкурса, чем поставил данный хозяйствующий субъект в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, которые могли бы осуществлять свою деятельность на рынке услуг в сфере проведения торгов (аукционов).
Таким образом, постановления Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района от 10.08.2009г. N 1377 и от 11.08.2009г. N 1386 нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как лишают последних права на возможность использовать свои способности для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Указанные действия Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района, выразившиеся в привлечении специализированной организации МУП "Земля" на внеконкурсной основе к проведению конкурса и аукциона по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда, являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и не подпадают под исключения, предусмотренные этой нормой.
Ссылки Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района и Палаты имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района на нормы Федерального закона от 21.12.2001г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), касающиеся осуществления поставки товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, а также на Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" суд апелляционной инстанции не может принять во внимание.
Закон о приватизации регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, тогда как оспариваемые по настоящему делу решения антимонопольного органа касаются организации органом местного самоуправления торгов в форме аукциона (конкурса) по продаже права на заключение договоров аренды на объекты муниципального нежилого фонда.
Согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Частью 1 статьи 4 Закона о размещении заказов установлено, что муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Из вышеуказанных постановлений Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района следует, что все денежные средства от реализации права на заключение договоров аренды на нежилые помещения, поступают на расчетный счет МУП "Земля".
Согласно пункту 2.2.9 договора поручения от 29.07.2009г. N 004, заключенного между Палатой имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района (доверитель) и МУП "Земля" (поверенный), поверенный, после предоставления доверителю отчета по результатам аукциона, в течение 10 дней перечисляет средства, за вычетом вознаграждения, причитающегося поверенному (т. 2, л.д. 22-29).
Таким образом, денежные средства, которые МУП "Земля" могло получить в качестве вознаграждения, не являлись бюджетными, а поэтому нормы Закона о размещении заказов в рассматриваемом случае неприменимы.
Более того, указанные нормы Закона о размещении заказов во всяком случае не свидетельствуют о незаконности и необоснованности выводов антимонопольного органа о нарушении Исполнительным комитетом Лаишевского муниципального района антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного и на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отказывает Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района и Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района в удовлетворении заявленных требований.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции не взыскивает по настоящему делу государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 июля 2010 года по делу N А65-6979/2010 отменить.
Принять новый судебный акт.
Отказать Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и Палате имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6979/2010
Заявитель: Палата имущественных и земельных отношений Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
Заинтересованное лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
Третье лицо: МУП "Земля"
Хронология рассмотрения дела:
13.01.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9511/2010