г.Москва |
Дело N А40-113634/09-92-646 |
18 января 2011 г. |
N 09АП-31473/2010-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 18.01.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Поташовой Ж.В., Якутова Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.10.2010
по делу N А40-113634/09-92-646 судьи Уточкиным И.Н.,
по заявлению ФГУК "Государственный центральный театральный музей им.А.А. Бахрушина"
к Управлению Росреестра по г.Москве
третьи лица: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство культуры РФ,
об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности,
при участии в судебном заседании:
представитель заявителя не явился, извещен,
представитель ответчика не явился, извещен,
представитель Министерства культуры РФ не явился, извещен,
представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
ФГУК "Государственный центральный театральный музей им.А.А. Бахрушина" обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании недействительными решений Управления Федеральной регистрационной службы по г.Москве (в настоящее время - Управление Росреестра по Москве) об отказе в государственной регистрации права собственности, оформленного письмом от 04.09.2009 N 11/079/2009-541, и об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП, оформленного письмом от 11.09.2009 N 11/080/2009-516, на квартиру, расположенную по адресу: г.Москва, ул.Б.Бронная, д.2/6, кв.47.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 10.11.2009 по данному делу заявленные ФГУК "Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина" требования удовлетворены.
В апелляционном порядке решение не обжаловалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 16.03.2010 решение Арбитражного суда г.Москвы от 10.11.2009 по данному делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость при новом рассмотрении выяснить вопрос о том, право собственности какого другого лица на спорный объект недвижимости было зарегистрировано в ЕГРП и при необходимости обсудить вопрос о привлечении данного лица, а также Росимущества и Минкультуры России к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, установить все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, дать оценку всем доводам и возражениям лиц, участвующих в деле.
Суд кассационной инстанции указал, что из норм статей 120, 296, 299 Гражданского кодекса РФ следует, что право оперативного управления, принадлежащее учреждению как субъекту ограниченного вещного права, по своей сути не может совмещаться у него с правом собственности.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд г.Москвы определением от 03.06.2010 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.10.2010, принятым по данному делу, в удовлетворении заявления ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина" отказано.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие предусмотренных ч.2 ст.201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований. По мнению суда, оспариваемый отказ УФРС по Москве соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не нарушает прав и законных интересов заявителя. Суд указал, что в силу специальной правоспособности заявитель не вправе приобретать право собственности на недвижимое имущество, поступающее к нему по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Кроме того, анализируя причины отказа в регистрации, суд пришел к выводу о том, что представленная на регистрацию доверенность не противоречит положениям статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Не согласившись с данным решением в части выводов относительно соответствия доверенности закону, Управление Росреестра по г.Москве в апелляционной жалобе просит его изменить, исключив из мотивировочной части обжалуемого решения следующие абзацы: "Согласно ст.185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. Представленная в УФРС по г. Москве доверенность от 08.07.2009 N 3-372 выдана генеральным директором ФГУК "ГЦТМ им. А.А.Бахрушина" Родионовым Д.В., назначенным на эту должность в соответствии с действующим законодательством, что подтверждено заверенной копией приказа о его назначении, представленной в регистрирующий орган, что не противоречит п.1 ст.16 Закона о регистрации". При этом податель жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Ссылается на то, что Законом о государственной регистрации прямо предусмотрена нотариальная форма доверенности, представляемой уполномоченным представителем заявителя при подаче заявления на государственную регистрацию.
От ответчика и третьих лиц отзывов на апелляционную жалобу не поступило.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не представили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина" 08.07.2009 обратилось в Управление Росреестра по г.Москве с заявлением вх.N 77-77-11/079/2009-541 о государственной регистрации права собственности на квартиру N 47, расположенную по адресу: г.Москва, ул.Большая Бронная, д.2/6, полученную Музеем на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 28.09.2005, удостоверенного нотариусом г.Москвы Блиновой Е.С. (в реестре за N 4189).
05.08.2009 письмом N 11/079/2009-541 Управление уведомило ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина" о приостановлении государственной регистрации сроком на один месяц - до 05.09.2009.
В качестве основания для приостановления государственной регистрации регистрирующий орган указал на непредставление документов, подтверждающих правопреемство Музея после организации с наименованием "Государственный Центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина", в том числе документы о смене наименования, внесения изменений в Устав, свидетельства о внесении записей в Единый государственный реестр юридических лиц; непредставление документов соответствующего уполномоченного государственного органа, подтверждающий право Музея иметь в собственности указанный объект недвижимого имущества в качестве ФГУ с учетом положений п.12 ст.299 ГК РФ; непредставление соответствующим образом заверенной копии свидетельства о праве на наследство, что противоречит п.5 ст.18 Закона о регистрации. Также регистрирующий орган указал, что при подаче документов на регистрацию в нарушение п.1 ст.16 Закона о регистрации доверенность представителя Чепорова М.Ю. N 3-372 от 08.07.2009 нотариально не заверена.
ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина" 30.07.2009, 13.08.2009 и 21.08.2009 в регистрирующий орган поданы дополнительные документы для приобщения к документам, представленным 08.07.2009 на государственную регистрацию.
Посчитав, что Музеем устранены не все причины приостановления государственной регистрации, решением от 04.09.2009, оформленным письмом N 11/079/2009-541, Управление ФРС по Москве отказало в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество по адресу: г.Москва, ул.Б.Бронная, д.2/6, кв.47 (том 1 л.д.40).
При этом регистрирующий орган сослался на абз.4, 10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а именно на то, что не представлен документ соответствующего уполномоченного государственного органа, подтверждающий право Музея приобретать вышеуказанную квартиру в собственность в качестве Федерального государственного учреждения культуры, не предъявлена нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя Музея.
13.08.2009 ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина" также подано заявление N 77-77-11/080/2009-516 о государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на субъект права - ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина" на основании Устава (новая редакция) от 27.09.2006, по квартире, расположенной по адресу: г.Москва, ул.Большая Бронная, д.2/6, кв.47.
Решением от 11.09.2009 N 11/080/2009-516 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации на основании абзацев 10, 11 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, указав, что по сведениям ЕГРП на данную квартиру зарегистрировано право собственности другого лица, а также, что в нарушение п. 1 ст. 16 Закона о регистрации при подаче документов на регистрацию представителем Музея Чепоровым М.Ю. была предъявлена не заверенная нотариально доверенность.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд г.Москвы.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Учреждением требований.
Согласно п.1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1, 4 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Согласно п.2 ст.299 ГК РФ плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В настоящем случае суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявитель не вправе приобретать право собственности на недвижимое имущество, поступающее к нему по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
В соответствии с п.2 ст.1116 Гражданского кодекса Российской Федерации к наследованию по завещанию могут призываться Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства и международные организации, а к наследованию по закону - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в соответствии со ст. 1151 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.2 Устава ФГУК "Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина", утвержденного приказом Федерального агентства по культуре и кинематографии от 27.09.2006 N 495, и распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 N 5-р Музей находится в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии.
В соответствии с п.28 Устава ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина" имущество, здания и сооружения Музея являются федеральной собственностью и находятся в его оперативном управлении.
Здания, сооружения, коллекции и фонды Музея являются федеральной собственностью и не подлежат продаже и передаче в залог.
Для осуществления деятельности, предусмотренной настоящим уставом, Музей владеет, пользуется и распоряжается имуществом, в том числе получаемым в виде дара, пожертвований российских и иностранных юридических и физических лиц, а также по завещанию или на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Музея, а также имущество, переданное Музею в виде дара, пожертвования или по завещанию, приобретенное за счет имеющихся финансовых средств, по договору или на иных основаниях, поступает в оперативное управление Музея. Музей обязан представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.
При таких обстоятельствах представляется правомерным вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя о признании незаконными решения Управления Росреестра по г.Москве, оформленного письмом от 04.09.2009 N 11/079/2009-541, об отказе в государственной регистрации права собственности и решения, оформленное письмом от 11.09.2009 N 11/080/2009-516, об отказе в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП на квартиру, расположенную по адресу: г.Москва, ул.Б.Бронная, д.2/6., кв.47, поскольку оспариваемые отказы соответствуют требованиям действующего законодательства и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Суд первой инстанции в решении указал, что представленная заявителем в Управление Росреестра по г.Москве доверенность от 08.07.2009 N 3-372 выдана генеральным директором ФГУК "Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина" Родионовым Д.В., назначенным на эту должность в соответствии с действующим законодательством, что подтверждено заверенной копией приказа о его назначении, представленной в регистрирующий орган, что не противоречит п.1 ст.16 Закона о регистрации.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, апелляционная коллегия находит неправомерным данный вывод суда, поскольку Учреждением в нарушение ст.16 Закона о регистрации не была предоставлена удостоверенная нотариусом доверенность на представителя.
Законом о государственной регистрации не предусмотрено, что при внесении изменений в реестр, касающихся правопреемства, доверенность на представителя может быть не удостоверена нотариусом.
Представление заявителем для государственной регистрации доверенности, не удостоверенной нотариально в установленном законом порядке, противоречит положениям п.1 ст.16, п.5 ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок". При этом ст.185 ГК РФ, на положения которой ссылается суд первой инстанции в обоснование своих выводов, не освобождает представителя юридического лица от обязанности представить в регистрирующий орган нотариально удостоверенный документ, подтверждающий его полномочия действовать от имени юридического лица.
Констатируя необоснованность выводов суда первой инстанции в указанной части, апелляционный суд вместе с тем полагает, что данное обстоятельство не повлекло принятие незаконного судебного акта, в связи с чем считает необходимым оставить обжалуемое решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.10.2010 по делу N А40-113634/09-92-646 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113634/09-92-646
Истец: ФГУК "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина", Чёпорову М.Ю. (для ФГУК "Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина")
Ответчик: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр)
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Министерство культуры Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31473/2010
20.09.2010 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-22740/2010
15.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9482/10
05.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9482/10
16.03.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КГ-А40/1876-10