город Омск |
|
21 января 2011 г. |
Дело N А46-1390/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 января 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Леоновой Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-10276/2010)
открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
на решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2010
по делу N А46-1390/2010 (судья Голобородько Н.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата"
о признании незаконными решений от 11.08.2009 и 11.11.2009 и обязании внести изменения в государственный кадастр недвижимости
при участии в судебном заседании представителей:
от открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Семенова А.Л. по доверенности от 21.09.2010 N 03-03/446ОФ сроком действия 1 год;
от Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" - Облогина А.С. (удостоверение N 356 выдано 29.03.2010) по доверенности от 04.08.2010 N 849 сроком действия 3 года;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Облогина А.С. (удостоверение N 356 выдано 29.03.2010) по доверенности от 24.11.2010 N 211 сроком действия по 01.03.2011;
УСТАНОВИЛ:
решением от 27.10.2010 по делу N А46-1390/2010 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" города Новосибирска (далее по тексту - ОАО "ТГК N 11", Общество, заявитель) о признании незаконными решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости по Омской области) от 11.08.2009 N 36/09-13634 "О приостановлении осуществления кадастрового учета" и решения от 11.11.2009 N 36/09-19361 "Об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений"; об обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Омской области (далее по тексту - ФГУ "Земельная кадастровая палата") внести в государственный кадастр недвижимости изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016; разрешенное использование: для производственных целей; категория земель: земли населенных пунктов, местоположение установлено в 560 метрах северо-восточнее относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 65, на "ТЭЦ и районные котельные мощностью 200 Гкал и выше, работающие на газовом и газомазутном топливе" с 11.08.2009.
Общество, не согласившись с решением суда, обжаловало его в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
ОАО "ТГК N 11" на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016, местоположение которого установлено в 560 метрах северо-восточнее относительно 1-этажного здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, улица 2-я Солнечная, дом 65. В соответствии со сведениями государственного кадастра недвижимости разрешенное использование данного земельного участка определено "для производственных целей".
20.07.2009 ОАО "ТГК N 11 " обратилось в Управление Роснедвижимости по Омской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016, к которому были приложены копия документа, устанавливающего или удостоверяющего вещное право заявителя на объект недвижимости; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя; копия документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка.
11.08.2009 Территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Омской области было принято решение N 36/09-13634 о приостановлении осуществления кадастрового учета изменений, мотивированное тем, что для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка не представлены необходимые документы, подтверждающие изменение или установление вида разрешенного использования земельного участка. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр объектов недвижимости вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. По состоянию на 04.08.2009 в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016, а также о градостроительном регламенте, установленном для указанной территориальной зоны, не поступало.
Для устранения причин приостановления осуществления кадастрового учета изменений Обществу было рекомендовано обратиться с заявлением об учете изменений земельного участка после учета в государственном кадастре недвижимости сведений о границах территориальной зоны, имеющей отношение к испрашиваемому земельному участку, либо представить документ, подтверждающий в соответствии с федеральным законом измененное разрешенное использование земельного участка.
После истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета в связи с тем, что обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, не были устранены, 11.11.2009 Территориальным отделом N 1 Управления Росреестра по Омской области принято решение N 36/09-19361 об отказе в осуществлении кадастрового учета изменений.
ОАО "ТГК N 11", полагая, что указанные действия Управления Роснедвижимости по Омской области не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решений от 11.08.2009 N 36/09-13634 и от 11.11.2009 N 36/09-19361 и обязании внести изменения к государственный кадастр недвижимости.
Суд первой инстанции произвел замену в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованного лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области его правопреемником - Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее по тексту - Управление Росреестра по Омской области); привлек к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица - ФГУ "Земельная кадастровая палата".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации. Поскольку на органы кадастрового учета не возложена обязанность по сбору информации, необходимой для учета изменений, то в случае, если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618, для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки, подтверждающая установленное разрешенное использование земельного участка. В данном случае земельный участок с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016 расположен в границах территориальной зоны, границы которой не определены надлежащим образом, в государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о границах данной территориальной зоны; документы, подтверждающие отнесение земельного участка к территориальной зоне П1-288, с заявлением о государственном кадастровом учете изменений Обществом представлены не были. В связи с непредставлением заявителем необходимых для кадастрового учета документов, Управление обоснованно приостановило осуществление кадастрового учета, а в связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, Управление правомерно отказало в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, выразившимся в неприменении закона, подлежащего применению, и неправильном истолковании закона, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, необоснованным является вывод суда первой инстанции о необходимости предоставления заявителем копии документа, подтверждающего разрешенное использование земельного участка, поскольку сведения о видах разрешенного использования подлежат внесению в кадастр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. В данном случае границы территориальных зон определены Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (в частности карта территориального зонирования территории города Омска, являющаяся приложением N 1 к данному акту органа местного самоуправления). При этом сведения о границах территориальных зон и принадлежности земельных участков к той или иной территориальной зоне должны быть переданы заинтересованному лицу не позднее 30.12.2008 и на момент обращения Общества однозначно должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости. Иных документов, подтверждающих установленное разрешенное использование земельного участка Общество не должно предоставлять.
То есть Общество считает, что обладателем информации о территориальных зонах и их границах и, соответственно о возможных видах разрешенного использования земельных участков, расположенных в этих зонах, является заинтересованное лицо, документальное подтверждение данного факта заявителем не требуется. Более того, Общество не должно и не может располагать подобными документами, поскольку как границы территориальных зон воспроизводятся на дежурных картах и, соответственно, не могут быть доступны каким-либо лицам, кроме органа кадастрового учета.
Кроме того, ОАО "ТГК N 11" считает, что необходимость в предоставлении копии документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка относится лишь к случаям изменения имеющегося вида разрешенного использования на условно разрешенное, в отношении которых законом предусмотрен специальный порядок. В случае же изменения вида разрешенного использования на основной, что имеет место в данном случае, какого-либо специального документа, дополнительного разрешения и согласования не требуется.
Управление Росреестра по Омской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" в соответствии с представленными суду апелляционной инстанции отзывами на апелляционную жалобу считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Заинтересованные лица поддерживают выводы суда первой инстанции, указывая на то, что поскольку на орган кадастрового учета не возложена обязанность по сбору информации, необходимой для учета изменений, то в случае, если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 618, для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете, заполненная декларация об изменении вида разрешенного использования, а также документ, подтверждающий установленное разрешенное использование земельного участка.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ОАО "ТГК N 11" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции; представители Управления Росреестра по Омской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата" поддержали возражения, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, просили отказать в ее удовлетворении, решение суда - оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив апелляционную жалобу, отзывы, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
В силу пунктов 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) вносятся сведения о кадастровой стоимости земельного участка, о разрешенном использовании земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Часть 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 указанного Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 вышеназванного Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
В силу части 3 этой же статьи кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
Таким образом, осуществление кадастрового учета в связи с изменением характеристик земельного участка, в том числе в связи с изменением вида его разрешенного использования, осуществляется уполномоченным органом, как в порядке информационного взаимодействия, так и на основании заявлений собственников земельных участков, и иных лиц, указанных в законе.
При этом, согласно пункту 9 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ, при осуществлении кадастрового учета на оснований заявлений лиц, с заявлением в орган кадастрового учета должны быть представлены документы, необходимые для кадастрового учета, в том числе копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Сведения о видах разрешенного использования земельного участка в Реестр вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (пункт 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минюста РФ от 20.02.2008 N 35).
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При этом, как указано выше, если кадастровый учет изменений осуществляется не в порядке информационного взаимодействия, заявитель при обращении с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости должен представить копию фрагмента правил землепользования и застройки, подтверждающую установленное разрешенное использование земельного участка.
Данное законоположение обусловлено тем, что на органы кадастрового учета не возложена обязанность по сбору информации, необходимой для учета изменений, а такая информация не всегда может быть предоставлена в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 61.
Доводы Общества о том, что положение пункта 9 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ о необходимости представления копии документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка, относится лишь к случаям изменения имеющегося вида разрешенного использования на условно разрешенные, и не применяется при изменении вида разрешенного использования на основной, суд апелляционной инстанции не принимает, как основанный на неверном толковании положений закона.
Рассмотренный пункт 9 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ говорит лишь о необходимости представления копии документа, подтверждающего установленное разрешенное использование земельного участка, причем независимо от вида разрешенного использования, и не обязывает заявителя получать какие-либо согласования и разрешения.
В данном случае, как следует из материалов дела, и было установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016 расположен в границах территориальной зоны, границы которой не определены надлежащим образом. В государственном кадастре недвижимости не содержатся сведения о границах данной территориальной зоны.
Обществом при обращении с заявлением о кадастровом учете изменений, документы, подтверждающие отнесение земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016 к территориальной зоне П1-288 представлены не были.
Таким образом, поскольку в ГКН отсутствуют сведения о границах территориальной зоны, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016, а сведения о градостроительном регламенте, установленном для территориальной зоны, в которой находится этот земельный участок, в орган кадастрового учета не поступали, то у Управления отсутствовала возможность осуществить кадастровый учет этих изменений.
Ссылку Общества на данные, содержащиеся в карте градостроительного зонирования территории г. Омска, приведенные в Приложении N 1 к Правилам землепользования и застройки, утвержденным Решением Омского городского Совета 10.12.2008 N 201, суд апелляционной инстанции не принимает как в силу изложенного выше, так и связи с тем, что из содержания указанной схемы невозможно с достоверностью определить принадлежность спорного земельного участка к какой-либо из поименованных зон, ввиду отсутствия детального описания границ указанных зон. Как верно указало Управление, Обществу следовало устранить указанный недостаток в комплекте представленных документов путем обращения в соответствующий государственный орган, наделенный полномочиями по определению территориальных границ зоны, в котором расположен спорный земельный участок.
Из пункта 4 части 2 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ следует, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
Согласно части 4 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ, если решение о приостановлении принято в соответствии с пунктом 4 части 2 настоящей статьи, такое решение должно содержать указание на все документы, которые отсутствуют и которые должны быть представлены для осуществления соответствующего кадастрового учета.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца (часть 9 статьи 26 Федерального закона N 221-ФЗ).
Поскольку по истечении срока приостановления осуществления кадастрового учета Обществом не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении, Управлением Росреестра по Омской области правомерно, на основании пункта 6 части 2 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ было отказано в осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 55:36:13 01 01:3016.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ОАО "ТГК N 11".
Поскольку Обществом при подаче апелляционной жалобы в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 27.10.2010 по делу N А46-1390/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 11" (ОГРН 1055406226237) из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 28.07.2010 N 8891 на сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1390/2010
Истец: Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11", Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11"
Ответчик: Федеральная государственное учреждение "Земельная кадастровая палата", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
19.09.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1799/11
03.04.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-442/14
11.12.2013 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1390/10
08.10.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8692/13
23.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
15.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
24.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1799/11
23.01.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10670/12
29.11.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10670/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1390/10
16.05.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1390/10
19.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
08.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10671/11
16.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1799/11
21.01.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10276/2010
26.11.2010 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10276/10